К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Неторопливые роботы: почему внедрение "беспилотников" может растянуться на годы

Фото Volvo Group
Фото Volvo Group
Рост индустрии сдерживают инженерные проблемы, неоднозначная позиция регуляторов и высокие цены

Отнимут ли роботы работу у людей? Об этом сегодня много говорят, особенно после анонса новостей о беспилотных автомобилях, роботах для сельского хозяйства и для сферы услуг. Мировой рынок роботов в 2015 году достиг почти $25 млрд, подсчитали в Research and Markets. Он будет расти каждый год на 4% и к 2021 году пройдет отметку в $31,5 млрд. Да, индустрия стремительно развивается и водители такси, почтальоны, курьеры, сиделки могут быть заменены машинами. Можно перечислить множество профессий, где роботы могли бы оказаться более эффективными, чем люди. Но вряд ли в ближайшие десять лет они действительно потеснят специалистов. Более того, даже те самые картины с разъезжающими по улицам Сан-Франциско беспилотными авто, которые так любят рисовать Илон Маск и Трэвис Каланик (чем не будущее, которое рисовали нам фантасты XX века?), станут реальностью не в ближайшие годы.

Индустрия такси, безусловно, роботизируется. Беспилотные автомобили сегодня разрабатывают многие технологические игроки: Tesla Motors, Google, предположительно Apple, почти все крупнейшие автопроизводители, бесчисленное число стартапов и, конечно же, Uber, который 14 сентября запустил первые роботакси в Питтсбурге. Компания призвала лояльных пользователей воспользоваться услугами таких авто, чтобы убедиться, что поездки совершаются корректно, безопасно и удобно для пассажиров. Пока в роботакси есть и настоящий водитель — в экстренном случае он может перехватить управление у автопилота.

Еще одно перспективное направление - роботизация магистральных грузоперевозок.  Уже упоминавшийся Uber недавно приобрел компанию, разрабатывающую беспилотные грузовики. Предположим, что вместе с внедрением «умных» дорог будет расти и количество «умного» беспилотного грузового транспорта. Здесь работают почти те же плюсы и минусы, что и при внедрении беспилотных такси — со временем повысится надежность перевозок, упадут стоимость и время доставки. Логично предположить, что роботизация в этой сфере, распространяясь вниз по цепочке, на какое-то время застрянет на последних 30 метрах.   

 

Но все же повсеместное внедрение  беспилотных решений совершенно точно растянется на долгие годы. Почему робомобили массово не появятся, скажем, на улицах Москвы в ближайшие пять-семь лет?  

Проблемы роботов: цены, технологии и регуляторы

Одно дело — снять красивый ролик для YouTube, совсем другое — реальность. В ней основные проблемы роботов — ориентирование в пространстве, преодоление препятствий, надежность всех систем — все еще не решены. Лучшие команды инженеров и программистов бьются над банальными, как может показаться непросвещенному обывателю, задачами.

 

Чтобы попасть из точки А в точку Б, робот должен «видеть» — точно понимать, где он находится. Для этого сегодня используются GPS-навигация, локаторы, датчики, камеры, контрольные линии и прочее. Систему не должен «слепить» солнечный свет, ей не должны мешать дождь, туман или плохая видимость. Увы, на сегодняшний день навигация, компьютерное зрение и распознавание объектов далеки от совершенства. Но еще дальше — принятие со стороны общества и законодательное регулирование беспилотников в городах.

Первая авария со смертельным исходом с участием робокара, которая случилась этой весной, привлекла пристальное внимание прессы, общественности, органов госвласти США. В инциденте с автопилотируемой Tesla Model S погиб водитель. Как сообщали СМИ, сбой случился как раз в системе распознавания объектов — в первых публикациях предполагалось, что радар Tesla не смог распознать белый грузовик в лучах яркого весеннего солнца. Позже компания объяснила, что виноват был не автопилот, а система торможения. Tesla и так испытывает давление со стороны критиков, поэтому отстоять автопилот было крайне важно.

Впрочем, со временем и с развитием технологий робомобили все-таки сделают дороги более безопасными. Boston Consulting Group, например, прогнозирует, что беспилотные авто помогут снизить аварийность на дорогах аж на 90%. Беспилотные такси, в которые со временем пересядут если не все, то многие, решат много проблем современных городов, в частности — пробки. Вот только случится это явно не завтра.

 

На каждом этапе внедрения роботов в нашу жизнь будет включаться регулятор — государство. В настоящее время не завершены даже споры о том, что следует считать роботом с точки зрения права. Как регулировать деятельность роботов? Кто должен отвечать за ошибки в случаях, когда что-то пошло не так и пострадали люди? Эти моменты только начали обсуждаться на государственном уровне — не только в нашей стране, но и в США.

Роботы-курьеры: вряд ли в России

Казалось бы, роботизировать курьерские перевозки еще более логично, чем рынок такси. Если глобальный рынок услуг такси оценивается в $22 миллиарда, то рынок услуг доставки на порядок выше — около $240 миллиардов. И это не считая собственных служб доставки магазинов, на которые приходится около 90% e-commerce доставок, национальной почты и коммерческих авиалиний. Помимо размера рынка эти услуги сильно отличаются сложностью. Для конечного потребителя это не очевидно, но процессов, через которые проходит посылка, во много раз больше, чем процессов, участвующих в подаче такси.

Если рассмотреть классическую доставку по цепочке «распределительный центр — магистральная перевозка — региональный склад — локальный развоз — дверь получателя», то на одном ее конце роботизация уже произошла. Если вы еще не видели ролик Amazon warehouse robots, то обязательно посмотрите, как работает огромный и полностью автоматизированный склад Amazon.

Помимо классической доставки в последние годы бурно развивается peer-to-peer доставка. В этом варианте посылка проделывает путь от отправителя к получателю максимум в течение одного дня, минуя склады и сортировки. Прием такой посылки от получателя и ее передача отправителю — это те самые проблемные 30 метров, которые в обозримом будущем останутся прерогативой человека.

Допустим, робот дошел (или его довезли) до нужного дома — что дальше? Он должен открыть дверь, суметь  подняться по ступенькам, вызвать лифт, позвонить в дверь. Казалось бы — чистая механика. Но и здесь есть нерешенные задачи — сделать «гнущиеся» ноги и заставить робота шагать, не теряя равновесия, поворачивать ручки и открывать двери — пока не удалось никому. На крупнейших робототехнических соревнованиях DARPA выступают роботы, которым как-то удается преодолеть подобные препятствия. Но это — под наблюдением десятков инженеров и только на тестовом полигоне. Отправить робота в Одинцово к бабушке с пирожками не получится ни сегодня, ни в ближайшие годы — не дойдет.

 

Что касается раскручиваемой сейчас идеи доставки грузов дронами — единичные новости об этом выглядят скорее маркетинговым ходом, чем реальным бизнесом. У дронов есть как технические ограничения (по грузоподъемности и возможности попасть в ту или иную точку), так и правовые (любые беспилотники и коптеры со взлетной массой более 250 г подлежат государственной регистрации и не могут летать везде, где вздумается их владельцам). И потом, все еще не понятно, как защитить сами дроны — их могут сбить хулиганы или банально украсть.

Какое же место в доставке будут занимать дроны в будущем? Скорее всего, очень небольшое. По всей вероятности, в целях безопасности их использование будет жестко регулироваться. В одной лишь Москве каждый день на линию выходит около 30 000 курьеров. Представьте себе столько дронов в небе. Даже если дрон настолько надежен, что будет падать один раз за три года, это значит, что из 30 000 дронов каждый день на головы горожан их будет падать 30 штук. Возможно, в городах будут выделены специальные коридоры для них, а возможно, их просто запретят. Скорее всего, ниша курьерских дронов — доставка на лужайку перед загородным домом, что особенно актуально для США, где очень большая часть населения живет в таких домах. Неудивительно, что Amazon активно работает над этим. Но вряд ли то же самое будет реализовано в России.

Не конкуренты, а помощники

Научное сообщество пытается найти способы максимально безболезненной адаптации роботов к жизни. Уже сегодня много говорится о новых профессиях и этике применения роботов. Одна из популярных идей — ко-роботизация. В этой концепции роботы не заменяют людей, а становятся их помощниками в выполнении повседневных задач.

Несомненно, будет усиливаться автоматизация услуг доставки. До сих пор мы говорили о роботах «железных», однако в нашу жизнь уже незаметно вошли роботы-программы. Если вы видите рекламные баннеры на этой интернет-странице, с большой вероятностью они оказались здесь благодаря технологии real time bidding — за те несколько десятков миллисекунд, пока страница загружалась, программные роботы, представляющие разных рекламодателей, провели мгновенный аукцион за право показать вам свой баннер. Победил тот, кто дал наивысшую цену, а дал он ее потому, что именно вы (по мнению робота) отреагируете на эту рекламу наилучшим образом.

 

В современных службах доставки похожий программный робот собирает отклики курьеров на каждый заказ и назначает наиболее подходящего. В будущем склады, грузовики и фургоны будут продавать место у себя на мгновенных аукционах, естественным образом обеспечивая эффективность доставок. Вполне возможно, что владельцы беспилотных автомобилей будут отпускать их «пастись» — подрабатывать, сдавая место в багажниках для перевозки курьерских посылок на то время, пока они не нужны хозяину.

Через пять-семь лет на дорогах сначала больших городов, а затем и малых, появятся автоматизированные курьерские команды из робомобилей и курьеров. Или наоборот — живой сопровождающий будет доставлять на место робота, который с высокой скоростью доставит груз, скажем, через окно. В peer-to-peer доставке перемещение по городу вполне могут осуществлять робофургоны, вычисляющие в реальном времени оптимальный маршрут для обмена посылками с курьерами, которые будут забирать и отдавать посылки людям. Существует и противоположное мнение: эстонский стартап Starship, например, рассчитывает на фургоны, управляемые людьми, которые будут перевозить маленьких роботов на колесиках. Те со скоростью пешехода привезут посылку конечному получателю.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+