К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как отказать Джеффу Безосу: сооснователь Netflix рассказал о попытке Amazon купить сервис 21 год назад

Фото REUTERS / Steve Marcus
Фото REUTERS / Steve Marcus
В 1998 году Amazon пытался купить Netflix, которому тогда было лишь два месяца. Сооснователь сервиса Марк Рэндольф рассказал, как проходили переговоры с Джеффом Безосом и почему будущий стриминговый сервис №1 отказался подчиниться будущему лидеру онлайн-ритейла

The Wall Street Journal опубликовал отрывок из предстоящей книги сооснователя и первого гендиректора Netflix Марка Рэндольфа. Фрагмент посвящен переговорам, которые Рэндольф и его партнер Рид Хастингс вели с главой Amazon Джеффом Безосом. Это сейчас Netflix – лидер рынка видеостриминга, а ставший первым в онлайн-торговле Amazon сделал Безоса богатейшим бизнесменом планеты. Тогда все было по-другому: Netflix еще торговал DVD-дисками, а Amazon еще считался книжным магазином.

Экспозиция

Летом 1998 года Netflix было лишь два месяца. Компания была создана в 1997-м, но бизнес запустился не сразу. Сервис занимался ноу-хау на рынке США — DVD-дисками: сдавал в аренду и продавал их через почту. Марк Рэндольф был гендиректором, Рид Хастингс – крупнейшим инвестором. «Проблема в том, что мы не особо много зарабатывали», — пишет Рэндольф. По его словам, прибыль практически полностью шла с продаж DVD-дисков, и если бы на рынок пришли конкуренты, снизилась бы и она.

Хеппи-эндов не будет. Кто станет русским Netflix и возродит ли великий русский роман

 

Когда финансовый директор Amazon Джой Кови позвонила и предложила встретиться с ней и основателем компании Джеффом Безосом, Рэндольф почувствовал смесь страха и надежды. «Amazon было всего несколько лет, но Безос уже решил, что это будет не просто книжный магазин, а магазин всего. Мы знали, что музыка и видео станут двумя его следующими целями», — отметил Рэндольф. Cооснователи Netflix знали, что во время IPO в 1997-м Безос привлек $54 млн и хотел потратить их на приобретение компаний поменьше. «Я не был готов передать ключи. Но когда звонит Amazon, вы берете трубку. Даже если это 1998-й, и Amazon и рядом не тот, что сейчас», — комментирует Рэндольф.

Друзья решили выслушать Безоса.

 

Переговоры

Дорога к офису Amazon в Сиэтле напомнила Рэндольфу съемочную площадку фильма про трущобы: мусор и разбитые стекла вокруг. «Я ожидал чего-то более…  не знаю, современного?», — отмечает он. Зона приема была пыльной и захламленной.

«Пока Кови вела нас вдоль перегородок в офисе, я не мог поверить, что это компания, изобретающая электронную торговлю, – вспоминает Рэндольф. — Ковролин заляпан, в каждой кабинке по несколько человек, столы под лестницей, столы вдоль стен. Почти каждая поверхность была чем-то занята: книгами, коробками, распечатками, чашками, тарелками и коробками из-под пиццы. На фоне этого офис Netflix выглядел как кабинет топ-менеджера IBM».

Капитализация Netflix упала на $15 млрд из-за сокращения числа подписчиков

 

Джеффа Безоса сооснователи Netflix сначала не увидели. Они его услышали: «У Джеффа… отличительный смех. <…> Сейчас он вежливый, немного смешливый. Тогда это был взрывной, громкий, захлебывающийся смех». Безос был одет в брюки цвета хаки и голубую оксфордскую рубашку, позади него висели еще четыре или пять таких же. В кабинете Безоса Рэндольф обратил внимание на то, что столы в офисе Amazon были обычными дверьми, поставленными на ножки. «Так мы показываем, что тратим деньги только на то, что касается покупателей», — пояснил Безос.

«Безос был известен бережливостью <…> Люди работали на него долгими часами и не получали за это много. Но Безос вдохновлял лояльность. Он один из тех гениев, как Стив Джобс или Рид [Хастингс], чьи особенности лишь способствуют их легендарности», — пишет Рэндольф.

Amazon, помоги Амазонии: пользователи Twitter призвали Безоса посодействовать борьбе с лесными пожарами

Безос завалил сооснователей Netflix вопросами. Они посмеялись над изначальными вариантами названий для своих компаний: Kibble для Netflix и Cadabra для Amazon. «Cadabra слишком похожа на cadaver (с английского — труп)», — хохотал Безос. Через час переговоров Безос ушел, а Кови предложила «восьмизначную сумму»: около $14-16 млн.

Amazon начнет отдавать нераспроданные товары на благотворительность

 

«Это был бы очень хороший исход для меня, ведь тогда я владел 30% компании. От $15 млн это неплохой результат за 12 месяцев работы, особенно когда жена намекает, что пора бы забрать детей из частной школы, продать дом и переехать в Монтану. Но для Рида этого было мало», — описывает сооснователь Netflix. Хастингс вложил в сервис $2 млн, и ему предложение Amazon показалось маленьким.

Друзья решили подумать.

Исход

По пути домой Хастингс и Рэндольф взвешивали все «за» и «против». Netflix не приносил прибыль, у него не было расширяемой бизнес-модели, издержки высокие. И главная проблема: если не продаться Amazon, придется с ним конкурировать. «Пока, продажи DVD. Пока, Netflix».

«Продажа компании решит все проблемы. Но… Мы были на рубеже чего-то. У нас был работающий сайт, хорошая команда, соглашения с производителями DVD. Мы были бесспорно лучшим сервисом в интернете по DVD. Казалось неправильным сдаться сейчас», — вспоминает Рэндольф.

 

Минюст против Спилберга: Сможет ли Netflix бороться за «Оскар»

Друзья решили отказать Безосу. «Мы согласились, что Рид отклонит предложение Amazon. Легко и вежливо. На будущее нам лучше иметь Amazon как друга, не как врага», — написал бизнесмен.

Рид Хастингс занимает 504-е место в списке богатейших бизнесменов мира по версии Forbes с состоянием $4 млрд.

Мираж Netflix. Почему глобальные видеосервисы ждет мрачное будущее

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+