К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Почему консалтинг и агентства недвижимости из России идут в другие страны

Дубай, ОАЭ (Фото Getty Images)
Дубай, ОАЭ (Фото Getty Images)
Агентства недвижимости и консалтинговые компании из России все чаще открывают представительства за рубежом. Освоение новых рынков требует заметных для такого рода бизнеса инвестиций, однако брокеров это не останавливает. На что они рассчитывают, по какому принципу выбирают страны и почему не боятся конкуренции с местными и международными компаниями — разбирался Forbes

Сразу несколько крупных компаний из сферы недвижимости объявили об открытии подразделений за рубежом. NF Group (ранее — Knight Frank Russia) запустила собственное подразделение в Дубае, Bright Rich открыла сразу два зарубежных офиса — в Казахстане и Дубае, а агентство недвижимости «Этажи» с начала этого года открыло представительства в Турции, Дубае, Азербайджане и ряде других стран. Опрошенные Forbes участники рынка объяснили, что интерес к зарубежным рынкам появился еще в пандемию, но усилился в связи с событиями 2022-го. 

Закончили чтение тут

Наследники гигантов

До начала «спецоперации»* России на Украине и введения санкций на российском рынке работала «большая пятерка» международных консалтинговых компаний в сфере недвижимости: CBRE, Colliers, Cushman & Wakefield, JLL и Knight Frank. В 2022 году все пять российских представительств стали самостоятельными компаниями и провели ребрендинг. Недавно по тому же пути пошло и международное агентство недвижимости Savills, чье российское отделение вернулось к бренду Intermark Real Estate. 

Зарубежные представительства под собственными брендами по состоянию на середину ноября открыли две компании из обновленной «большой пятерки»: Commonwealth Partnership (бывший Cushman & Wakefield) начала работать в Узбекистане под своим российским брендом, а NF Group открыла представительство в Дубае под брендом PARUS Real Estate. При этом обстоятельства открытия зарубежных представительств у этих двух компаний разнятся.

 

Commonwealth Partnership (CMWP) начала работать в Узбекистане задолго до событий 2022 года.

«Фактически определяющим является наличие бюджетообразующего контракта и готовность к инвестициям, не только финансовым, но и сил и времени, — объясняет партнер, советник CMWP, генеральный директор «CMWP Узбекистан» Денис Соколов. — Для нас такой опорной локацией стал Узбекистан, где с 2018 года мы реализовали уже больше дюжины проектов». По его словам, это молодой рынок, на котором еще не присутствуют представители бывшей головной для CMWP компании, то есть Cushman & Wakefield.

Представители NF Group тоже ссылаются на опыт работы в Дубае как на одну из причин открытия там представительства.

«Консалтинговые компании переходят в те страны, в которых заинтересованы их клиенты, — объясняет  управляющий партнер NF Group Алексей Новиков. — Дубай стал для многих центром притяжения, а для нас эта локация является отправной точкой, откуда есть доступ к другим странам Ближнего Востока, и мы не ограничиваемся только российскими клиентами».

Представитель пресс-службы CORE.XP (бывший CBRE) отметил, что в обозримом будущем у компании нет планов освоения зарубежных рынков.

 

У IBC Real Estate (бывший JLL), Nikoliers (бывший Colliers)  и Intermark Real Estate (бывший Savills) такие планы есть. «У нас в Дубае есть юрлицо, открытое еще до начала «спецоперации»*, — рассказывает управляющий партнер Nikoliers Николай Казанский. — Потребность в нем возникла ранее, но полномасштабный бизнес мы там не открывали. Когда решу открыть — я объявлю».

«Мы рассматриваем Казахстан и Узбекистан, — говорит генеральный директор IBC Real Estate Алексей Ефимов. — Уже сейчас у нас есть там ряд проектов, но клиентов мы обслуживаем пока силами головного офиса в Москве. Дальнейшие решения будут зависеть от объема бизнеса в ближайшие 12-18 месяцев, более долгосрочное планирование сейчас невозможно».

«Компания Intermark Real Estate планирует открытие нескольких офисов в других странах, — анонсирует партнер Intermark Real Estate Ирина Мошева. — В первую очередь это будут Дубай, Турция, Индонезия и Таиланд. Представительство нашей компании в Дубае станет центром продаж не только недвижимости этого эмирата, но и объектов в других странах Ближнего Востока: Омане, Катаре, Египте, а также в столице ОАЭ — Абу-Даби».

Сколько стоит офис

Объемы затрат на открытие зарубежных подразделений ни одна из компаний не раскрыла. «Минимальная цена офиса составит в районе $5000-8000 в месяц — в удаленной локации. Средняя же цена небольшого офиса составляет $10 000-16 000», — подсчитал примерные затраты Пестряков из Becar Asset Management, уже несколько лет работающей на рынке Дубая.

По словам Пестрякова, минимальная зарплата в Дубае, необходимая для комфортной жизни, начинается от $2700; в случае с консалтингом, как правило, здесь нанимают людей на ставку от $1600 в месяц для младших сотрудников до $4000 — для управляющего. «Выходит, что около $11 000 — ежемесячный средний ФОТ на подразделение из шести человек плюс $5500 на офис. То есть старт примерно от 1 млн рублей, — продолжает подсчеты Пестряков. — С учетом стоимости лицензии и всех плат за открытие можно заложить 2 млн рублей для старта консалтингового бизнеса на месяц. На содержание компании в год нужно еще около 10 млн рублей. Эти средства будут окупаться при условии наличия 200 клиентов за год».

 

При этом новые подразделения минимальными командами не ограничиваются. «В Дубае у нас 20 человек и непрерывно ведется набор новых сотрудников, поскольку мы активно формируем команду», — говорит управляющий партнер PARUS Real Estate (входит в NF Group) Марина Шалаева.

«В каждом зарубежном офисе до конца 2023 года будет сформирована команда из 10-20 человек, — отмечает Мошева из Intermark Real Estate. — Расходы на открытие офисов будут включать финансово-юридическое структурирование и открытие локальных юрлиц, расходы на аренду офиса и административные расходы, маркетинг, релокационные расходы топ-менеджмента».

«Куда уплыла рыба»

Что заставляет бизнес соглашаться на многомиллионные затраты? Консалтинговые компании и агентства недвижимости идут в те страны, куда релоцируются их клиенты — граждане России и российские компании, объясняют опрошенные Forbes эксперты и участники рынка. 

«Агентства недвижимости и консультанты открывают офисы за рубежом, потому что в Турцию, Дубай потянулась их платежеспособная аудитория. Люди планируют долгосрочное пребывание в этих странах, а потому рассматривают покупку недвижимости, — рассуждает президент AREA Николай Винидиктов. — Многие переводят туда бизнес, нужна поддержка, аутсорсинг, наши специалисты и прочее. Поэтому мы и пошли за своими клиентами».

«В Дубае мы открылись в январе 2022 года, это открытие — реакция на еще пандемийный тренд, — рассказывает владелец агентства Nika Estate, член ассоциации AREA Виктор Садыгов. — Открытие представительства в Стамбуле тоже продолжение этого тренда, открыли мы его в марте. А вот открытие офиса в Аланье мы уже четко связываем с февральскими событиями — растущий спрос в Стамбуле показывал перспективы. В среднем у нас в каждом офисе работает пять-семь человек, но мы планируем увеличить их число». 

 

Спрос со стороны россиян на недвижимость в Турции, Дубае и ряде других рынков действительно начал расти в 2020 и 2021 годах. «Большие киты есть в любом бизнесе; куда они движутся, туда надо двигаться и всем остальным, чтобы оставаться в привычном ритме и комфорте, — метафорично обосновывает происходящее  руководитель зарубежных проектов Becar Asset Management Александр Пестряков. — Если, скажем, вы с клиентом 20 лет, он говорит, что покупает недвижимость в Дубае, ею нужно управлять. Разве вы скажете «нет» такому инвестору? Если ты знаешь, куда уплыла рыба, то логично, что ты поедешь за ней туда, где нужно просто закинуть сачок».

Россияне уверены, что спрос на их услуги будет. «Консалтинговый рынок, например, в офисном сегменте в Дубае не существует системно, он разрознен, и в целом его можно назвать развивающимся, — рассказывает партнер Bright Rich | CORFAC International Виктор Заглумин. — Рынок брокерских услуг в России развит на очень высоком уровне. Мы готовы использовать свою экспертизу и наработанные инструменты и экстраполировать их с учетом местной специфики на рынок ОАЭ». Осенью 2022 года Bright Rich | CORFAC International вышла на рынок ОАЭ и Казахстана, получила лицензии, позволяющие оказывать брокерские услуги, уточняет он.

«Консалтинговые компании в числе прочих функций задают тренд, — уверен Соколов из CMWP. — Именно мы пытаемся найти для своих клиентов наиболее интересные проекты и наиболее привлекательные города. Конечно, «продавать» клиентам новый рынок труднее, чем работать по техзаданию, однако именно это позволяет развивать бизнес».

«Фиксировать убытки»

Однако некоторые участники рынка недвижимости скептически смотрят на зарубежную экспансию коллег. «Еще посмотрим, что у них получится года через два», — говорит Казанский из Nikoliers. «Давайте подождем год-другой, посмотрим, что именно закрепится на рынке», — добавляет директор по развитию Key Capital Эвелина Ишметова, 

«Планы по открытию офисов за рубежом от консалтинговых компаний России — это в большинстве своем заявления. Я бы сказал — вынужденная мера», — сомневается генеральный директор компании Remain Дмитрий Клапша. «Как только ситуация изменится и российский инвестор повезет капиталы и бизнес назад, всем этим компаниям останется только фиксировать убытки от затрат на открытие представительств», — резюмирует топ-менеджер российской консалтинговой компании, пожелавший остаться неназванным. 

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+