Разные поколения — разные цивилизации: встреча Forbes Club с экспертом Евгенией Шамис

Встреча началась с вопроса к гостье: что такое теория поколений и чем она полезна? Спикер объяснила, что это набор ценностей, которые характерны людям, рожденным в разное время. Мы ошибочно говорим — характерные для разных возрастных групп, но ключевой фактор здесь не возраст. Так, у миллениалов (родились в 1985-2002 годах, по классификации RuGenerations) часто сформирована жесткая установка на успех: многие считают, что если они не достигли успеха хотя бы в чем-то одном, то значит, они — неудачники.
Ценности формируются у людей до 10-12 лет. Приоритеты целого поколения определяют четыре фактора: события в стране и мире, особенности воспитания в детском саду и школе, информационная повестка в обществе, а также дефицит — то, чего не хватало в детстве, для людей будет ценностью во взрослой жизни; к примеру, еда.
Знание теории помогает лучше общаться и работать с людьми другого возраста, а также позволяет заглянуть в будущее, — подчеркнула Шамис. «У разных поколений всегда будут претензии друг к другу».
«Мы очень разные»
Извечную проблему отцов и детей на встрече на конкретном примере осветил модератор, директор по развитию Forbes и директор Forbes Club Дмитрий Озман: у молодежи другие ценности, чем у людей более старшего возраста. Если для прежних поколений работать в Forbes считалось привилегией, то для нынешних выпускников вузов — это не ценность. Молодые люди предпочитают сотрудничать не с классическими СМИ, а с блогерами. «С точки зрения системы координат — мы очень разные».
Евгения подтвердила, что отсутствие привычных авторитетов — одна из особенностей тех, кто сейчас активно выходит на рынок труда. Другие отличия молодых — спонтанные и мгновенные увольнения (например, сотрудник может уйти на обед и не вернуться), и пропуск работы без предупреждения. Спикер считает, что самый рабочий инструмент — диалог. Молодежи нужно объяснять мотивацию своих решений и действий, а также правила. Не только руководителям, но и членам команд придется в этом участвовать.
«Это кажется очевидным, что нельзя пропускать рабочий день, не предупредив заранее, ну как вы можете этого не понять? — задаются вопросом работодатели. Но нынешним юношам и девушкам нужно все эти правила дополнительно проговорить», — объясняет Евгения Шамис.
Второй способ повлиять на молодых сотрудников — обозначить свои личные границы: «Всем придется научиться обижаться, расстраиваться, показать в себе человека». К примеру, стоит обозначить ваше состояние: меня раздражает или обижает, когда ты опаздываешь. И после этого еще объяснить, почему — какие границы нарушаются.
«С каждым новым поколением работодатели вводят новые управленческие практики. Когда на рынок труда зашли миллениалы— компании ввели коучинг, разработали программы карьерного роста. После массового выхода зумеров (родились в 2003-2024 годах) в районе 2030 года работодатели введут повседневную практику разговора о своих и уважении чужих личных границ в рабочем пространстве. Это новая реальность и большой вызов для руководителей других поколений, поскольку было не принято так делать раньше», — уверена спикер.
Резиденты Forbes Club признались, что тоже столкнулись с проблемой разрыва поколений и даже назвали это «болью». Члены клуба считают большинство нынешних молодых сотрудников инфантильными и безответственными, а заявления из разряда «не хотел приходить на работу, чтобы не заражать своим плохим настроение коллег» — отговорками.
Резидент клуба Андрей Гук делится лайфхаком: «Нынешним молодым сотрудникам нужно объяснить базовые понятия — что хорошо, а что плохо. С ними нужно общаться как с детьми дошкольного возраста», то есть более детализировано. Но от них также стоит ждать «подлянок» — он кивает головой и соглашается, а за спиной идет наперекор твоим указам. Евгения Шамис не соглашается: не надо вести себя с сотрудниками как с детьми-дошкольниками — они взрослые люди. А вот использовать практику детального проговаривания действий в разных ситуациях, обсуждения последствий, стоит ввести в жизнь руководителей.
Миллениалы — «сильные», а зумеры — «слабые»
Свой взгляд на теорию поколений высказал и Дмитрий Озман. Суть схожа с изречением Платона: трудные времена рождают сильных людей, которые создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей, которые создают трудные времена.
В российской реальности тяжелыми времена были, очевидно, 1990-е. Сильными людьми стали миллениалы, а «слабыми» в этом сценарии оказались зумеры.
Одни резиденты согласились с модератором: «Зумеров залюбили. Они — результат неэффективного воспитания».
Другие встали на защиту поколения 2000+ года рождения: «У них открытое сознание, огромное количество идей. У них многому можно научиться».
Евгения Шамис отметила, что не бывает сильных или слабых поколений. Каждое поколение сильно в своем, у него своя роль в развитии экономики и мира.
Встреча с зумерами еще впереди
Евгения Шамис успокаивает: бизнес пока сталкивается с так называемым «пограничным поколением» (люди, которые родились на стыке двух поколений. Плюс-минус три года от точки перехода к новому поколению. — Forbes Club). Уже сейчас нужно готовиться к следующему — ярко выраженным зумерам. Они пока еще массово не вышли на рынок труда, ведь им сейчас меньше 19 лет.
«С ними будет легче работать, так как зумеры настроены договариваться и принимать разные точки зрения. Их будет очень много, и мы будем точно«играть» по их правилам, будем учитывать их специфику в работе и взаимодействии», — заверила спикер.
Потребительское поведение поколения Z будет схоже с так называемым «молчаливым» поколением (родились в 1924-1943 годах). К примеру, они будут скорее всего делать запасы дома и на предприятиях, ведь в их детстве во время пандемии призывали закупаться туалетной бумагой и продуктами питания, например, гречкой.
Главный итог встречи: разрыв поколений — не приговор, а точка роста.
