51 российскую региональную авиакомпанию ждут проверки из-за роста авиапроисшествий вдвое по отрасли, выяснили «Известия». Провести проверки поручило правительство. Проверки затронут как деятельность самих авиаперевозчиков, так и выполнение ими технического обслуживания самолетов и подготовки специалистов. Они начнутся с декабря 2025 года и закончатся к декабрю 2026-го
Авиационные власти России проведут проверки 51 региональной авиакомпании с 1 декабря 2025 года по 1 декабря 2026 года. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на проект поручения правительства в адрес Ространснадзора. Проверки затронут деятельность авиаперевозчиков в части обслуживания самолетов, подготовки специалистов, уровня безопасности полетов и поддержания летной годности. Поводом к проверкам стали риски повторения у региональных перевозчиков ситуаций, приведших к катастрофе Ан-24 авиакомпании «Ангара» 24 июля.
Такие риски отмечает замруководителя Ространснадзора Владимир Фонарев в письме на имя замминистра транспорта Владимира Потешкина. Фонарев приводит в письме такие данные: количество авиапроисшествий в 2024 году в сравнении с показателем 2023-го выросло вдвое (с 8 до 17), а число погибших — более чем в три раза (с 12 до 37). С начала 2025 года произошло четыре авиационных происшествия, в том числе две аварии и две катастрофы, в результате которых погибли 53 человека, говорится в письме.
«Известия» направили запросы в Минтранс, Минэкономразвития, правительство и региональные авиакомпании. В пояснительной записке к проекту поручения правительства о проверках авиакомпаний негативная динамика связывается «в первую очередь с нарушениями воздушного законодательства, допускаемыми коммерческими авиакомпаниями». В документе говорится:
- авиаперевозчики не соблюдают обязательные требования в части проведения техобслуживания;
- персонал не проходит должную подготовку;
- отсутствует система управления безопасностью полетов;
- фиксируются отклонения от требований эксплуатационной документации;
- отсутствует реагирование на авиасобытия.
«Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости всесторонней оценки деятельности эксплуатантов», — пишет Фонарев в Минтранс. Поручение правительства станет основанием для комплексной оценки большого числа авиакомпаний, говорится в пояснительной записке. Минтранс сейчас согласовывает его с кабмином.
В приложении к проекту поручения приводится список из 51 авиакомпании для оценки. Среди авиакомпаний, которые планируется проверить — «Азимут», «Алроса», «Аврора», «Ижавиа», «ИрАэро», «Амур», «Ангара», «АэроБратск», «Борус», «Камчатское авиационное предприятие», «Костромское авиапредприятие», «КрасАвиа», «Полярные Авиалинии», «РусЛайн», «Авиапредприятие «Северсталь», «Тайга» и другие. В Ространснадзоре рассказали, что практика проведения внеплановых проверок на основании поручений правительства не считается исключительной.
В «Авроре» сказали, что внимание правительства к вопросам безопасности полетов и поручение проводить соответствующие проверки в авиакомпаниях вполне понятны. Основатель сервиса по безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков полагает, что с 2022 года регуляторам не хватает инспекторов для осуществления таких масштабных оценок. «Драйверами роста аварийности в региональной авиации можно назвать старение не только воздушных судов еще советской постройки, но и их пилотов», —- сказал «Известиям» президент Ассоциации малых авиапредприятий (МалАП) Сергей Детенышев.
24 июля этого года в Амурской области пропал с радаров пассажирский самолет Ан-24 авиакомпании «Ангара». На его поиски направили вертолет Ми-8 и наземную группировку. Позднее обломки аппарата были найдены недалеко от города Тында, также выяснилось, что самолет упал после ухода на второй круг при заходе на посадку в аэропорту населенного пункта. На борту судна находились 42 пассажира, включая пятерых детей, и шесть членов экипажа. Все 48 находившихся на борту погибли.
В конце июля Росавиация аннулировала сертификат иркутской авиакомпании «Ангара», разрешавший ее специалистам выполнять техобслуживание самолетов и их компонентов. Сообщалось, что проведенная после авиакатастрофы проверка показала, что техобслуживание было организовано с нарушениями, в частности, документы оформлялись без фактического проведения работ, необходимое оборудование и инструменты не использовались.
В августе «Известия» написали, что катастрофа могла произойти из-за ошибки определения высоты: при снижении экипажем самолета на барометрических высотомерах было установлено давление по QNH (международные правила с использованием нулевой отметки на уровне моря), однако, проходя контрольную точку, экипаж передал диспетчеру данные о высоте 1100 м, что соответствует QFE (советские правила измерения высоты от уровня полосы на аэродроме). В сентябре газета сообщила, что Ростехнадзор нашел массовые нарушения в работе «Ангары» — как в летной работе и техобслуживании самолетов, так и в подготовке экипажей.
