Аналитики сообщили о снижении в России числа супермаркетов и гипермаркетов
Количество супермаркетов и гипермаркетов в России за первые три квартала снизилось на 1,4%, а с 2017 года их совокупная доля сократилась с 37 до 21%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Infoline. Это связано с тем, что российские потребители стали предпочитать небольшие магазины в шаговой доступности или заказывать доставку товаров, отмечает издание
Число супермаркетов и гипермаркетов в России в январе — сентябре текущего года снизилось на 1,4%, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Infoline. За это время были закрыты 67 объектов общей площадью 185 200 кв. м. Аналитики Infoline указали, что в настоящее время топ-200 продуктовых сетей управляют около 4700 супермаркетов и гипермаркетов по всей России. Как отмечает издание, совокупная доля супермаркетов и гипермаркетов с 2017 года сократилась с 37 до 21%.
По словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в нынешних экономических условиях при высокой ключевой ставке Банка России открытие супермаркетов и гипермаркетов с нуля становится нерентабельным. Ретейлеры трансформируют эти площади под другие форматы, рассказал он «Коммерсанту». В настоящее время для розничных компаний привлекательны жесткие дискаунтеры. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) ранее указывали, что затраты на их открытие в среднем на 20–40% ниже, чем у супермаркетов.
Как отмечает издание, сокращение числа крупноформатных объектов продуктовых ретейлеров обусловлено изменением потребительских привычек. Российские потребители стали предпочитать более удобные и компактные магазины в шаговой доступности с самым необходимым ассортиментом и онлайн-доставку продуктов на дом, сообщила «Коммерсанту» партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская.
По словам председателя президиума АКОРТ Станислава Богданова, в настоящее время в стране заметнее всего увеличивается количество компактных магазинов площадью 100–200 кв. м. Их число увеличилось на 15% по сравнению с прошлым годом, уточнил он. При этом общая площадь торговых точек, согласно данным самих ретейлеров, снизилась примерно на 1%.
К снижению популярности супермаркетов и гипермаркетов приводят также высокие цены на продукты, отметил Бурмистров. В условиях перехода россиян к сберегательной модели потребления это оказывает негативное влияние на развитие таких форматов, пояснил он. Помимо этого, супермаркеты лишаются своих прежних особенностей и преимуществ: если раньше наличие расширенного ассортимента готовой кулинарии, пекарен и кофе-поинтов отличало этот формат от других, то сейчас подобные тенденции характерны для всего рынка продуктового ретейла, добавил Бурмистров.
В таких условиях продуктовые сети вынуждены оптимизировать подобные объекты: региональные сети часто развивают дарксторы для онлайн-доставки на площади своих супермаркетов. А крупные игроки оптимизируют работу своих объектов посредством снижения либо торговой площади, либо ассортимента, отметил Бурмистров.
Так, в июне 2025 года был запущен формат «Перекресток Select», площадь которого составляет примерно 400 кв. м. Это в три раза меньше классических магазинов сети, указывает «Коммерсантъ». При этом «Перекресток» демонстрирует меньшие темпы роста, чем другие сети, которые развивает X5. В пресс-службе X5 на запрос издания не ответили.
В середине сентября Shopper’s сообщил, что Х5 Group начал открывать ультрамалые магазины в шаговой доступности «Налету!». Издание уточняло, что первый магазин нового формата открылся в жилом доме на Очаковском шоссе в Москве в сентябре. Топ-менеджер одного из российских ретейлеров сообщил Shopper’s, что X5 намерена открыть 15–20 торговых точек для тестирования проекта.
До этого, в июне, группа «Магнит» объявила о запуске сети «Заряд от Магнита» с фокусом на готовую еду и быстрые покупки. В сентябре глава управления по собственному производству и готовой еде формата ultra-convenience «Магнита» Мария Дмитриева заявила, что ретейлер планирует открыть до 150 таких магазинов до конца текущего года.
