Forbes
$66.66
74.14
DJIA17787.20
NASD4948.00
RTS904.33
ММВБ1899.01
Станислав Шекшня Станислав Шекшня
профессор бизнес-школы INSEAD и старший партнер Ward Howell 
Вероника Загиева Вероника Загиева
исследователь Ward Howell Talent Equity Institute 
Поделиться
0
0

Операция «Преемник»: как передавать власть гендиректору

Операция «Преемник»: как передавать власть гендиректору
фото Fotobank/Getty Images
Кто управляет Россией: результаты исследования руководителей 160 крупнейших компаний страны за 10 лет

Генеральному директору «Кузбассразрезугля» Игорю Москаленко 50 лет. Карьеру он начал слесарем на Шадринском автоагрегатном заводе, позже получил высшее техническое образование и стал директором по маркетингу и продажам. В 1999 году завод был куплен холдингом УГМК, который быстро рос и отправлял талантливых менеджеров осваивать новые активы — Москаленко был назначен гендиректором только что приобретенного завода «Электроцинк». Через пять лет он был переведен на другое предприятие группы, а в 2010 году возглавил ключевой добывающий актив УГМК — «Кузбассразрезуголь».

Бу Андерссон тоже гендиректор крупной российской компании. Ему 58 лет, он родился в Швеции, окончил военную академию, уволился в запас в чине майора и начал корпоративную карьеру в автомобильной отрасли. В General Motors Андерссон проработал 16 лет, став вице-президентом. В 2009-м он принял предложение российской группы ГАЗ возглавить ее бизнес. А спустя четыре года АвтоВАЗ пригласил Бу Андерссона на пост гендиректора.

По возрасту, образованию, истории и социальному капиталу (сети контактов) Москаленко очень похож на портрет среднестатистического СЕО российской компании, полученный в результате проведенного Ward Howell исследования руководителей 160 крупнейших российских компаний.  А Бу Андерссон, наоборот, самый нетипичный CEO: иностранец с MBA, возглавляющий уже вторую крупную российскую компанию, которая принадлежит не связанным с первой акционерам.

Исследование охватило период с 2003 по 2013 год и дало возможность узнать, кто управляет российским бизнесом, как долго, насколько результативно.

Наиболее интересными выводами мы хотели бы поделиться с читателями Forbes.

Свои и чужие

Во главе крупнейших российских компаний стоят зрелые, но еще достаточно молодые мужчины (женщин всего три). Средний срок пребывания в должности — 7 лет, при этом собственники остаются на первой позиции в два раза дольше — почти 15 лет. Таких руководителей по-прежнему много — 28%, и абсолютное большинство из них представляют первое поколение предпринимателей. Лишь в 4% компаний к власти пришло второе поколение, как это произошло с Сергеем Михайловым, сыном основателя ГК «Черкизово» Игоря Бабаева, занявшим должность гендиректора в 27 лет.

Владельцы компаний не спешат освобождать свои кабинеты для детей. Однако в последние годы на позицию гендиректора часто назначают представителей второго поколения политически влиятельных семей. Такие СЕО работают в четырех крупнейших компаниях. Например, сын Юрия Ковальчука Борис возглавляет «Интер РАО ЕЭС», а сын Николая Патрушева Дмитрий — Россельхозбанк.

Пришедшие с рынка СЕО (их называют аутсайдерами) управляют 25% крупнейших компаний. Большинство аутсайдеров совершили переход с повышением: только у 38% предыдущая позиция — генеральный директор, хотя ранее они могли быть первым лицом в менее крупных компаниях.

Более 25% гендиректоров выросли в своей компании, проработав там в среднем 11 лет (инсайдеры). Достаточно много СЕО пришли на эту должность из других компаний группы, принадлежащей одним акционерам, — 22% из нашей выборки.

Нажмите на рисунок для увеличения масштаба

Кто результативнее

Наиболее результативными СЕО как в России, так и в мире являются владельцы бизнесов. Согласно данным нашего исследования, возглавляемые ими компании лишь в 13% случаев демонстрируют прибыльность ниже среднеотраслевой (мы использовали показатель EBITDA), а в 33% случаев идут выше рынка. Они обладают глубоким знанием своего бизнеса — компании, отрасли, страны, имеют мощную сеть контактов, высокую мотивацию, простор для принятия неортодоксальных управленческих решений.

В категории наемных СЕО наиболее стабильные результаты показывают компании под управлением менеджеров, пришедших из других компаний акционерной группы. Возможное объяснение состоит в том, что в условиях России близость к владельцу и его ресурсам, особенно сетевым, является более важным фактором успеха, чем глубокое знание компании и отрасли, свойственное инсайдеру.

Результативность возглавляемых внешними CEO компаний заметно ниже.

Этой категории руководителей не хватает как традиционных для всех рынков знаний компании, а иногда и отрасли, так и специфически российских факторов — доверия и поддержки акционеров и сетевого ресурса.

Смена первого

Сменяемость СЕО в крупных компаниях в России значительно выше, чем в США и Западной Европе. За изученное нами десятилетие 70% компаний поменяли гендиректора, 24% сделали это дважды, 22% — более двух раз.

Нажмите на рисунок для увеличения масштабаДинамика преемственности сильно разнится по отраслям. Абсолютный лидер — телеком, где среднее число смен СЕО — 3,7 на одну компанию (в «Вымпелкоме» и «Ростелекоме» первые лица поменялись шесть и пять раз соответственно). Возможное объяснение: привыкшие к бурному росту в начале 2000-х акционеры, не удовлетворенные медленным ростом или даже падением результатов в период насыщения рынка, занялись поиском корпоративного спасителя в лице нового СЕО.

Другим объяснением частой смены CEO может быть акционерная структура телекоммуникационных компаний. Три из них относятся к наиболее динамичной с точки зрения сменяемости СЕО группе — публичным компаниям с более чем двумя крупными акционерами. Обычно в таких компаниях собственники стремятся назначить на позицию первого руководителя своего человека или хотя бы удалить чужого ставленника.

В компаниях с госучастием вновь назначенные СЕО работают заметно дольше, чем их коллеги из частного сектора.

Причина — значительно меньшая чувствительность государства к финансовым результатам. Вероятно, свое влияние оказывает и проводимая президентом Путиным политика стабильности кадров. Во всяком случае Алексей Миллер руководит «Газпромом» 13 лет, Андрей Костин (ВТБ) и Сергей Когогин (КамАЗ) на своих постах по 12 лет, Владимир Якунин возглавляет РЖД почти 9 лет, что значительно дольше среднего срока пребывания в должности наемного СЕО из нашей выборки — 4,5 года.

Нажмите на рисунок для увеличения масштаба

Как уходят

На развитых рынках основная причина ухода с должности СЕО — собственное желание, второй по частоте фактор — неудовлетворительные финансовые результаты компании, третий — реструктуризация и реорганизация бизнеса. В России наемные главы компаний очень редко уходят в отставку по своей инициативе.

В 39% случаев форма ухода — увольнение, 28% — понижение в должности, что на развитых рынках редкое явление. Мы объясняем «покладистость» российских менеджеров неразвитостью рынка высших руководителей в России, первостепенным значением социального капитала (связей) и привлекательностью руководящих (пусть и не первых) позиций в крупнейших компаниях. Как заметил один гендиректор, много лет возглавляющий одну из компаний нашей выборки, «на этих позициях не надо платить зарплату, люди готовы доплатить из своего кармана, чтобы попасть на работу в крупный бизнес».

Должность топ-менеджера крупной компании дает человеку возможности для развития социального капитала, который легко превращается в финансовый.

Многие из них реализуют независимые бизнес-проекты, которые стали возможны благодаря их положению. Например, Леонид Меламед, бывший президент компании МТС (2006–2008) и холдинга АФК «Система» (2008–2011), вместе с коллегами развивает собственную компанию Team Drive.

Замена 

Модели замены СЕО в России соответствуют практике развитых рынков, но и здесь есть свои особенности. Основной формой передачи полномочий является плановая замена на заранее определенного внутреннего преемника (так называемая эстафета от англ. relay succession) — 32% изученных нами случаев. Пример — «СУ-155», основной акционер которой Михаил Балакин в 2003 году передал полномочия гендиректора своему заместителю Александру Мещерякову, который до сих пор возглавляет компанию.

На плановое привлечение СЕО со стороны приходится 24% замен. Особенностями России являются высокое число случаев замены СЕО на руководителя другого актива той же акционерной группы, низкий процент конкурентных замен СЕО (модель «скачек», от англ. horse race succession), когда до последнего момента есть несколько претендентов на замещение освобождающейся должности, и заметное число «сетевых» назначений, при которых важному для «системы» человеку находится должность гендиректора.

Кто эффективнее

Эффективность процесса смены СЕО в крупнейших компаниях России ужасающе низкая. Более 30% ушедших гендиректоров не продержались в должности и одного года! Павел Пелюгин, проработавший в группе ЧТПЗ 10 лет, стал гендиректором в январе 2008 года и уже в октябре оставил позицию. Игорь Есиповский находился во главе АвтоВАЗа всего шесть месяцев.

Средний срок работы нового СЕО из нашей выборки — 3 года. Он короче у назначенцев из группы, которые часто являются временными фигурами, и их функции состоят в поддержании, а не трансформации бизнеса, и аутсайдеров. Дольше всех остаются в должности вернувшиеся к управлению собственники, но и они работают почти в два раза меньше, чем вновь назначенные СЕО на развитых рынках.

Они же добиваются лучших результатов (например, возвращение Олега Дерипаски к управлению «Русалом» в разгар кризиса помогло компании удержаться на плаву). На втором месте принявшие эстафету инсайдеры. Леонид Страхов, который эффективно руководит «Спортмастером» более 10 лет, до этого семь лет проработал в компании.

Нажмите на рисунок для увеличения масштабаВнешним кандидатам везет меньше. Часто их приглашают в сложных ситуациях, когда собственники не справляются с управлением, не верят в свои силы.

В результате аутсайдеры попадают в ситуацию, которую не получается быстро исправить, в то время как собственники ожидают скорых побед.

Например, в кризис собственник одной металлургической компании в течение двух лет трижды поменял генеральных директоров и, разочаровавшись в профессиональном управлении, возглавил компанию сам. А у тех, кто получил должность благодаря высокопоставленным контактам, к отсутствию знания компании, отрасли и специфики работы генерального директора, добавляется особенность мотивации — их благополучие связано не с результатами бизнеса, а с положением в сети, которое обеспечивает устойчивый доступ к ресурсам, в том числе и престижным позициям.

Специфика лидерства

Чтобы стать СЕО крупной компании в России, кандидату в значительно меньшей степени нужно обладать успешным опытом управленческой работы, бизнес-образованием, знанием компании или отрасли. На первом месте — социальный капитал, знакомство с теми, кто принимает решения, или с теми, кто за счет своего статуса или связей может на них повлиять.

Большое значение имеют и демографические характеристики — предпочтение отдается россиянам, мужчинам до 50 лет. Чтобы остаться в должности надолго, надо прежде всего завоевать доверие ключевых людей — акционеров или их представителей. Профессионализм, безусловно, способствует этому, но не является достаточным условием. При этом хорошие бизнес-результаты и доверительные отношения с ключевыми людьми не являются гарантией сохранения должности — конфликты акционеров, реструктуризации, слияния несут в себе постоянные угрозы.

Страницы12
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Беспокоит ли вас курс рубля?
Проголосовало 17318 человек

Forbes сегодня

31 мая, вторник
Forbes 06/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.