Вознаграждение приветствуется: как сервис безналичной оплаты чаевых вырос в пандемию и был куплен «Яндексом»

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Проект «Чаевые просто» основал начинающий предприниматель Евгений Загоруйко вместе с женой летом 2018 года. Как спустя три года супругам, которые никогда не занимались бизнесом, удалось заинтересовать крупнейшую IT-корпорацию России?

Провал и прорыв

Идея «Чаевые просто» пришла Евгению Загоруйко в 2017 году. После ужина с супругой он не смог оставить в ресторане чаевые: с собой не оказалось наличных купюр. «Я подумал, что многие сталкиваются с этой проблемой, стал изучать рынок, — вспоминает Загоруйко. — Обошел несколько десятков ресторанов в Москве, поговорил с владельцами и официантами. Оказалось, что около 60% гостей оплачивают счет картой, а официанты часто остаются без чаевых».

Загоруйко, который последние 12 лет работал финансовым директором в телеком-провайдере TECH.RU, с энтузиазмом взялся за проект в новой нише. Домен для «Чаевые просто» зарегистрировал 15 августа 2017-го, заявку на товарный знак — осенью. По словам Загоруйко, сначала все было оформлено на ИП супруги, позже создали ООО.

«Яндекс.Еда» купила сервис электронных чаевых «Чаевые просто»

«Сначала мы написали приложение, вложили около 1 млн рублей, но оно не взлетело. Никто из рестораторов не хотел предлагать его гостям. Это был провал», — вспоминает основатель «Чаевые просто». В это время набирала популярность технология Apple Pay Web, и Загоруйко решил отказаться от отдельного мобильного приложения. Вместо этого он предложил гостю сканировать с помощью камеры смартфона QR-код на визитке официанта. «Мы объединили Apple Pay, банковский экварийнг и QR-коды, — объясняет рабочую схему сервиса Загоруйко. — После сканирования кода открывалась страница для оплаты чаевых любым из способов: банковской картой, Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay. Это был прорыв!»

Первоначально с каждого получателя чаевых сервис «Чаевые просто» взимал 10% комиссии, затем снизил до 5%. От печати QR-кодов на визитках впоследствии Загоруйко также отказался. Это оказалось долго и дорого: согласование макета и печать занимали почти неделю, стоимость 100 визиток, которых хватало официанту на 3-4 месяца, составляла около 500 рублей, а напечатать визитки на один ресторан — примерно 7000-8000 рублей.

Битва за еду: как Delivery Club и «Яндекс.Еда» перекраивают рынок во время пандемии

Пока Евгений искал совершенную форму для своей задумки, его жена Ольга Терехина налаживала отношения с клиентами. Она привлекла первых крупных — сети итальянских ресторанов Osteria Mario (15 заведений в Москве) и Bar BQ Café.

В октябре 2019-го Загоруйко отказался от визиток, решил интегрировать QR-коды в предчеки (предварительный чек, или привычный счет в общепите со списком заказанных позиций и общей суммой заказа. — Forbes). Позже функция появилась и у сервисов-конкурентов. Загоруйко утверждает, что именно с этого момента его сервис «Чаевые просто» начал расти, подключая по 10 ресторанов ежедневно.

К концу 2019 года к сервису «Чаевые просто» было подключено уже более 1500 ресторанов по всей России. Загоруйко зарегистрировал компанию «Простые сервисы», выручка по итогам 2019-го составила 5,5 млн рублей. «Стало ясно, что такое количество выплат официантам одновременно проводить вручную невозможно, нужно взять много бухгалтеров», — объясняет основатель сервиса. Выход нашли за время карантина-2020: сервис полностью перешел на выпуск виртуальных карт Visa, на которые моментально зачислялись чаевые, и бухгалтеры не понадобились. Пандемия подтолкнула сервис и к созданию системы защиты платежей от мошенничества и запуску приложения для получателей чаевых.

С июля 2020 года, когда большинство общепитов восстановили работу после карантина, сервис «Чаевые просто» начал кратно расти, удваивая выручку каждый месяц, рассказывает Загоруйко. Сейчас к сервису подключено 5000 заведений (из них 500 в Москве, остальные — в регионах) и 32 000 получателей чаевых (преимущественно официанты, но также курьеры, сотрудники салонов красоты, отелей и другие). На сервис не могли не обратить внимания крупные игроки. 

Чаевые от сделки

Сделка между «Яндекс.Едой» и «Чаевые просто» была второй для этого узкого рынка за зимние месяцы 2021 года. Первым был Альфа-банк, который в феврале приобрел крупнейший по обороту чаевых сервис «Нетмонет», основанный 26-летним бизнес-аналитиком McKinsey & Company Георгием Высоцким. База подключенных заведений составляет 4000 ресторанов, салонов красоты, курьерских служб и заправок (из них 1500 — в Москве, остальные в регионах). Оборот чаевых — более 150 млн в марте, рост оборота более 30% в месяц на протяжении последнего квартала. По оценке Forbes, покупка «Нетмонет» обошлась Альфа-банку примерно в $4 млн.

Официант простит: как сервис для оплаты чаевых картой вырос в 16 раз за год и был куплен Альфа-банком

По оценке Георгия Высоцкого, российский рынок электронных чаевых, начисляемых через QR-код, делят четыре крупных игрока: «Нетмонет», «Чаевые просто», CloudTips от «Тинькофф» и «СберЧаевые» от Сбербанка. «Объем чаевых, в отличие от количества ресторанов-партнеров, — наиболее подходящий показатель для оценки доли рынка», — говорит он. 

Игрок номер два на рынке чаевых тоже стал объектом поглощения. «В канун нового года со мной связались из «Яндекс.Еды» и предложили обсудить возможные синергии, — говорит Загоруйко. — Обсудили технологию, разные процессы. После они попросили прислать финансовые данные сервиса, с этого все началось». По словам предпринимателя, «в Яндексе все серьезно»: ООО «Простые сервисы» прошло полный цикл проверок, все этапы due diligence (от англ. due diligence, «должная добросовестность», процедура объективной оценки объекта инвестирования. — Forbes). «Я очень волновался, но команда «Яндекса» очень помогала», — добавляет Загоруйко. Вместе с 10 сотрудниками сервиса он остается работать над проектом с командой фудтех-направления «Яндекс Go».

Евгений Загоруйко признает лидерство конкурента из «Нетмонет» по обороту, но данные своего сервиса не раскрывает, ссылаясь на соглашение о неразглашении между «Чаевые просто» и «Яндекс.Едой». Сумму сделки стороны также не комментируют.

По данным Tadvisor, совокупный оборот кафе, ресторанов и прочих заведений общепита в России составляет 1,35 трлн рублей. Стоимость сделки оценивает принципал Fort Ross Ventures и венчурный партнер Seedstars Seedstars Денис Ефремов. Согласно его расчетам, оборот чаевых может составлять порядка 20 млрд рублей при условии, что порядка 30% посетителей оставляют чаевые на уровне 5%. При этом доля безналичных чаевых может составлять около трети, или 6-7 млрд рублей в год. «Реальная выручка подобных сервисов может исчисляться единицами процентов от оборота чаевых, то есть все еще составлять незначительную величину, — рассуждает эксперт. — С учетом того, что «Чаевые просто» — второй независимый игрок на рынке, но достаточно близкий к лидеру, сервис мог быть оценен в $3-5 млн. Но сказать более предметно сложно, поскольку показатели сервис не раскрывает».

Закон 15 минут и смерть суперприложений: какой будет доставка еды в 2021 году

Ведущий аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын оценивает стоимость сервиса скромнее — в $1 млн. Эксперт предлагает рассчитать затраты на привлечение одного нового клиента в «Чаевые просто»: «Исходя из средней заработной платы на российском IT-рынке, работа над подключением одного нового партнера к сервису может потребовать около трех рабочих дней и 15 000 рублей, или $200. Таким образом, привлечение 5000 партнеров обошлось компании в $1 млн».

В последние годы сервисы электронных чаевых стали более популярны из-за роста безналичного оборота в кафе и ресторанах, считает Денис Ефремов. «Люди относительно меньше передают наличные и не хотят оставлять чаевые наличным способом, — комментирует эксперт. — Похожие решения давно есть в Китае, а на западных рынках заметных игроков нет. С чаевыми там работают больше в смысле учета наличных для более полной картины компенсации сотрудников ресторанов. Например, [этой цели служит] известный американский стартап Toast».

На что пойдут вырученные от сделки с «Яндекс.Едой» деньги? Евгений Загоруйко отвечает без раздумий: «Деньги от продажи пойдут на финансовое восстановление семьи. Развивая сервис, я потратил все семейные накопления». Отныне инвестировать в развитие его детища будет новый владелец. «Сам сервис получит доступ к пулу партнеров «Яндекс.Еды» и сможет развиваться еще быстрее», — обещает Виталий Туманов, директор по новым бизнесам и продуктам «Яндекс.Еды».

Дополнительные материалы

Прошедший пир: какие столичные рестораны вошли в рейтинг Forbes самых успешных