
Росавиация разослала российским авиакомпаниям телеграмму, в которой говорится о возможной приостановке чартерных рейсов в Турцию в связи со сложной внутриполитической обстановкой в стране. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на свой «информированный источник».
По оценкам Ассоциации туроператоров России и Российского союза туриндустрии, в Турцию на лето 2017 года уже продано от 500 000 до 1 млн туров. В докризисный период на отдых в Турцию такое количество туристов вылетало ежемесячно.
Подобные сообщения приводят к волнению на рынке, но российские туристы не первый раз сталкиваются влиянием политики на индустрию, поэтому путевки сдавать не спешат, а ждут официальных решений. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил RNS, что его регион готов принять всех туристов в случае отмены чартеров в Турцию.
И хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что чартеры — это не вопрос Кремля, а, скорее, тема правительства и Росавиации, авиационное сообщение нередко используется для политического давления на оппонентов. Как Россия прекращала и возобновляла авиационное сообщение с другими странами — в галерее Forbes.
Турция, 2015 год
Причины:
Российский бомбардировщик Су-24 24 ноября 2015 года был сбит турецким истребителем F-16. Министерство обороны Турции заявило, что самолет нарушил воздушное пространство страны и получил за 5 минут 10 предупреждений. В Минобороны России подчеркнули, что Су-24 был сбит на территории Сирии.
Владимир Путин тогда назвал атаку Турции на российский Су-24 «ударом в спину», а также событием, выходящим за рамки обычной борьбы с терроризмом. После инцидента со стороны России в отношении Турции были введены санкции, в числе которых — запрет на продажу туров и полеты чартеров.
Последствия:
Ноябрь 2015 года запомнился участникам туристической отрасли не только запретом на чартеры в Турцию, но и запретом на полеты в Египет после теракта, в результате которого потерпел крушение российский лайнер Airbus 321, следовавший из Шарм-эль-Шейха в Петербург. По информации крупнейших туроператоров, на долю Египта и Турции в тот момент приходилось около 50% продаж. Туркомпании были вынуждены урегулировать споры с клиентами и предлагать им замену уже оплаченных путевок. По информации АТОР, рынок выездного туризма за 2015 год сократился в три раза.
В августе 2016 года после принесенных президентом Турции извинений, а также в результате переговоров лидеров двух стран стороны приняли решение начать восстановление связей в прежнем объеме.
Только после этого российские эксперты Минтранса обследовали аэропорты Турции и представили правительству отчет о безопасности полетов в эти пункты назначения.
Дмитрий Медведев 28 августа 2016 года подписал постановление об отмене запрета на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией. Он поручил принять дополнительные меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности при осуществлении регулярного воздушного сообщения с Турцией.
Египет, 2015 год
Причины:
Россия в ноябре 2015 года приняла решение приостановить полеты в Египет после крушения над Синаем самолета российской авиакомпании «Когалымавиа», летевшего из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. На его борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли. ФСБ впоследствии признала случившееся терактом.
Последствия:
Вывезти туристов из Египта стоило туроператорам 1,7 млрд рублей, сообщал руководитель Ростуризма Олег Сафонов. Туроператоры планировали получить от государства помощь в компенсации затрат, но в итоге большинство справилось своими силами.
По вопросу восстановления регулярного и чартерного авиасообщения с Египтом ведутся переговоры, но окончательное решение до сих пор не принято. В марте 2017 года начали действовать новые меры безопасности в Каирском международном аэропорту. Введена строгая регистрация данных всех входящих в зал сопровождающих лиц и работников различных сервисных служб, включая носильщиков и гидов.
Украина, 2015 год
Причины:
Присоединение Крыма к России в 2014 году привело к серьезным политическим и экономическим последствиям для страны. Помимо санкций со стороны Запада это спровоцировало и авиационный конфликт с Украиной. Российские авиакомпании начали совершать рейсы в Крым без согласования с властями Украины, что являлось, по мнению украинской стороны, серьезным нарушением.
Согласно решению Совета национальной безопасности и обороны и указу президента Украины Петра Порошенко, российские авиакомпании были уведомлены о запрете полетов в страну с 25 октября 2015 года. В качестве ответных мер Росавиация также запретила украинским авиакомпаниям совершать рейсы в города России.
Последствия:
С момента присоединения Крыма к России украинские власти начисляют перевозчикам штрафы за осуществление рейсов на полуостров. Каждый полет, по данным государственной авиационной службы Украины, должен обойтись в 136 000 гривен. Общий объем штрафов уже превысил $27 млн, но российские компании до сих пор ничего не заплатили.
Глава Минтранса Максим Соколов заявил в августе 2016 года о готовности России к началу переговоров по вопросу возобновления прямого авиасообщения между двумя странами, но процесс так и не был запущен.
Грузия, 2006 и 2008 годы
Причины:
Авиасообщение между Россией и Грузией прерывалось за последние годы дважды. В 2006 году в Тбилиси были задержаны российские офицеры, которых обвиняли в шпионаже. Россия в одностороннем порядке приостановила авиационное, автомобильное, морское и железнодорожное и даже почтовое сообщение с Грузией — при этом обоснованием называли хозяйственные, а не политические причины.
Например, причиной запрета полетов стала задолженность грузинской стороны перед Россией за авианавигационное обслуживание. Тогда власти Грузии объясняли, что долг приходится на частные авиакомпании, которые работали в 1990-е годы, а к 2006 году почти все они прекратили существование. Однако весной 2008 года Грузия пошла на уступки и выплатила более половины требуемой суммы.
Авиасообщение было восстановлено на несколько месяцев. Но уже в августе 2008 году на фоне военного конфликта в Южной Осетии авиасообщение было прервано снова.
Последствия:
Пока политики не могли урегулировать споры, жителям двух стран приходилось летать транзитом через Украину, Азербайджан или Армению. Введенные в 2008 году санкции постепенно были отменены.
Чартерные полеты были возобновлены в августе 2010 года в Москву и Екатеринбург из Тбилиси, Батуми, Кутаиси. Россия и Грузия объявили о возобновлении регулярного авиасообщения между двумя странами 15 сентября 2014 года.
Таджикистан, 2016
Причины:
Минтранс сообщил о приостановке авиасообщения между двумя странами с 22 декабря 2016 года из-за отказа Минтранспорта Таджикистана предоставить разрешение на выполнение полетов авиакомпании «Ямал» из аэропорта Жуковский в Душанбе в зимнем сезоне 2016–2017 года. Авиакомпания должна была осуществлять полеты по рейсам Жуковский — Душанбе и Жуковский — Худжанд.
«Уральские авиалинии» начали полеты из Жуковского в Таджикистан еще в ноябре прошлого года, но назначение второго российского перевозчика не удавалось согласовать.
Власти Таджикистана обосновывали свою позицию тем, что работа нового аэропорта рядом с Москвой приведет к одностороннему увеличению Россией количества перевозчиков и частоты полетов между Москвой, Душанбе и Худжандом. Россия заявляла, что тем самым Таджикистан нарушает межправительственное соглашение о воздушном сообщении.
Последствия:
Авиасообщение не было прервано, решением о запрете полетов российская сторона пыталась повлиять на ход переговоров. И это помогло — за несколько минут до полуночи 22 декабря Минтранс объявил, что рейсы авиакомпании «Ямал» согласованы, поэтому прерывать авиасообщение между странами больше нет причин.
Белоруссия, 2012 год
Причины:
Подобная ситуация сложилась в 2012 году. Тогда Россия и Белоруссия не смогли согласовать летнее расписание рейсов — российская сторона хотела получить больше рейсов в Минск для «Аэрофлота», а белорусская — для национального перевозчика «Белавиа». Утром 26 марта авиасообщение было прервано, но почти сразу восстановлено по временной схеме.
Последствия:
«Белавиа» вернула стоимость билетов пассажирам нескольких отмененных рейсов. Позже конфликт все же смогли уладить, в ходе переговоров было согласовано новое летнее распиcание, которое устроило Россию. В обмен на дополнительный рейс для «Аэрофлота» из Москвы в Минск Россия выразила готовность пойти на беспрецедентную уступку для Белоруссии — открыть для нее внутренний авиарынок. Однако до сих пор этого не произошло. Законодательство РФ не предусматривает работу иностранных авиакомпаний на внутренних рейсах.