Минфин предложил с 2027 года ввести НДС на импортные товары с маркетплейсов
Минфин предлагает ввести НДС для зарубежных товаров на маркетплейсах и поэтапно повышать его до 2030 года, следует из разработанных ведомством поправок в Налоговый кодекс. Планируется, что в 2027 году НДС на импортные товары с маркетплейсов составит 5%, а начиная с 2030-го — 20% (в результате ежегодного пятипроцентного повышения). О необходимости применять к интернет-торговле общие правила налогообложения, включая взимание НДС с товаров, ввезенных из-за рубежа, в Минфине говорили еще год назад. Соответствующее заявление замминистра финансов Сазанова в октябре 2024-го раскритиковал бизнес
Минфин предлагает ввести НДС для зарубежных товаров на маркетплейсах и поэтапно повышать его до 2030 года, следует из разработанных ведомством поправок в Налоговый кодекс. Внимание на это обратили «Право.ru» и Frank Media.
Сейчас при оформлении заказов из-за рубежа пользователи маркетплейсов не платят НДС. Такие заказы приходится ждать дольше, но и платить по сравнению с российской розницей нужно меньше. Минфин предлагает начать взимать налог для трансграничных покупок с 2027 года по ставке 5% с ежегодным пятипроцентным повышением до 2030 года. Таким образом, в случае принятия поправок в 2028 году НДС на импортные товары с маркетплейсов составит 10%, в 2029-м — 15%, а начиная с 2030-го — 20%.
Налог будут платить иностранные и российские маркетплейсы, продающие продукцию из-за рубежа. Декларации будут подаваться в электронной форме, а ФНС получит доступ к данным о заказах от таможни. Ранее ожидалось, что новый НДС будут платить только с посылок, которые не превышают беспошлинный лимит в €200, однако в итоговой версии проекта НДС распространили в том числе и на дорогие покупки, подчеркивает «Право.ru». Сколько получит бюджет от этой меры, Минфин не уточняет (пояснительная записка не опубликована).
В пресс-службе Минфина позднее заявили, что законопроект подготовлен в рамках плановой работы в связи с принятыми в 2023 году изменениями в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Развитие электронной торговли привело к появлению торговых площадок на территории стран ЕАЭС, сопоставимых по объемам продаж с крупными торговыми сетями; при этом условия регулирования этих каналов торговли существенно отличаются, отметили в Минфине. Новые нормы, в случае их принятия, вступят в силу не ранее 1 января 2027 года, добавило ведомство.
В Минфине еще в прошлом году говорили, что выделение интернет-торговли в отдельный вид деятельности на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС) дает основания для применения к ней общих правил налогообложения, включая взимание НДС со всех реализуемых электронными магазинами товаров из-за рубежа. Соответствующее заявление замминистра финансов Алексея Сазанова в октябре 2024-го вызвало «негодование» представителей бизнеса на Московском финансовом форуме (МФФ), передавал «Интерфакс».
Как отмечало агентство, дискуссия на МФФ-2024 показала, что предпринимателям едва ли удастся убедить Минфин, что взимать НДС если и надо, то с послаблениями. Главным итогом введения налога станет повышение стоимости зарубежных покупок для конечных потребителей, писал «Интерфакс». Сазанов в тот период говорил, что к e-commerce надо подходить как к обычному ретейлу, приобретение товаров в котором облагается 20%-ным НДС.
Представители бизнеса, в свою очередь, увидели риск сворачивания продаж и снижения качества жизни потребителей из-за невозможности заказывать привычные товары. «Что будет, если буквально применить 20% НДС к рынку? Если буквально — цены поднимутся на 20%, рынок сожмется процентов на 70–75», — предупреждал гендиректор Ozon Global Степан Гусамов. Он отмечал, что маркетплейсы ждут хотя бы постепенного введения НДС на трансграничные товары.
Минфин ранее предложил повысить общую ставку НДС с 20% до 22%. По расчетам министерства, в ближайшие три года повышение НДС может принести бюджету 4,4 трлн рублей дополнительных доходов. Мобилизованные за счет повышения ставки НДС ресурсы пойдут на финансирование обороны и безопасности, говорили в Минфине. Как отмечал в беседе с Forbes гендиректор инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов, повышение НДС можно считать проинфляционным фактором: продавцы неизбежно будут перекладывать возросший налог на конечного потребителя, что приведет к разгону цен.
Новость была обновлена: добавлен комментарий пресс-службы Минфина
