К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Худшее место во время пандемии»: коронавирус может уничтожить бизнес коворкингов WeWork

Фото Bryn Colton/Bloomberg via Getty Images
Фото Bryn Colton/Bloomberg via Getty Images
В то время, когда удаленная работа и социальное дистанцирование стали нормой, идея общего офиса для десятков незнакомцев кажется чем-то вроде высокорискованных ипотечных кредитов во время кризиса 2008 года. По мере распространения коронавируса растет вероятность того, что WeWork, пионер рынка и один из крупнейших операторов коворкингов в мире, падет жертвой этой пандемии

Примерно неделю назад среди арендаторов офисного коворкинга WeWork в лондонском Ватерлоо пополз слух о том, что в здании работал сотрудник, который мог заразиться коронавирусом. WeWork сделал то же самое, что уже делал по меньшей мере в семи других офисах от Лос-Анджелеса и Денвера до Сиэтла и Манхэттена после подобных новостей: он отправил команду уборщиков, которые почистили лифты, лобби и общие пространства, чтобы жизнь в офисе беспрепятственно шла своим чередом. Несколько дней спустя арендаторы узнали, что фрилансеру, который два дня проработал в здании, поставили тот же диагноз.

Хотя офис в конце концов был вновь открыт после дезинфекции, появились поводы для беспокойства, что сам WeWork — один из крупнейших операторов коворкингов с 739 офисами и примерно 662 000 клиентов по всему миру — может прекратить деятельность. Сейчас, когда удаленная работа и социальное дистанцирование всего за неделю стали стандартной корпоративной политикой в значительной части западного мира, идея «совместного офисного пространства» кажется чем-то вроде субстандартных ипотечных кредитов в 2008 году. Добавим сюда тот факт, что в прошлом году WeWork уже стал синонимом низкой корпоративной культуры, алчности и высокомерия. Инвестор и покровитель WeWork, японская компания SoftBank миллиардера Масаеси Сона, сейчас отзывает свое предложение выкупить доли акционеров WeWork за $3 млрд, а значит, растет вероятность того, что пионер рынка коворкингов падет жертвой пандемии коронавируса.

Представители WeWork отказались отвечать на уточняющие вопросы о финансовом состоянии и операционной деятельности компании и не выпустили никакого дополнительного заявления по поводу коронавируса, не считая информации на сайте, где публикуются данные только о полностью закрытых коворкингах. Компания предприняла определенные защитные меры — например, перестала предлагать завтраки и услуги бариста в коворкингах. Она прекратила мероприятия по всему миру, а в Китае — закрыла доступ для гостей. По словам представителя WeWork, в других странах офисы теперь чаще убирают. Кроме того, компания позволяет (но не предписывает) своим сотрудникам по всему миру работать из дома. «С начала эпидемии коронавируса WeWork тщательно отслеживает ситуацию и внедряет необходимые меры предосторожности в соответствии с рекомендациями Центров контроля и профилактики заболеваний США, ВОЗ и местных органов власти для защиты наших сотрудников и арендаторов по всему миру», — говорит представитель WeWork.

 

Основатель WeWork Адам Нойманн перестал быть миллиардером. С начала года компания подешевела почти в 20 раз

Но после бесед с арендаторами в Нью-Йорке, Лондоне, Вашингтоне, Санта-Монике и Финиксе, которые сообщают о падении числа посетителей в коворкингах, становится ясно, что люди избегают WeWork как чумы. «Я думаю, что WeWork — это, возможно, худшее место, где вы можете находиться во время пандемии», — говорит Чейз Фейгер, серийный предприниматель и участник рейтинга Forbes «30 до 30», чья компания RxDefine ранее снимала офисные пространства у WeWork в Далласе, Санта-Монике и Сан-Франциско. Консалтинговая IТ-компания, которая арендует помещение в Бруклин-Хайтс, посчитала, что в понедельник на этаже, где могут разместиться 100 сотрудников мелких стартапов, находились всего восемь человек.

 

Это меткий удар в ахиллесову пяту WeWork, о которой компания сама сообщила в прошлом году в ходе подготовки к позднее отмененному IPO: ее договоры аренды зданий рассчитаны в среднем на 15 лет, тогда как ее арендаторы могут подписывать помесячные договоры. Большинство клиентов заключили годовые контракты, но 28% предпочли аренду всего на месяц, чтобы в случае чего можно было просто отказаться от нее. Этот фактор риска, упомянутый в документах WeWork для инвесторов, явно не предполагал возникновение пандемии, во время которой нахождение рядом с группами незнакомых людей станет опасным для здоровья. «Сложно представить, что с нами будет через несколько недель, — говорит предприниматель из Нью-Йорка, который решил сохранить анонимность, потому что надеется досрочно расторгнуть договор аренды стоимостью $9000 в месяц. — Рискуем ли мы сильнее, когда приходим в WeWork, чем, например, в школе, где учится мой ребенок? Вероятно, нет, но это вопрос восприятия». По его словам, WeWork пока не пошел на уступки арендаторам, желающим разорвать контракты.

Компания, которая должна была стоить $100 млрд: что происходит с крупнейшей сетью коворкингов WeWork

«Они только что получили огромные деньги, — говорит Джейк Шварц, сооснователь и гендиректор образовательной компании General Assembly, которая ранее тоже занималась коворкингами и давно критикует WeWork. — Вероятно, они не планировали потратить их все всего за пару месяцев, когда люди не приходят в офисы и не платят за аренду».

 

Ах да, деньги. На пике успеха, в январе 2019 года, WeWork оценивался в $47 млрд. Сооснователь и гендиректор компании Адам Нойманн тратил деньги как римский император. Он мог собрать 2000 сотрудников из 15 стран в Англии ради трехдневной вечеринки или потратить $60 млн на роскошный джет Gulfstream G650.

Когда дела компании шли в гору, его считали дальновидным и харизматичным. «Маса повернулся ко мне и спросил: «Кто победит в драке — умный или сумасшедший?», — рассказывал Нойманн Forbes в 2017 году, имея в виду Сона из SoftBank. — Я сказал: «Сумасшедший», и он посмотрел на меня и сказал: «Ты прав, но ты и Мигель [Маккелви, второй основатель WeWork] недостаточно сумасшедшие». Ко времени изгнания Нойманна из WeWork в сентябре 2019 года его считали жадным, корыстным выскочкой, и за последовавшие месяцы не случилось ничего, что опровергло бы это мнение.

Согласно документам, раскрытым WeWork перед несостоявшимся IPO, в 2018 году компания потеряла $1,9 млрд при выручке в $1,8 млрд. Убытки имели тенденцию расти — только в третьем квартале 2019 года они составили $1,25 млрд. В сумме за первые три квартала последнего года WeWork потерял $2,6 млрд при выручке в $2,4 млрд. С тех пор компания не публиковала финансовую отчетность. Однако ее кредиторы, похоже, все больше беспокоятся о том, сможет ли она выплатить $675 млн, которые она взяла в долг в апреле 2018 года. По данным сервиса CapIQ, стоимость облигаций WeWork упала больше чем в два раза ниже номинала — обычно это случается с компаниями, которые могут не выполнить обязательства по выплате процентных платежей и, возможно, находятся на грани банкротства.

Основатель WeWork покинет компанию с миллиардом долларов

SoftBank отказался от части запланированной финансовой помощи и объявил акционерам, что не станет участвовать в приобретении акций WeWork стоимостью $3 млрд у нынешних инвесторов, в число которых входит и Нойманн. Это может отложить на неопределенный срок предоставление нового кредита на $5 млрд, который WeWork обещали после завершения мер финансовой помощи. Однако это не повлияет на выплату $5 млрд, которые SoftBank обещал WeWork прошлой осенью, до того, как коронавирус дестабилизировал бизнес-модель компании. SoftBank отказался от комментариев. Источник Forbes, хорошо знакомый с ситуацией, сообщил, что сделка отменилась, потому что WeWork действительно не смог выполнить поставленные перед ним условия из-за проверок регуляторов и других проблем. Со стороны Softbank это может быть уловкой, направленной на то, чтобы понизить цену сделки или отложить ее до тех пор, пока на рынки не вернется стабильность.

 

Сейчас WeWork держится на плаву в основном благодаря финансовой помощи и продаже активов. Она получила $5 млрд от SoftBank, уволила более 2400 человек (сообщается, что будут и новые увольнения) и с огромными убытками продала активы, в том числе разработчика офисных технологий Managed by Q и долю 23% в коворкингах The Wing, ориентированных на женщин. В марте она договорилась о продаже знаменитого здания Lord & Taylor в Нью-Йорке Amazon за $1,15 млрд, потеряв, вероятно, девятизначную сумму.

Даже в лучшие времена общие кухни WeWork напоминали скорее студенческое общежитие, чем ресторан. Это было преимуществом в период расцвета, но совершенно перестало им быть в условиях пандемии. Партнер рекламного агентства eStreet Уилл Хейлер, который работает из коворкинга WeWork в Вашингтоне, говорит, что не заметил, чтобы уборка проводилась чаще или применялись другие профилактические меры вроде установки антисептиков. «Самое отвратительное — это когда ты идешь за своим «колд-брю», ставишь металлическую чашку в машину для льда и думаешь: «Эту машину сегодня трогали уже 200 человек». Хейлер говорит, что ему нравится работать в коворкинге, однако он так разочаровался в WeWork, что уже рассматривает другие варианты и после истечения нынешнего договора аренды не задержится в нынешнем офисе, если WeWork не предложит ему хорошую скидку.

Человек, который решил стать триллионером и жить вечно: чем известен основатель WeWork

На другом конце страны, в Санта-Монике, в коворкинг ходят все меньше людей. Основатели стартапа Path, который занимается лечением зависимостей, отправили шестерых сотрудников работать из дома. Основатель и гендиректор компании Джош Бруно планирует, что режим удаленной работы сохранится на три месяца. Сейчас компания сохраняет годовой договор аренды с WeWork, выплаты по которому составляют около $5000 в месяц, и Бруно не планирует от него отказываться. Однако другой основатель Path Гейб Диоп говорит, что, даже если их компания останется, другие стартапы могут уйти из коворкинга. «Я знаю, что некоторые другие основатели уже подумывали об этом. Сейчас нужно оптимизировать расходы, — говорит он. — Я думаю, что в подобной ситуации некоторые могут уйти раньше».

 

До сих пор ни в одном американском городе власти не просили WeWork или другие коворкинги закрыться, однако в заливе Сан-Франциско (где у WeWork открыты 27 офисов) действует предписание властей, согласно которому жители должны «укрыться дома», а организации, работа которых не имеет первостепенной важности, — прекратить деятельность. Пока число случаев заражения COVID-19 растет, а правительства пытаются остановить распространение инфекции, новые помещения WeWork и другие офисные здания могут обязать закрыться. Некоторые из конкурентов добровольно принимают такое решение. Например, The Wing закрыл все 11 своих офисов.

«Пророк от поколения миллениалов»: как предприниматель, мечтавший стать первым триллионером, превратился в изгоя

Переключение на корпоративных клиентов, на которых сейчас приходится 40% от общего числа арендаторов и треть выручки WeWork, может смягчить удар для нью-йоркской компании, поскольку коронавирус возродил интерес к разработке стратегий на случай бедствия. Например, Goldman Sachs зарезервировал и подготовил к использованию в чрезвычайной ситуации целый этаж в лондонском здании WeWork, хотя сейчас и не пользуется этим помещением. «Это своего рода психология выживальщика, — говорит Джо Брэди, гендиректор брокера и оператора многофункциональных пространств Americas of the Instant Group, который сейчас работает с двумя десятками компаний, ищущих дополнительные рабочие места в связи с коронавирусом. — Пока ты это делаешь, ты выглядишь глупо, но как только начинается зомби-апокалипсис, ты счастлив, что у тебя есть бункер». Однако WeWork еще предстоит ответить на важные вопросы о том, сколько таких крупных арендаторов компания сможет привлечь и не придется ли ей предлагать существенные скидки, чтобы заполучить их.

«Нас ждет период абсолютного хаоса, — говорит Лора Козелузек, гендиректор и основательница небольшого конкурента WeWork Quest Workspaces, который уже 30 лет работает на рынке совместных офисных пространств. — Если коворкинговая компания еле сводила концы с концами до коронавируса, то сейчас она не сможет работать с клиентами и способствовать их успеху».

 

Миллиардеры в изгнании: 9 историй бизнесменов, которых выгоняли из собственных компаний

Миллиардеры в изгнании: 9 историй бизнесменов, которых выгоняли из собственных компаний

Фотогалерея «Миллиардеры в изгнании: 9 историй бизнесменов, которых выгоняли из собственных компаний»
9 фото

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+