Миллиардер Рубен Варданян вышел из проекта российского электромобиля «Атом»

Армянский миллиардер Рубен Варданян (состояние его и его семьи, по данным Forbes Real-Time, $1,2 млрд), который до 2022 года был гражданином России, а сейчас находится под стражей в Азербайджане, вышел из числа инвесторов электромобиля «Атом», сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ЕГРЮЛ.
В октябре Варданян вышел из капитала ООО «Восход» — основного акционера АО «Кама», которое занимается проектом «Атома». Его доля в 25% перешла самому ООО. По 37,5% в компании сохранили гендиректор «Камаза» Сергей Когогин и ООО «Спектр», владельцами которого являются Ваган Баблоян (60%), Михаил Бройтман (20%) и Жанна Халиуллина (20%).
Таким образом Варданян, судя по всему, вышел из российского автобизнеса, отмечает издание.
Год назад, в октябре 2024-го, Варданян перестал быть совладельцем «Камаза». Тогда он вышел из капитала ООО «Автоинвест», которое упоминается среди акционеров автопроизводителя, сообщал «Коммерсантъ», ссылаясь на данные из ЕГРЮЛ. Его доля в 15% в «Автоинвесте» перешла сыну бывшего президента «Автоваза» и губернатора Самарской области Дмитрию Артякову, который, по данным Forbes, является гендиректором и совладельцем крупного железнодорожного оператора «Модум-Транс».
По мнению старшего аналитика компании «Эйлер» Владимира Беспалова, выход Варданяна из капитала ООО «Восход» не повлияет на проект электромобиля «Атом», который уже находится на финальной стадии. «Ключевым моментом будет соотношение цены и пользовательского опыта после запуска автомобиля в серию»,— заявил он изданию.
Разрабатывает «Атом» АО «Кама», зарегистрированное в августе 2021 года в Набережных Челнах. В декабре 2021 года Варданян сообщил «Ведомостям», что стал партнером Когогина в проекте. В июне 2023 года Когогин сообщил, что он и Варданян вложили в проект производства электромобиля «Атом» по $1 млн каждый. Позже совладельцами АО «Кама» стали «Камаз» и «Росатом».
По планам, «Атом» будет иметь четыре модели: одноместную Delivery, аналогичную Lada Largus, Peugeot Partner и Citroen Berlingo, двухместную Duo (аналоги VW id3, BMW i3 и Mini Cooper), четырехместную Taxi (аналоги VW id3, BYD D1) и пятиместную Family (аналоги VW id3, BMW i3, Honda e/Neta U). Предполагалось, что АО «Кама» начнет производство «Атома» в 2025 году на заводе «Москвич» (принадлежит правительству Москвы и «Камазу»). Цены на электромобили «Атом» могут достигать до 3–4 млн рублей без учета господдержки, отмечает «Коммерсантъ».
В «Каме» отказались раскрыть актуальные данные по цене и старту продаж электромобилей, но подтвердили изданию планы запустить серийное производство до конца года.
Варданян — бывший руководитель инвестиционной компании «Тройка Диалог» и первый президент московской школы управления «Сколково». До 2022 года он входил в рейтинг богатейших бизнесменов России по версии Forbes. В декабре 2022 года президент России Владимир Путин удовлетворил заявления Варданяна о выходе из российского гражданства. С ноября 2022 по февраль 2023 года Варданян возглавлял правительство непризнанной Нагорно-Карабахской республики. В сентябре 2023 года был задержан азербайджанскими спецслужбами при попытке выехать из Нагорного Карабаха в Армению вместе с многочисленными беженцами. И с тех пор находится в Азербайджане под стражей по обвинению в причастности к преступному сообществу, созданному для совершения тяжких и особо тяжких преступлений.
Находясь в заключении, Варданян неоднократно объявлял голодовку «против судебного фарса», требуя освободить всех армянских политических заключенных в Азербайджане.
