Суд в Москве не позволил взыскать долг UBS с его российских «дочек» по иску Гурьевых
Арбитражный суд Москвы отказался взыскать долг швейцарского банка UBS с его российских «дочек» по требованию акционера «Фосагро» — компании «Адорабелла», связанной с семьей миллиардера Гурьева. Суд признал вину UBS. Но отметил, что российские компании не участвовали в заморозке активов «Адорабеллы» и не несут ответственности за действия UBS
Долг швейцарского банка UBS не должен взыскиваться с его российских «дочек» по требованию компании «Адорабелла», которая является акционером «Фосагро» и связана с семьей миллиардера Андрея Гурьева (№ 18 в рейтинге 146 миллиардеров России — 2025 Forbes, состояние его и его семьи — $9,5 млрд), сообщили «Ведомости», изучившие мотивировочную часть решения Арбитражного суда Москвы.
В конце июня суд признал вину UBS как правопреемника Credit Suisse. Но отметил, что столичные компании не участвовали в заморозке активов «Адорабеллы» и не несут ответственности за действия UBS.
Ранее тот же Московский арбитраж взыскал с банка «Ренессанс Кредит», контролируемого миллиардером Михаилом Прохоровым(№ 11, $11 млрд), и компаний «Ренессанс Брокер», «Ренессанс Капитал — Финансовый консультант», Renaissance Securities Limited (Кипр) и Euroclear Bank S.A./N.V. $22,7 млн и 52,5 млн рублей, оценив так стоимость ценных бумаг компании Perpecia, связанной с Гурьевыми. Суд признал, что российские компании должны отвечать по обязательствам зарегистрированной на Кипре Renaissance Securities Limited перед Perpecia.
Credit Suisse с 2018 года оказывал «Адорабелле» услуги по ведению счетов и хранению ценных бумаг. После того, как весной 2022 года Швейцария и США ввели санкции против «Адорабеллы» и Андрея Гурьева-старшего, Credit Suisse заблокировал активы до снятия ограничений.
В апреле 2024 года «Адорабелла» потребовала у Credit Suisse вернуть все замороженные активы (бумаги стоимостью $6 млн, $1,1 млн невыплаченного купонного дохода, а также $3,3 млн и 2,5 млн швейцарских франков). И в мае подала иск в Арбитражный суд Москвы к Credit Suisse и московским «Кредит свисс» и «Кредит свисс секьюритиз», требуя взыскать со всех трех ответчиков убытки в размере стоимости невозвращенных активов с процентами.
UBS, ставший правопреемником Credit Suisse, и его «дочки» возражали, отмечая, что оглашение с «Адорабеллой» предусматривало разрешение всех споров в государственных судах Швейцарии.
Но московский суд решил, что блокировка активов из-за международных ограничений позволяет применить «закон Лугового», позволяющий переносить в Россию некоторые споры, связанные с санкциями. И признал, что Credit Suisse/UBS обязан вернуть активы клиенту. А вот привлечь «Кредит свисс» и «Кредит свисс секьюритиз» к солидарной ответственности Арбитражный суд Москвы отказался. Он признал, что для привлечения их к ответственности недостаточно лишь аффилированности с UBS.
