Алиханов призвал отменить режим временного ввоза иностранных самолетов в Россию
Алиханов заявил о необходимости прекращения режима временного ввоза иностранных самолетов в Россию для защиты интересов отечественного авиастроения. По словам главы Минпромторга, такой режим «в каком-то смысле приводил практически к невозможности развития собственного авиастроения»
России необходимо отменить режим временного ввоза иностранных самолетов, заявил глава Минпромторга Антон Алиханов на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам. Его слова приводит «Интерфакс».
«Может быть, не сию секунду... но в момент, когда мы будем уже иметь сертифицированные машины, нам совершенно точно нужно уже сейчас декларировать отмену этих льготных режимов для импорта», — отметил Алиханов. Иначе возникнет диспаритет для российского производства, в том числе по уровню кредитных ставок и доступности финансирования для авиакомпаний, предупредил он.
Режим временного ввоза, по мнению министра, «в каком-то смысле приводил практически к невозможности развития собственного авиастроения».
Так, при ввозе импортного 10-летнего самолета после капитального ремонта под льготную ставку 1–2%, которая дотируется за рубежом, воздушное судно не требует уплаты таможенных пошлин и налогов на добавленную стоимость, что «априори создает невозможные условия для конкуренции» со стороны российского авиапрома, пояснил он. Минпромторг считает целесообразным закрепить законодательно норму о доле российских самолетов в парках авиакомпаний на уровне не менее 50%, напомнил Алиханов.
Помимо этого, глава Минпромторга заявил, что средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и ресурсы от продажи различных активов могут направить на развитие отечественной авиапромышленности. Позднее в Минпромторге пояснили, что ведомство запросило из ФНБ 259 млрд рублей для финансирования поставок ранее заказанных самолетов и новой программы закупки вертолетов, отмечает ТАСС.
В июле «Известия» сообщили об удорожании российских самолетов. В протоколе совещания в Минтрансе с представителями авиакомпаний, «Ростеха», ОАК и Росавиации, в котором приводились данные о новых ценах на отечественные самолеты с поставками в 2026 году, отмечалось, что прогнозная стоимость самолета МС-21 составит 7,606 млрд рублей (4,3–4,6 млрд рублей в 2023 году), Ил-114-300 — 2,6 млрд рублей (1,44 млрд рублей в 2023 году), а ЛМС-901 («Байкал») — 315–320 млн рублей (178 млн рублей в 2023-м).
В мае 2024 года Владимир Путин поручил увеличить долю самолетов российского производства в парке перевозчиков до 50% к 2030 году. В начале июля 2025-го Алиханов, выступая в Совфеде, заявил, что Минпромторг выступает за закрепление в законах нормы о 50%-ной доле отечественных самолетов в парках авиакомпаний.
