ФАС отказала «Яндекс.Такси» в покупке активов одного из крупнейших конкурентов

Антимонопольная служба запретила «Яндекс.Такси» покупать активы сервиса заказа поездок «Везет». Служба посчитала, что сделка негативно отразится на конкуренции на рынке

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отклонила ходатайство «Яндекс.Такси» о согласовании сделки по приобретению активов сервиса заказа такси «Везет», говорится в сообщении на сайте ведомства. Последствия сделки могли негативно отразиться на конкуренции на рынке услуг агрегаторов такси, приводит пресс-служба ФАС позицию заместителя руководителя службы Анатолия Голомолзина.

По расчетам ФАС, в случае осуществления сделки совокупная доля «Яндекс.Такси» и «Везет» увеличилась бы до 70% в географических границах России, превысила бы 80% в границах 19 регионов и оказалась бы больше 50% в границах 32 регионов. Тогда «Яндекс.Такси» и группа «Везет» усилили бы доминирующее положение как на всей территории России, так и в более чем половине регионов, заключила ФАС. Тогда как сегодня и водители, и пассажиры могут выбрать из нескольких агрегаторов такси, отметил Голомолзин.

Оценка ФАС расходится с оценкой долей рынка «Яндекс.Такси» и «Везет», отметили компании в совместном сообщении.

«Яндекс.Такси» претендовал в том числе на торговые знаки группы «Везет», в том числе Fasten, «Лидер» и RedTaxi. «Яндекс» объявил о том, что «Яндекс.Такси» договорилась о покупке активов «Везет», 15 июля 2019 года. Компания утверждала, что текущие (на тот момент) акционеры «Везет» получат до 3,6% акций «Яндекс.Такси» и до $71,5 млн в случае успешного достижения целей. Акции «Яндекс.Такси» перераспределили бы за счет доли в том числе Uber: у него бы осталось 35% (вместо 38% сейчас), у «Яндекс.Такси» доля составила бы 56,2% (вместо 61% сейчас), а у сотрудников выросла бы до 5,3% (сейчас 1%). «Яндекс.Такси» обещала также вложить около 8 млрд рублей в развитие такси в регионах.

«Людям запретят водить машины»: чем займется «Яндекс.Такси» после смены гендиректора и почему компании не страшен Сбербанк

В рамках сделки с «Яндекс» интересовала в первую очередь налаженная сеть заказов такси по телефону, которая была у «Везет», говорил в интервью Forbes гендиректор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко. По его словам, неудача в сделке по покупке «Везет» затормозила бы развитие «Яндекс.Такси» на несколько лет: ей пришлось бы самой создавать систему телефонии и направлять на это ресурсы, которые она могла бы использовать для создания новых технологий.

Никуда не едем: «Яндексу» стало не до вывода на биржу «Яндекс.Такси»

«Везет» — один из крупнейших российских агрегаторов такси. Группа была создана в 2017 году после объединения бизнесов Fasten Russia (бренды «Сатурн» и RedTaxi) и «Везет» (бренды RuTaxi, «Лидер» и «Везет»). Крупнейший акционер группы «Везет» — фонд прямых инвестиций UFG Private Equity. В июне 2018 года «Везет» договорилась с Mail.ru Group о конвертируемом займе. Mail.ru Group получила право конвертации займа в обыкновенные акции «Везет». Другие условия займа не раскрывались. Mail.ru Group после сообщения «Яндекса» заявила, что не давала разрешения на продажу активов «Везет». Mail.ru Group владеет сервисом заказа такси «Ситимобил», в июле 2019 года компания внесла почти четверть акций в совместное предприятие со Сбербанком.

Bloomberg: «Яндекс» может отказаться от IPO «Яндекс.Такси» и выкупить долю Uber

В октябре «Яндекс.Такси» отозвала ходатайство в ФАС по покупке «Везет»: компания пояснила, что изменила структуру сделки и к тому моменту уже подала новое ходатайство. В него включили дополнительные объекты собственности «Везет», в том числе сервис заказа грузоперевозок «Везет Добро». 

По данным источников Bloomberg, «Яндекс» задумался о полном выкупе доли Uber в «Яндекс.Такси». В этом случае компания может отказаться от IPO агрегатора, говорят собеседники агентства. Они уточняют, что «Яндекс» еще не принял решение, и IPO еще может состояться.

 

Дополнительные материалы

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes