Консалтинговая компания «КСЛ» выяснила, что 46% российских компаний в этом году ориентируются на стратегию роста, 41% сосредоточен на снижении издержек и 10% перешли на сценарий выживания. По данным экспертов, развитие бизнеса в стране на данный момент сдерживают рост затрат, высокая стоимость капитала, снижение покупательной способности и дефицит кадров
Почти половина компаний в России в этом году намерены активно развивать свой бизнес — на стратегию роста ориентируются 46% организаций. Еще 41% сосредоточился на снижении издержек и только 10% применяют сценарий выживания, говорится в мартовском исследовании ReIndustry, проведенного консалтинговой компанией «КСЛ» (есть в распоряжении Forbes).
Участники опроса в целом позитивно оценили настоящие условия для ведения бизнеса. Больше всего на рост ориентируются производственные компании: производители товаров народного потребления (51%) и промышленные предприятия (48%). Более осторожные настроение зафиксированы в ритейле, логистике и дистрибуции, однако и там минимум 40% организаций нацелены на рост.
Масштабы развития бизнеса при этом выглядят скромно — согласно планам компаний, ориентированным на умеренное увеличение товаропотоков в этом году. Так, 30% респондентов ожидают рост в диапазоне 0-10%, 27% опрошенных — на 10-20%. Лишь 16% компаний планируют увеличение в 20-30% и 10,6% ориентируются на показатель более 30%. Отрицательного или нулевого прироста ожидают 9,2% компаний.
При этом и промышленные компании, и производители товаров народного потребления, выбравшие стратегии развития, ориентированы, в основном, на консервативный рост с плавным увеличением объемов. В то же время дистрибьюторы и ретейлеры, где меньшая доля нацелена на развитие бизнеса, демонстрируют более высокие ожидания по наращиванию товаропотоков.
Основными сдерживающими факторами для развития бизнеса в России названы рост затрат (23,4%), высокая стоимость капитала (16,7%), снижение покупательной способности (16,6%) и дефицит линейного персонала (15,2%). Кроме того, заметно сократились намерения компаний инвестировать в развитие мощностей — 24,9% против 28,7% в 2024 году. В то же время вложения в цифровизацию остаются на сопоставимом уровне, а доля тех, кто намерен увеличить инвестиции в глубокую роботизацию и автоматизацию, почти удвоилась — с 4,6% в 2024-м до 8,4% в 2025 году.
Исполнительный директор «КСЛ» и президент оргкомитета ReIndustry Expo Василий Демин отметил, что большая часть российских компаний выделяет проблему планирования как один из ключевых внутренних факторов, тормозящих рост. «Это свидетельствует о том, что бизнес в условиях турбулентности будет концентрироваться на внедрении цифровых систем, позволяющих выстраивать планирование и оперативное управление всеми функциями компании на основе прогноза продаж, в том числе с учетом его регулярных изменений», — пояснил он.
Исследование было проведено в марте этого года, в опросе приняли участие 558 компаний-респондентов из различных секторов экономики: промышленность (28,1%), производство (22,8%), дистрибуция (18,6%), ритейл (16,3%) и логистика (13,3%). В анкетировании участвовали малые, средние и крупные компании, в том числе предприятия с численностью персонала более 10 000 сотрудников.
Агентство Smart Ranking ранее выяснило, что за последние три года крупнейшие российские IT-компании за три года практически удвоили свой оборот — на 95%, до 6,7 трлн рублей. Эксперты отметили, что основными драйверами роста стали освобождение ниш после ухода с российского рынка западных компаний, а также популяризация экосистемных сервисов.