Объем мирового рынка роскоши рекордно упадет в 2020 году на 23%

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Мировой рынок категории «персональный люкс» (одежды, обуви, часов и аксессуаров) в этом году упадет на 23%, до €217 млрд, прогнозируют эксперты консалтинговой компании Bain & Co. и итальянской ассоциации производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma. Показатели вернулись к уровню 2014 года. Это сильнейшее падение за всю историю наблюдений

Мировой рынок товаров роскоши упадет первый раз за десять лет. В 2009 году в период мощного финансового кризиса снижение составило всего 8% по сравнению с 2008 годом, в 2020 году падение будет почти в три раза больше. Столь «беспрецедентное падение объема рынка случилось впервые за всю историю измерений», отмечает Bain & Co. В прошлом году рынок люкса увеличился на 7%, до €281 млрд. По прогнозу Bain & Co., к 2025 году он должен был достигнуть €330–370 млрд. Но вмешался COVID-19. 

Основные причины — распространение в мире пандемии коронавируса, карантины, введенные в ключевых странах, и мировой экономический кризис. Единственным регионом в мире, где спрос на товары люкс не упали, стал Китай — основной их потребитель. Здесь рынок даже вырастет на внушительные 45% к показателям 2019 года. Наибольший удар был нанесен по Европе — региональное потребление упало на 36%, рынок США снизился на 27%.

Общий рынок роскоши, который охватывает как предметы, так и впечатления (круизы, изысканные вина, еда для гурманов), сократится на те же 23% и будет оцениваться примерно в €1 трлн.

 

 

Туманное будущее

Мир пережил «год шока и перемен», но выздоровление не за горами, считают эксперты Bain & Co. Неопределенность будет царить в отрасли еще несколько месяцев, и будущее рынка будет напрямую зависеть от развития ситуации с COVID-19 и дополнительных ограничений, которые могут вводить правительства разных стран. И все же на 2021 год Bain & Co. прогнозирует рост от 10-12% до 17-19% в зависимости от макроэкономической ситуации. К показателям 2019 года рынок сможет вернуться лишь к концу 2022 — началу 2023 года.

Российские эксперты не столь оптимистичны. Падение составит не менее 40%, учитывая реальные масштабы пандемии и то, что фэшен-рынок напрямую коррелирует с туристическим рынком, считает президент Национальной палаты моды Александр Шумский. «Аналитика Bain & Co. ориентируется на показатели лидеров люксовой индустрии, которые декларируют восстановление спроса, в основном за счет Китая, — объясняет он. — Но китайские аналитики еще в начале года утверждали, что жители Китая покупают до двух третей люкса за рубежом, во время поездок. Допускаю, что у Gucci и Prada восстанавливаются продажи. Те, кто готов тратить деньги на одежду и аксессуары, предпочитают исключительно заслуженные и понятные бренды, но таких несколько десятков на весь мир. У остальных ситуация значительно хуже. Например, у более чем полутора тысяч итальянских брендов-артизан (небольшие семейные компании производители товаров класса люкс) продажи обнулились. Старейший французский универмаг Le Printemps закрывает несколько магазинов в стране, а это серьезный минус в продажах люкса. Туристы, которые генерировали продажи на всех рынках, в том числе в люксе, в этом году исчезли как класс». 

«На текущий момент даже ведущие мировые лидеры ожидают негативные результаты по итогам 2020 года, так как активность азиатских рынков не может полностью компенсировать удары пандемии — провальную весну, продолжающуюся стагнацию продаж в Европе и в других регионах мира. У крупных брендов — лидеров рынка прогнозируемое сокращение от 10 до 25%», — говорит гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Восстановления рынка не следует ожидать ранее 2023 года, считает она, вторая волна пандемии, продление карантинных ограничений не дадут этого сделать. Восстановление регионов будет идти разными темпами, например показатели Европы пойдут в рост по мере восстановления индустрии туризма. А это случится не ранее 2025 года.

Шумский сомневается в беспристрастности Bain. «Оценки Bain не отражают реальной картины, они направлены на поддержание стоимости акций люксовых конгломератов, — предполагает он. — Кстати, их акции выросли за год: Prada — почти на 30%, LVMH — 18%, Kering — 15%. Пандемия? Нет, не слышали».  

«Во главу угла встает этичность производства»: что ждет рынок люкса в ближайшем будущем

А что в России? 

Российский рынок товаров класса люкс отдельно Bain & Co. не выделяет. Его размеры несущественны, и показатели включены в данные по Европе.

 

 

Россия мало чем отличается от остального мира, «корона-кризис» несомненно повлиял на местный рынок, поясняет эксперт по ретейлу и рынку товаров класса люкс Bain & Co. Ирина Куликова. Однако, по ее словам, ситуация тут лучше, чем в Европе. «Поведение российских покупателей люкса очень похоже на китайскую модель потребления. Россияне привыкли приобретать люксовые товары за рубежом, но в связи с закрытием границ были вынуждены перейти на покупки на локальном рынке», — говорит Куликова. 

Россия находится в промежуточной ситуации между «востоком» и «западом» и можно говорить о стабилизации спроса и даже росте продаж у ведущих крупных игроков, говорит Анна Лебсак-Клейманс. По ее данным, показатели III квартала таких локомотивов люксового ретейла, как ГУМ и ЦУМ, превысили планку прошлого года. Больше всего, по мнению эксперта, покупали одежду для дома, косметику и товары для ухода и здоровья. В категории fashion наиболее стабильный спрос — это сумки и обувь.

Отметили увеличение спроса на модные бренды у локальных покупателей из России и в пресс-службе ЦУМ. «Интернет-магазин ЦУМ показывает трехзначный рост продаж, продажи в универмаге увеличились на 20% (цифры с начала 2020-го по сравнению с тем же периодом за прошлый год). При этом продажи в некоторых наших офлайн-локациях, например в бутиках в «Барвиха Luxury Village», увеличились на 80%», — заявили в компании. На вопрос об обороте универмага на конец года в пресс-службе не ответили. Представитель Bosco di Ciliegi на запрос Forbes на момент написания статьи не ответил. 

У некоторых внушающие оптимизм заявления участников рынка вызывают сомнения. Люкс-ретейлеры сильно пострадали из-за прекращения международного туризма, и даже несмотря на то, что обеспеченные покупатели совершали покупки в России, а компании провели успешную онлайн-трансформацию бизнеса, их выручка по итогам года может упасть до 40%, подсчитал генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, ГУМ может терять в выручке до 50%, а ЦУМ — до 40%.