Авиакомпания структуры Минобороны «Космос» решила вернуться к VIP-рейсам на Як-42
Авиаперевозчик «Космос» Специального летного отряда Минобороны возобновил сертификат эксплуатанта. В 2025 году авиакомпания с долгом почти в 900 млн рублей едва избежала банкротства, оставшись с одним Як-42 «на крыле». А сейчас, по данным источников «Коммерсанта», рассчитывает зарабатывать на VIP-перевозках
Росавиация возобновила сертификат эксплуатанта для коммерческих перевозок авиаперевозчика структуры Минобороны «Космос», сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на копию приказа регулятора. Решение принято на основании заявки «Космоса» и результатов проверок его деятельности, отметила пресс-служба регулятора.
Действие сертфиката было приостановлено в феврале по заявлению самого «Космоса».
К тому моменту компания, 75% акций которой принадлежат Специальному летному отряду (СЛО) Минобороны, имела долги на 900 млн рублей, в том числе на 20 млн рублей по зарплатам, а ее чистый убыток с 2019 года достиг 700 млн рублей. Из двух Як-42, оставшихся в парке, сертификат летной годности сохранял только один. А численность персонала сократилась с 200 до 40 человек.
В конце 2024 года инспекция ФНС и СЛО подали в Арбитражный суд Москвы иски о признании перевозчика банкротом. Но в 2025-м суд прекратил по ним производство в том числе потому, что не были представлены доказательства о наличии у должника имущества, стоимость которого покрыла бы судебные расходы.
Информированный источник издания в авиаотрасли рассказал, что причиной прекращения производства стал тот факт, что перевозчик начал «небольшими траншами погашать налоговую задолженность» и «стабильно снижает сумму долга» перед сотрудниками. Другой собеседник «Коммерсанта» уточнил, что «Космос» планирует постепенно улучшить свое финансовое состояние после возобновления полетов благодаря увеличению количества коммерческих VIP-рейсов на своем единственном Як-42.
Главный эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов назвал эту идею крайне непростой, учитывая, что рынок бизнес-перевозок сегодня «достаточно сбалансирован по соотношению спроса и предложения». Но «Космос» может предоставить свой борт в «мокрый лизинг» (вместе с экипажем) другим перевозчикам деловой авиации, отметил он.
«Космос» был основан в 1995 году на базе РКК «Энергия» и выполнял перевозки в интересах «Роскосмоса» и его структур. А с 2019 года по заказу структур Минобороны выполнял пассажирские перевозки в Арктике, в том числе из Архангельска на архипелаг Новая Земля. В декабре 2022 года СЛО Минобороны выкупил у «Роскосмоса» 74% акций «Космоса» за 1 рубль (госкорпорация оставила за собой 26% акций). Минобороны с пакетом акций перешли и долги «Космоса».
В «Роскосмосе» связали продажу со снижением загрузки авиакомпании со стороны предприятий отрасли, а снижение — с воздействием «внешнеэкономических факторов». К сентябрю 2022 года, по данным Росавиации, парк «Космоса» состоял из трех самолетов: одного Ту-134 и двух Як-42. Предполагалось, что переход авиакомпании под контроль Минобороны позволит обновить флот, и уже в 2023 году авиапарк пополнят пять пассажирских Ту-204/214 и два грузовых Ил-76 со вторичного рынка.
