«Наследие как стратегия»: Forbes Club обсудил вопросы преемственности в бизнесе

В дискуссии приняли участие сооснователь Mr.Doors Максим Валецкий, дочь основателя «Кофемании» Мария Журавлева и сын банкира и инвестора Дмитрия Неварко — Григорий Неварко. Модератором выступил директор по развитию Forbes Russia Дмитрий Озман
Тема оказалась острой: как совмещать бизнес и семью, стоит ли вовлекать детей в компанию родителей и какую роль в преемственности играет диалог поколений?
«А какое я имею право им что-то навязывать? Какое право я имею на их жизни? Я не хочу видеть детей партнерами в бизнесе, мне хочется иметь общение с ними, освобожденное от бизнеса», — подчеркнул Максим Валецкий. По его словам, ключевая ответственность родителей — дать детям свободу и не навязывать карьерный путь.
Мария Журавлева рассказала, что ее отец, основатель «Кофемании» Игорь Журавлев, всегда был глубоко погружен в бизнес. «После долгого разговора с отцом, где он сказал, что хотел бы видеть семью в бизнесе, я пошла работать в «Кофеманию» с рядовых позиций: хостес, официант, менеджер. И только тогда поняла, что деньги на самом деле зарабатывать сложно», — поделилась Мария.
Для Григория Неварко путь в бизнес связан скорее с самостоятельным выбором: «Я расту с пониманием, что мне нужно построить свой бизнес. Сейчас я набираю навыки работы с капиталом»
Модератор встречи Дмитрий Озман отметил, что в состоятельных семьях часто возникает разрыв в ценностях между поколениями. «Исследования социологов показывают, что отцы и дети очень по-разному видят мир. Тем ценнее кейсы, когда родители ведут диалог с детьми, открыто обсуждают смыслы. Это очень важно», — добавил он.
Гости встречи поднимали вопросы о влиянии родителей на детей, роли труда и ошибок в воспитании, а также обсуждали, как формируется стратегия преемственности
Ключевой вывод дискуссии: для того чтобы бизнес действительно стал наследием, необходимо три условия. Во-первых, дети должны видеть в нем ценность и смысл. Во-вторых, диалог между поколениями должен быть живым и честным. И, наконец, у семьи должна быть стратегия передачи — от знаний и управленческих навыков до ценностей и традиций.
