«Ожидаем новый передел»: глава группы «Везёт» о том, почему сделку с «Яндексом» нужно одобрить

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Антимонопольное ведомство отказалось согласовывать сделку между «Яндекс.Такси» и группой компаний «Везёт», придя к выводу, что такая сделка сконцентрирует в одних руках 70% рынка агрегаторов такси. Гендиректор «Везёт» Андрей Лукашевич в своей колонке для Forbes рассказывает, почему ФАС должна пересмотреть решение

На прошлой неделе 11 июня ФАС России отказалась согласовать сделку между ГК «Везёт» и «Яндекс.Такси», мотивируя это тем, что после сделки совокупная доля компаний на рынке агрегаторов составит более 70%. Первое ходатайство о сделке было подано летом 2019 года. При этом существует десять независимых исследований рынка агрегаторов, в которых доказано, что доля после завершения сделки составит не более 50%. Исследования проводились в том числе учебно-методическим центром ФАС России, а также Аналитическим центром при правительстве РФ. 

Рассмотрение сделки в ФАС России длилось более 10 месяцев. «Яндекс.Такси» объявила о покупке программного обеспечения и кол-центров ГК «Везёт» 15 июля 2019 года. Тогда же было подано первое ходатайство в ФАС России. В октябре «Яндекс.Такси» отозвала его в связи с изменением структуры сделки и внесла новое. В конце года было подано третье ходатайство на покупку активов. Это было связано с необходимостью предоставления дополнительной информации для анализа состояния конкуренции на рынке такси. Однако в конце марта 2020 года в связи с пандемией и введением изоляционных мер и при затянувшейся дискуссии между экспертами и ФАС России «Яндекс» отозвал ходатайство, чтобы срочно сосредоточиться на поддержке своих текущих партнеров — таксопарков и водителей.

Нынешний отказ ФАС связан с оценкой рынка сервисов заказа такси и методикой расчета доли объединенной компании, которую принято оценивать в количествах поездок. Центральный аппарат ФАС России оценил ежеквартальный объем поездок в I квартале 2019 года в 490 млн поездок. В то время как по данным крупнейших аналитических агентств и инвестиционных банков (в том числе государственных) общий размер рынка оценивается от 589 млн до 982 млн заказов.

При анализе причин столь существенного расхождения в оценке рынка в декабре 2019 года было установлено, что ФАС России не учла значительное количество заказов более 13 000 региональных диспетчерских служб заказа такси. В ФАС России были представлены дополнительные статистические доказательства для включения неучтенных поездок.

Более того, в конце февраля 2020 года был опубликован аналитический обзор рынка услуг сервиса заказа такси за 2017-2019 годы, подготовленный самим УМЦ ФАС. Даже согласно этому обзору совокупная доля объединенных компаний — не более 50%, то есть критических препятствий для согласования сделки нет. О том же говорят данные Аналитического центра при правительстве, JP Morgan, Goldman Sachs, Citibank, Сбербанка, ВТБ, Левада-центра. В то же время центральный аппарат ФАС считает иначе.

Результатом является отказ, с которым мы категорически не согласны. На наш взгляд, ФАС затянула рассмотрение нашего вопроса и неправильно произвела оценку рынка агрегаторов такси. Более года делалась попытка оценить рынок на основе так называемых данных за I квартал 2019 года, что совершенно неактуально с учетом динамично меняющего рынка и тем более из-за кризиса, который привел к сокращению числа поездок.

До пандемии российский рынок заказа такси находился в фазе активного роста. Первым примером компании на рынке заказа услуг такси в России, достигшей положительного показателя EBITDA в 2019 году, является «Яндекс.Такси» (748 млн рублей). Но на примере других игроков российского и международного рынка очевидно, что бизнес-модель агрегаторов такси требует устойчивого развития компании и расширения ее сервисов. Таким образом, компаниям сектора требуется привлечение существенного акционерного капитала на развитие или объединение с хорошо капитализированными игроками.

Акционеры группы «Везёт» решили пойти по пути объединения с капитализированным игроком в лице «Яндекс.Такси». Консолидация на рынке такси — это естественный процесс, значительно ускоренный кризисом. Бизнес сервисов заказа такси в России и во всем мире является капиталоемким и может быть прибыльным только при большом объеме поездок за счет экономии от эффекта масштаба, а также повышения операционной эффективности и предоставления клиентам дополнительных сервисов. Это справедливо для всех крупных игроков рынка, которые стремятся сохранить или увеличить свою долю рынка. Например, убыток головной компании «Яндекс.Такси» в 2018 году составил 6,93 млрд рублей, убыток «Ситимобил» в 2018 году — 3,63 млрд рублей, убыток группы компаний «Везёт» в 2019 году — 1,69 млрд рублей. Агрегаторы такси создали принципиально новый рынок, который находится в стадии роста и требует существенных инвестиций. На глобальном рынке наблюдается аналогичная ситуация. В 2019 году Uber показал годовой убыток $8,5 млрд, притом что его рыночная доля в США превышает 65%. Убыток Lyft, основного конкурента Uber, составил $2,6 млрд.

В процессе диалога с ФАС мы просили поменять взгляд на цифровые платформы. Это ведь не доступ к трубе или инфраструктуре, созданной на государственные деньги, и потому требующий жесткого антимонопольного регулирования. У агрегаторов нет уникальной инфраструктуры, ее можно воссоздать на частный капитал без возможностей ограничения конкуренции. Мы видим, как сильно меняется рынок благодаря масштабным инвестициям Mail.ru и Сбербанка в «Ситимобил», и ожидаем новый передел рынка, связанный с интеграцией Gett и «Ситимобил» и появлением в России китайского оператора Didi. В то же время ФАС России уже на протяжении нескольких лет безуспешно пытается принять пятый антимонопольный пакет, регулирующий цифровые рынки, в рамках которого вопросы цифрового доминирования и сетевых эффектов рассматриваются по-другому.

Настоящая суть дискуссии с ФАС России должна быть не о долях. После кризиса доли изменились. Рынок услуг заказа такси после кризиса будет очень долго восстанавливаться. Вопрос в разных подходах к регулированию цифровых платформ в России, которая на сегодняшний день серьезно отстает от развитых стран, и подходах к регулированию цифровых рынков в России и в тех странах, которые преуспевают в конкуренции в этой сфере. Все согласны, что конкуренция необходима. Но для конкуренции необходимы значительные инвестиции. При ограничительном регулировании цифровых рынков инвестиции в эти рынки в России буду существенно менее привлекательными. По факту, от бюрократической волокиты проигрывают все: население, бизнес и само государство.

ГК «Везёт» создана в целях консолидации регионального рынка на частный капитал российских и международных инвесторов. В ФАС были представлены существенные положительные социальные последствия сделки «Яндекс.Такси» и «Везёт», в том числе: улучшение качества услуг для пассажиров и повышение заработка водителей, повышение безопасности поездок, сокращение «серого рынка» перевозчиков, увеличение налоговых отчислений, повышение экспортного потенциала «Яндекс» с использованием телефонных алгоритмов работы «Везёт» на рынках, где преобладают телефонные технологии.

Сделку, безусловно, необходимо одобрить в ближайшее время. Необходимо внимательно рассмотреть положительные факторы, которые сделка окажет на рынок. У ФАС России есть огромный инструментарий для контроля деятельности компаний на рынке. Более того, на встрече с ФАС России неоднократно подтверждалась готовность внедрения антимонопольного комплаенса. Таким образом, вне зависимости от доли объединенной компании на рынке, у ФАС России есть возможность контролировать и развивать конкуренцию на рынке.

Мнение автора статьи может не совпадать с позицией редакции

Как «Яндекс» покупал «Везёт». Справка Forbes

«Яндекс.Такси» договорилась о покупке активов ГК «Везёт» в июле 2019 года. Согласно условиям сделки, «Яндекс.Такси» должен был в течение трех лет вложить 8 млрд рублей в развитие сервисов такси в регионах России, половина этой суммы должна была быть направлена на программы поддержки местных таксопарков и водителей. Акционеры ГК «Везёт» должны были получить 3,6% в «Яндекс.Такси» и до $71,5 млн в случае достижения целевых показателей. Предполагалось, что после закрытия сделки водители, сотрудничающие с «Везёт», будут получать заказы через платформу «Яндекс.Такси». Среди конкурентов недовольство сделкой высказывал сервис Gett — в сентябре прошлого года компания направляла жалобу в ФАС, указывая на то, что сделка создает «непреодолимые барьеры в эту отрасль со стороны новых участников». 

Аналитический центр при правительстве оценивал долю «Яндекс.Такси» в 27%, долю «Везёт» — в 12%, такси «Максим» — в 12%, Gett — в 5%, «Ситимобил» — в 1%. В свою очередь, замглавы ФАС Анатолий Голомолзин 15 июня, говоря об альтернативных оценках рынка такси, отмечал, что эти исследования базируются «не на первичной информации, а на разнообразных оценочных показателях». «Разброс количественных оценок данных исследований также свидетельствует об отсутствии единой методологии в основе расчета, что исключает возможность опираться на них при проведении анализа товарного рынка», — подчеркнул глава ФАС (цитата по РБК).