«Ъ»: власти могут отказаться от резкого роста экосбора для производителей упаковки
Производители упаковки могут избежать предложенного Минприроды существенного повышения ставок экосбора с 2026 года — как сообщили источники «Коммерсанта», против такой меры выступил вице-премьер Дмитрий Патрушев. Поскольку большинство заинтересованных министерств также против резкого роста ставок, они в следующем году будут повышены на уровень инфляции, как предусмотрено законодательством, рассказали источники. Эксперты предупредили, что без роста тарифов на утилизацию и строительства новых мощностей по переработке мусора стоимость его вывоза может вырасти
Производители упаковки могут избежать предложенного Минприроды существенного повышения ставок экосбора с 2026 года — на совещании, прошедшем в правительстве 1 октября, вице-премьер Дмитрий Патрушев выступил против такой меры, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По их словам, поскольку большинство заинтересованных министерств также против резкого роста ставок, они в следующем году будут повышены на уровень инфляции, как предусмотрено законодательством.
Механизм расширенной ответственности производителей (РОП) предполагает ответственность производителей упаковки за ее последующую утилизацию. Компании могут это сделать самостоятельно или заплатить экосбор, который направляется на развитие мощностей по переработке. В августе 2024 года правительство утвердило темпы роста ставок экосбора на ближайшие три года (в 2026 году рост должен составить 8%, в 2027-м — 4%), однако спустя год Минприроды представило проект постановления, предполагающий рост ставок в несколько раз с 2026 года.
В частности, базовая ставка на полимерную упаковку вырастет с 3800 рублей за тонну до 23 800 рублей за тонну, подсчитали в Союзе переработчиков пластмасс (СПП). Однако с учетом таких факторов, как рост норматива утилизации до 50%, итоговые платежи по экосбору вырастут почти в 22 раза, до 83 400 рублей за тонну, заявили в СПП. Против такого резкого роста выступили представители практически всех отраслей, отмечает «Коммерсантъ». Бизнес выражал опасения, что из-за повышения экосбора вырастет себестоимость упаковки, а розничные цены на социально значимые товары могут подняться на 6–7%.
При этом если не увеличивать мощности по переработке отходов, то возникает проблема дальнейшей утилизации мусора, отметили в Центре системных решений. Региональным операторам придется возить твердые коммунальные отходы (ТКО) на более отдаленные полигоны (большинство действующих уже практически заполнены), что приведет к росту их затрат и отразится на размере платежей за вывоз мусора, предупредили аналитики.
По словам замгендиректора группы «ЭкоЛайн» Елены Вишняковой, дефицит мощностей по переработке отходов, который оценивается в 14–15 млн тонн, после отказа от приведения ставок к проектным уровням только вырастет. Если базовые ставки не будут повышены, у производителей упаковки и товаров не будет стимула переходить на легкоперерабатываемые материалы, отметила Вишнякова.
Руководитель департамента вторичных материальных ресурсов Российского экологического оператора (РЭО) Андрей Рудаков на прошлой неделе допустил, что плата за вывоз мусора может увеличиться в десять раз, если в России не будут разработаны мусороперерабатывающие мощности. «Уже сейчас Москва часть отходов возит в Калугу. Наверное, ей потом придется возить куда-нибудь в Псков. Но из-за этого вырастет тариф», — цитировала Рудакова «Российская газета». В пресс-службе РЭО после этого исключили десятикратный рост тарифов на вывоз мусора.
В РЭО объяснили, что повышение платы за вывоз мусора ограничено правительством от 0 до 5% в зависимости от региона. Увеличение платы за такую услугу жестко регулируется государством, указали там.
