К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как построить дата-центр

Андрей Гук (Фото DR)
Андрей Гук (Фото DR)
В феврале 2024 года в Санкт-Петербурге открылся «Дата-центр №1» — современный коммерческий центр обработки данных. Для нас, оператора ИТ-решений ОБИТ, этот проект стал первым полноценным опытом строительства именно коммерческого центра обработки данных. Такого уровня «тяжеловесные» проекты имеют ряд нюансов, о которых должен знать каждый, кто смотрит в сторону строительства центров обработки данных, уверен резидент Forbes Club Андрей Гук

Интересантов строительства центров обработки данных, ЦОДов, я бы разделил на два типа. Первая категория — это компании, для которых ЦОД — жизненно необходимая часть бизнеса: например, банки, крупные маркетплейсы, телекомы и ИТ-компании, организации с госучастием или работающие в оборонной отрасли, которым нельзя выносить данные за пределы компании. Для таких организаций собственный ЦОД — это скорее не опция, а обязательное условие бесперебойной работы.

Вторая категория — компании, строящие ЦОДы не для своих нужд, а в качестве коммерческих объектов. Они либо сдают площади в аренду, либо строят ЦОДы для развертывания и продажи облачных сервисов.

Мы ставили перед собой две задачи: с одной стороны, нужно было закрыть собственные потребности, так как ОБИТ — это в том числе оператор связи, которому необходимы ЦОДы для размещения ключевых узлов связи. Первые четыре очереди ЦОДов, которые мы построили, закрывали исключительно наши потребности и клиентские проекты. Но со временем логичным продолжением развития этих проектов стал выход на коммерческий рынок дата-центров.

 

Парадоксальный рынок

Сегодня ситуация на рынке ЦОДов выглядит парадоксально: спрос на площадки высок, но строить новые объекты становится все сложнее. За последние годы произошел качественный передел рынка поставщиков в связи с уходом западных вендоров. Цены на оборудование выросли, качество поставок стало менее предсказуемым. Сложная ситуация с экономикой и высокая ключевая ставка сделали проекты строительства ЦОДов не особенно привлекательными. Их окупаемость может уходить за горизонт на 14-15 лет. По этой причине динамика запуска новых проектов низкая.

Хотя мы начали проект строительства «Дата-центра № 1» еще до глобальных изменений в стране, немало времени ушло на поиск площадки, проектирование будущего объекта и поиск финансирования. В феврале 2022 года, когда мы уже были близки к подписанию договора, ситуация резко изменилась — и мы снова оказались в точке «ноль».

 

Отказываться от проекта из-за вложенных сил не хотелось, поэтому еще некоторое время ушло на то, чтобы найти новых поставщиков, перепроектировать «инженерную начинку», а затем заново искать финансирование. Этот процесс потребовал много времени и усилий, поэтому первый и самый главный урок — будьте морально готовы к превратностям судьбы и имейте план Б.

Точка на карте

Локация будущего объекта — еще один важный кирпичик в успехе. Поиск оптимальной локации зависит от трех факторов.

  1. Логистическая доступность. Не стоит забывать, что ЦОД — это не просто серверное оборудование, которое стоит где-то в изолированном помещении. В случае форс-мажора клиент должен иметь возможность быстро попасть на объект к своим серверам, не стоя два часа в пробке на магистрали. Мы понимали, что ЦОД должен располагаться не слишком далеко от города, иначе это создаст серьезные неудобства.
  2. Энергетика 24/7. Даже если площадка кажется подходящей, для нее может не хватать необходимой мощности. Важно заранее обсудить этот вопрос с несколькими энергоснабжающими компаниями на местонахождении объекта, чтобы понимать, какие тарифы будут действовать и сколько придется вложить в подведение электричества. Электричество — это основная расходная статья, составляющая не менее 50% всех расходов на функционирование дата-центра.
  3. Каналы связи. В ЦОДе обязательно должно быть несколько альтернативных каналов связи от разных операторов. И чем больше таких операторов, тем лучше. В таком случае при аварийном отключении одной подведенной линии будет резервный канал. Зачастую бывает, что подведение второй и третьей линий — либо очень дорогостоящая, либо вообще невыполнимая задача. Поэтому ЦОДы «прижимают» чаще всего к крупным городам с подготовленной инфраструктурой, в том числе для дополнительных линий связи. Мы уделили этому пункту большое внимание, поскольку понимали, что надежная связь — это ключ к стабильной работе ЦОДа.

Чьими руками

Команда не менее важный кирпичик успешного проекта. При выборе службы заказчика (своей или сторонней) и генподрядчика проекта в первую очередь следует смотреть на уже выполненные проекты и не лениться выезжать на эти объекты, но не на экскурсию, а для того, чтобы изучить, как ЦОД работает в ежедневном режиме и с какими сложностями сталкивается или, наоборот, не сталкивается.

 

При формировании команды мы смогли объединить структуры заказчика и генподрядчика за счет сложившейся в ОБИТ синергии компетенций. Это инжиниринговая компания, которая может строить и обслуживать объекты; оператор связи, который понимает, что такое связь и как она должна подводиться; энергетическая компания, которая разбирается в организации энергообеспечения объектов; ИТ-компания, которая понимает, какие дополнительные сервисы необходимы на площадке.

Уникальная позиция на стыке в итоге дала интересный результат в виде «Дата-центра № 1». В краткосрочных планах мы нацелены на строительство дата-центра на севере Санкт-Петербурга и прорабатываем еще несколько больших проектов, не ограниченных северо-западным регионом. Я уверен, что на этом пути нас ждет еще немало интересных историй о строительстве ЦОДов.


ОБИТ – оператор ИТ-решений с глубокой экспертизой в обеспечении технологической устойчивости бизнеса любого масштаба. Предоставляет комплексные ИТ- и телеком-решения в 90 городах России и ближнего зарубежья: фиксированную связь, высокоскоростной интернет, аренду каналов связи. ОБИТ создает корпоративные сети, реализует проекты в области системной интеграции, облачных сервисов, информационной безопасности.

Автор — резидент Forbes Club.  Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+