РСПП допустил потерю работы для 200 000 водителей из-за закона о локализации такси

Количество таксистов в 2026 году может сократиться на 200 000 человек в случае отсутствия гибких адаптационных механизмов применения положений закона о локализации автомобилей такси, говорится в протоколе совещания по этой теме в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), с которым ознакомился «Коммерсантъ».
По оценке «Яндекс Такси», в июне 2025 года общее число задействованных в такси водителей составляло 1 млн человек. Таким образом, из отрасли могут уйти 20% таксистов.
По оценкам участников совещания в РСПП, на конец 2024 года в отрасли насчитывается более 700 000 автомобилей, принадлежащих физлицам, более 70% из которых используются для подработки. Почти 79% таких автомобилей не соответствуют требованиям закона о локализации такси.
Этот закон был принят Госдумой 13 мая 2025 года. Его требования станут обязательными для отрасли в марте 2026 года.
Закон обязывает таксопарки перейти на машины российских автопроизводителей. Он позволяет регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси (под локализацией подразумевается производство автомобиля или его частей на территории России). По мнению авторов законодательной инициативы, обязательные требования использовать транспорт российского производства в такси и каршеринге позволит сформировать рынок сбыта для отечественных автопроизводителей со стабильным спросом — 100 000 автомобилей в год.
Отток водителей может произойти за счет того, что большинство самозанятых таксистов не сможет заменить свой автомобиль на требуемые модели из-за высокой стоимости новых машин российского производства, недоступности программ льготного автокредитования и лизинга, предупреждало Объединение самозанятых России.
Игроки рынка предупреждают, что проблемы с автомобилями могут возникнуть не только у самозанятых водителей, но и у таксопарков. Они в случае завершения лизинга или изменения статуса водителей не смогут сохранить нелокализованные автомобили в реестре и будут вынуждены закупать новые локализованные машины или брать их в лизинг. А это грозит увеличением арендных ставок для водителей и ростом тарифов для пассажиров на 20–30% в 2026–2027 годах, уверены в службе заказа такси «Максим».
