Никита Анисимов, ректор ВШЭ: «Наша задача — максимально развить таланты студентов»

Никита Анисимов — ректор Высшей школы экономики с 2021 года, выпускник механико-математического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук, профессиональный управленец в сфере образования и науки. Под его руководством ВШЭ активно развивается как современный многопрофильный университет, который является вузом для студентов со всей России и помогает им эффективно развивать таланты на благо страны.
— Высшая школа экономики активно развивает сотрудничество с крупным бизнесом, в частности с Альфа-банком. Зачем это нужно университету?
— Настоящие университеты — это прежде всего кузницы технологий, смыслов, идей, которые формируют будущее. Лучшие университеты привлекают самых перспективных абитуриентов. Вышка из года в год принимает большое число самых талантливых абитуриентов страны по результатам олимпиад — мы в лидерах по их численности. Наша задача — максимально развить таланты этих студентов, повысить их «добавленную стоимость» на рынке труда. Сделать это можно, в первую очередь поставив перед ними реальные технологические задачи даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. И именно поэтому среди индустриальных партнеров нашего университета — крупнейшие отечественные компании, флагманы российской экономики.
Нам очень важно, чтобы с нами сотрудничал крупный бизнес, который представляет самые разные отрасли, сталкивается с этими задачами и ищет пути решения. Ищет вместе с университетами. Таким образом мы максимально сокращаем разрыв между нашими образовательными программами и реальными требованиями рынка. А студенты становятся специалистами, готовыми к работе в условиях динамично меняющихся рыночных потребностей и в соответствии с запросами современного технологичного бизнеса.
Вполне закономерно, что мы уже много лет сотрудничаем с Альфа-банком. Наше сотрудничество включает как подготовку специалистов — в том числе через работу в Вышке базовой кафедры банка, — так и разработки в сфере инновационных технологий. Особенно в финансовой области.
В 2023 году мы решили вывести наше взаимодействие на новый этап и подписали с банком двустороннее соглашение. В рамках этой договоренности объединили научно-исследовательский потенциал Вышки с рыночной и технологической экспертизой Альфа-банка. Запускаем новые совместные программы, развиваем инновационные идеи в обучении в области финтеха. Проводим научные исследования. Организуем мероприятия, практику и стажировки для студентов. Развиваем и внедряем современные банковские технологии. Помогаем тем самым строить устойчивое инновационное будущее нашей страны.
— У Вышки много совместных проектов с банком. Прежде всего это бакалавриат и магистратура. Каков замысел этих учебных проектов?
— Бакалавриат «Управление цифровым продуктом» стартовал уже давно, первый выпуск состоялся в 2022 году. В рамках этой программы мы готовим глобально востребованных специалистов в области управления цифровым продуктом с компетенциями на стыке менеджмента и ИТ. Обучение ведут наши штатные преподаватели и практики из ведущих компаний страны, в том числе таких, как Альфа-банк. Предусмотрено глубокое погружение в бизнес-среду. Учебные проекты подаются в формате кейсов при тесном взаимодействии с индустриальными партнерами программы. У студентов есть возможность пройти стажировку в крупнейших ИТ-компаниях. Важно, что обучение ведется на русском и английском языках. На момент выпуска 70% студентов уже оказываются трудоустроены. Их принимают на позиции бизнес-аналитиков, проджект- и продакт-менеджеров.
Что касается нашей с Альфа-банком совместной магистратуры HR Tech (HR Tech — совокупность технологий и цифровых инструментов, используемых для автоматизации, оптимизации и улучшения процессов управления персоналом в компаниях. — Forbes Club), она нацелена на амбициозных профессионалов, которые будут трансформировать индустрию управления персоналом. Выпускники программы станут специалистами на стыке HR, науки о данных и продакт-менеджмента. Студенты погружаются в изучение передовых ИТ-решений и инструментов визуализации данных, чтобы принимать решения, основанные не на интуиции, а на точных метриках. Портфель компетенций будущих специалистов включает исследование рынка, разработку продуктов и — что критически важно — внедрение технологий искусственного интеллекта для создания «продуктов будущего» в сферу человеческих ресурсов. По качеству подготовки профессионалов с компетенциями в сфере ИИ мы сейчас лучшие. Это подтверждает авторитетный рейтинг российского Альянса в сфере искусственного интеллекта, где Вышка единственная и первая из вузов страны получила рейтинг А++.
Мы уверены, что выпускники такого профиля окажутся востребованы ведущими корпорациями и быстрорастущими стартапами, которые делают ставку на инновационные решения HR Tech. Их будут ждать на позициях, где требуется не только управлять процессами, но и переопределять саму архитектуру работы с персоналом, обеспечивая тем самым для компании конкурентное преимущество.
— Помимо этих двух программ, существует сетевая магистратура Альфа-банка, в которой участвуют восемь вузов-партнеров, включая НИУ ВШЭ. В чем ее ценность?
— Этот проект осуществляется в рамках нашей сетевой программы «двух дипломов». Он объединяет практический опыт Альфа-банка и академическую экспертизу Высшей школы экономики. Мы стремимся к тому, чтобы в регионах нашей страны появлялось больше высококвалифицированных специалистов в области финансовых технологий. Для этого мы создали единую по всей стране образовательную экосистему. Студенты нашей сетевой магистратуры и в теории, и на практике исследуют реальные рыночные кейсы и задачи. Лучшие из этих студентов получат возможность пройти в банке оплачиваемую стажировку, а затем и попасть туда на работу. В финале обучения выпускникам вручают два документа: диплом государственного образца НИУ ВШЭ и регионального вуза.
— В Лицее НИУ ВШЭ в этом году прошел первый бесплатный курс для старшеклассников. Какова идея этой инициативы?
— Проект «Альфа Кампус Джуниор» был реализован на базе нашего лицея. Это два блока обучения: управление продуктом и машинное обучение в виде серии практико-ориентированных курсов. По сути, это бесплатная образовательная ИТ- программа. В рамках курса старшеклассники получают уникальные знания от экспертов в финтехе и готовятся к тому, что их ждет в рамках университетской образовательной цифровой экосистемы. Преподавателями программы стали эксперты Альфа-банка, которые рассказывали лицеистам об актуальных технологиях создания продуктов на практических кейсах. Обучение проходило в игровом формате. Призеры попали на стажировку в Альфа-банк. Считаем первый опыт подобной программы успешным.
— Этим летом в ВШЭ организовали первую международную летнюю школу для китайских студентов. Это просто дань тренду или часть стратегического курса?
— Высшая школа экономики является одним из ведущих участников российско-китайского образовательного и научного сотрудничества. В Вышке обучаются более 300 студентов из Китая. У нас множество программ и проектов с ведущими университетами Китая. И для Вышки поворот на Восток — это не хайп, а долгосрочная стратегия. Так, мы в рамках официального визита президента РФ Владимира Путина в КНР в сентябре этого года заключили новые соглашения о сотрудничестве с крупнейшими университетами Китая. С Университетом Цинхуа договорились о развитии совместных проектов в области биологии: от молекулярной и вычислительной нейробиологии до анализа больших данных с помощью искусственного интеллекта. Сотрудничество включает формирование исследовательских групп, подготовку научных публикаций, организацию стажировок для студентов и аспирантов, проведение научных и образовательных мероприятий. С Пекинским университетом подписано соглашение об академическом обмене, которое предусматривает ежегодные поездки студентов и аспирантов с целью обучения.
В этот контекст укладывается и Летняя школа по управлению цифровыми продуктами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и Альфа-банка. Тридцать студентов из Китая провели неделю в Москве. Они получили теоретические знания и прокачали практические навыки управления цифровыми продуктами, обучаясь у ведущих экспертов отрасли. Студенты в полной мере погрузились в культуру, историю и энергетику одного из самых динамичных городов мира. Мы уверены, что подобные совместные инициативы не только способствуют обмену знаниями и опытом, но и помогают выстраивать прочные деловые и культурные связи на будущее.
Хотел бы также подчеркнуть роль в этом проекте Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Наше флагманское подразделение расширяет свой международный трек и остается одним из национальных лидеров в сфере бизнес-образования.
— Больше десяти лет в ВШЭ проходит конкурс инноваций в образовании. Чем событие этого года будет отличаться от предыдущих?
— Конкурс инноваций в образовании проводится с 2014 года. Он объединяет проекты и инициативы в сфере образования и образовательных технологий, привлекая тысячи людей со всех уголков России и из других стран. Это не просто конкурс, а творческая инновационная среда для педагогов, руководителей, методистов, репетиторов и даже инициативных учащихся — словом, для всех участников образовательной экосистемы. Все они могут подать заявку индивидуально или в команде.
В этом сезоне конкурс открыт как для уже работающих проектов, так и для стартапов. Главное, чтобы это были инновации в области образования: методические и технологические разработки, арт-медиапроекты, учебные тренажеры, приложения, платформы, устройства и многое другое. В этом году в рамках конкурса будет выделено 100 лучших проектов, 12 из которых попадут в финал.
— В Вышке при поддержке компаний создаются образовательные и рабочие пространства. В частности, открыты коворкинги в Высшей школе бизнеса на Шаболовке в Москве, в общежитии ВШЭ в Одинцово и в кампусе университета в Санкт-Петербурге. Зачем коворкинги университету?
— Мы стремимся к тому, чтобы наши студенты учились, занимались творчеством, развивались, генерировали идеи как можно в более комфортных условиях. Открытые при помощи банка коворкинги представляют собой самые современные и продвинутые ИТ-пространства. Студенты здесь работают, общаются, обсуждают вопросы финтеха с экспертами, готовятся к семинарам или решают задачи.
Проекты коворкингов реализованы в инновационной концепции цифрового и физического способов взаимодействия. За счет мобильных модулей пространство коворкингов может трансформироваться под индивидуальную и командную работу. В разной конфигурации мебели каждый коворкинг вмещает несколько десятков рабочих мест. Он оборудован необходимой ИТ-инфраструктурой для подготовки и проведения мероприятий в формате нетворкинга. Кроме того, предусмотрена возможность комфортного отдыха для студентов и преподавателей.
— В условиях быстрого развития технологий перед вузами стоит проблема: знания, которые студенты получают на младших курсах, устаревают к моменту окончания вуза. Это актуальная проблема? Помогает ли сотрудничество с банком в ее решении?
— Коллаборации с лидерами рынка помогают студентам Вышки получать актуальные здесь и сейчас знания и заниматься научной работой, практическими исследованиями — своими руками создавать и развивать технологии, которые будут формировать наше будущее. У вышкинцев есть шанс развиваться вместе с интересующими их сферами, поскольку в процессе обучения они получают доступ к взаимодействию с экспертами, возможность участвовать в организованных партнерами мероприятиях, проходить стажировки. Вся эта деятельность в комплексе помогает им постоянно совершенствовать теоретические и практические навыки. Во многом именно поэтому студенты Вышки так востребованы среди топовых работодателей.
Высшая школа экономики — многопрофильный научный, образовательный, проектный, аналитический и консалтинговый центр. Основан в 1992 году. Сегодня Вышка готовит не только студентов и аспирантов — у нее большой порт фель программ дополнительного образования. Основные направления подготовки — ИТ, искусственный интеллект, математика, инженерные науки, биология, экономика, менеджмент, социология, культурология, философия, политология, международные отношения, право, история, психология, востоковедение, креативные индустрии и другие.
