К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как политтехнологи зарабатывают на сентябрьских выборах

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Помимо реальных, пусть и маргинальных партий, на сентябрьские выборы пойдут и политтехнологические проекты

В предыдущих статьях рассказывалось о новых партиях, отнесенных нами к первой и второй группам — политическим и общественным. Сейчас речь пойдет о последней, третьей, группе — о политтехнологических партиях. К этой группе мы причисляем 13 партий из числа получивших право участвовать в выборах.

Основные критерии отнесения партий к этой категории три: краткая и малосодержательная программа, неизвестные лидеры (или лидеры, известные в первую очередь как политтехнологи), отсутствие сайта.

Среди 13 партий, причисленных к политтехнологическим, выделяются 7, которые явно связаны с известным политтехнологом Андреем Богдановым. Несколько месяцев назад МК цитировал достаточно откровенные высказывания Богданова: «Мы строим партии, как строится дом. Мы еще не знаем, кто в нем будет жить. А когда дом построен — начинаем продавать квартиры под ремонт. В этом «многоквартирном доме» одна «квартира» — один регион». Правда, в той статье внушалось, будто таким образом создано около 20 партий, что было сильным преувеличением.

 

При этом Богданов верно отметил, что он создавал партии по всему политическому спектру. Действительно, среди «богдановских» партий есть и коммунисты (Коммунистическая партия социальной справедливости с замечательной аббревиатурой КПСС), и Социал-демократическая партия России (СДПР), и Народная партия России (НПР), которая в программе позиционирует себя как «партия государственников», и вполне либеральная по своей программе Демократическая партия России (ДПР), и патриотическая «Родная страна» и еще одна партия, которая в программе позиционируется как социал-либеральная. Первоначально она называлась Партией социальных сетей, но недавно сменила название на «Гражданская позиция», явно становясь спойлером прохоровской партии.

У всех этих партий много общего вплоть до мелочей, например, в отличие от большинства партий их официальное краткое наименование — аббревиатура. Руководители этих партий, в основном, соратники Богданова по прежней работе (в партии «Русь», ДПР и «Правом деле»). Программы — рекордсмены по краткости. В справочнике, изданном ЦИК России, указаны партийные сайты, но они не работают.

 

В октябре прошлого года шесть «богдановских» партий из семи (кроме «Родной страны») имели право участвовать в тех выборах и в основном активно в них участвовали.

Но участвовали весьма своеобразно.

Сразу в нескольких регионах и региональных столицах выдвигались списки из одних и тех же людей, при этом по ряду регионов в списке не было ни одного местного жителя. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что были регионы, где списки составлялись из местных, видимо, там, где «квартиру» удалось продать. Так, ДПР выдвинула на октябрьских выборах 12 списков, из них 9 состояли из одних и тех же людей; КПСС — 11 (из них 8 совпали); «Союз горожан» — 9 (6 совпали).

 

Результаты «богдановских» партий на тех выборах продемонстрировали рейтинг популярности их названий: у КПСС средний результат 1,7%, у «Союза горожан» — 0,9%, у ДПР — 0,4%, у НПР — 0,3%, у СДПР и Партии социальных сетей — 0,2%.

И в нынешней кампании мы наблюдаем практически ту же технологию. Полной информации пока еще нет, но уже видно, что по Архангельской, Смоленской, Ульяновской областям и Бурятии выдвигаются списки из одних и тех же людей.

Из 6 других партий, которые мы считаем политтехнологическим, в октябрьских выборах имели право принимать участие две. Однако Партия свободных граждан, возглавляемая бывшим заместителем председателя Молодежного парламента Томской области Павлом Склянчуком, выборы практически проигнорировала, выдвинув всего двух кандидатов. Да и на нынешних выборах ее активности пока не видно. Политическая партия Социальной защиты на октябрьских выборах выдвинула всего один список, состоявший из одного кандидата, его результат — 0,1%.

После октябрьских выборов право участвовать в выборах получили еще четыре партии, являющиеся, по нашему мнению, политтехнологическими.

Наиболее интересна партия «Против всех», которая видимо, рассчитывает за счет названия собрать голоса протестного электората.

 

Есть партия «ЧЕСТНО» /Человек. Справедливость. Ответственность/» – она позиционирует себя как внеидеологическую силу, которая «берет на себя обязательство всеми законными методами бороться за то, чтобы сделать государство честным». Появилась Российская социалистическая партия, программа которой мало соответствует ее названию. В ней написано: «Основой идеологии партии является четкое понимание ответственности каждого за все, происходящее в обществе».

И уже в тот момент, когда большинство выборов сентябрьской кампании были назначены, право участия в выборах получила Партия Социальной солидарности, которую возглавляет экономист и журналист Александр Вознесенский, но при чтении ее программы создается впечатление, что она написана студентом-первокурсником политологического факультета.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+