Просто помощь: как сотрудники Альфа-Банка развивают умные сервисы в нерабочее время

ИИ-диагностика: как не пропустить ишемический инсульт
Игорь Воробьев руководит в Альфа-Банке одним из направлений сопровождения критической инфраструктуры процессингового центра — обеспечивает непрерывную и безопасную обработку платежей. До прихода в IТ он занимался физикой наноструктур в Институте общей физики РАН. А в свободное от работы время Игорь отвечает за всю программную часть системы ИИ-диагностики инсульта.
Над проектом работает команда врачей-неврологов и ученых-генетиков на базе второго меда — РНИМУ имени Н. И. Пирогова в Москве. В основе диагностики лежит модель машинного обучения, которая помогает врачам оценивать вероятность ишемического инсульта у пациентов и моделировать возможные сценарии его развития.
При развитии инсульта решающим фактором становится время — чем быстрее оказана помощь, тем выше шансы свести последствия к минимуму. Поэтому путь диагностики и профилактики весьма эффективен: зная о своих рисках, пациент при поддержке врачей может контролировать ситуацию и постараться избежать инсульта.
Система искусственного интеллекта помогает врачу не упустить важные сигналы организма — ведь на развитие инсульта влияет более сорока факторов. Чтобы оценить риск, врачу нужно быстро разобраться во множестве данных и увидеть между ними связи, которые не всегда заметны с первого взгляда.
Результаты ИИ-диагностики есть уже сейчас: при почти мгновенной обработке данных точность превышает 80%, но команда стремится к более высоким показателям. Интересно, что систему учат в том числе и правильно ошибаться: лучше ложно предсказать высокий риск, чем не заметить реальную угрозу. Одно из преимуществ модели — ее прозрачность. Она отображает значимость каждого фактора, который влияют на прогноз. Это позволяет врачу не только оценивать риск инсульта, но и понимать, какие признаки сыграли решающую роль.
«Для меня важно, что результаты нашей работы могут спасти чью-то жизнь, — рассказывает Игорь Воробьев. — В рамках одного приема врачу попросту невозможно учесть весь объем факторов. Когнитивные способности человека имеют предел, поэтому мы решили доверить эту часть работы машине. В будущем врач также сможет увидеть, как изменится результат при варьировании отдельных показателей. Например, насколько снизится риск инсульта при уменьшении индекса массы тела — с помощью ползунка можно будет смоделировать снижение веса пациента».
Команда проекта продолжает развивать продукт на базе регионального сосудистого центра ГКБ №1 им Н. И. Пирогова. В планах — настольное приложение с понятным интерфейсом и подсказками, чтобы врачам было проще разобраться в нюансах использования модели.
Бот и донорство: как записаться на сдачу крови через Telegram
Анастасия Королева развивает мобильный банк «Альфа-Онлайн» как продакт-менеджер. Однажды ее друг — почетный донор России — пожаловался, что не может быстро записаться на сдачу крови в нужный центр. Оказалось, что нельзя просто запланировать визит: нужно успеть занять слот, пока на это время не записался кто-то другой. Учитывая, что центрам нужен разный объем крови с разными характеристиками, задача непростая: приходится часами мониторить сайт, «отлавливая» свободные слоты.
Анастасия подумала, что для этой цели подойдет бот в Telegram, и обсудила идею с системным аналитиком Семеном Корольковым из своей команды. «У доноров — особая миссия, и мы загорелись идеей поддержать их», — объясняет она.
Так появился @BloodBuddy_Bot, который автоматически мониторит расписание и присылает уведомления, когда можно записаться на донацию крови. Анастасия отвечает за идею и логику, а Семен занимается разработкой.
После простой настройки бот каждые 10 минут заходит в личный кабинет донора. Если появилось окно для записи, он присылает ссылку. При этом бот не имеет доступа к личным данным донора — сервис абсолютно безопасен. В планах — возможность записаться на сдачу крови прямо из бота, без перехода в личный кабинет.
Сейчас бот работает только с записью в Центры крови им. О. К. Гаврилова в Москве, но авторы планируют подключить и другие центры. Перспективы развития проекта будут понятны после обсуждения с заинтересованными организациями. Будет ли это единый бот для всех или разные для каждого учреждения — выяснится в самом ближайшем будущем.
