К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Елена Потемкина: «Ставки для крупных клиентов продолжат снижение»

Елена Потемкина, Руководитель департамента кредитования корпоративного бизнеса Альфа-банка
Елена Потемкина, Руководитель департамента кредитования корпоративного бизнеса Альфа-банка
О развитии кредитного рынка в непростых экономических условиях и финансовых инструментах, с помощью которых банк поддерживает корпоративных клиентов, Forbes Club рассказала руководитель департамента кредитования корпоративного бизнеса Альфа-банка Елена Потемкина

— Какой была динамика российского рынка корпоративного кредитования в последние три года?

— Неоднородной. В самом начале 2022 года ключевая ставка оставалась низкой, кредитный портфель рос двузначными темпами. В марте ставка резко, в два раза, выросла до 20%, к третьему кварталу снова снизилась до 8%. Реагируя на скачки, рынок замедлился до 14% по итогам 2022 года. В 2023-2024 годах ключевая ставка двигалась по восходящей, но рынок оставался бодрым, сохраняя двузначные темпы роста кредитного портфеля — 20% в 2023 году, 18% в 2024 году.

— Какие факторы поддерживают спрос на корпоративные кредиты? Почему, несмотря на высокую ключевую ставку, он сохраняется?

 

— В 2022–2024 годах ключевое влияние на спрос оказали санкции и закрывшиеся западные рынки. Это привело к тому, что все российские компании были вынуждены рефинансировать внешние обязательства. Второй важный момент — уход из России иностранных компаний и продажа ими местных активов. Покупку этих активов финансировали российские банки, потому что альтернативных источников привлечения средств не было.

Третье — необходимость продолжать ранее запущенные инвестиции. Начав строительство, например, завода, компания не может это строительство просто остановить, так как в этом случае придется списать все, что было вложено.

 

И последний фактор — это необходимость наращивать оборотный капитал. Из-за внешних ограничений часть рынков оказалась закрыта, удлинились логистические цепочки, многие поставщики стали оценивать российский рынок как высокорисковый и перешли на предоплату. Российским компаниям нужно было больше оборотных средств на закупку и доставку товаров. Рост оборотного капитала также покрывался за счет краткосрочных банковских кредитов.

Рост расходов на обслуживание долга участники рынка перекладывали в конечную стоимость продукции, которую потребители продолжали покупать. Рынок кредитования не замедлился, хотя именно к этому стремился Банк России, повышая ключевую ставку.

— Какие тенденции определяли состояние рынка в 2025 году?

 

— В конце 2024 года Банк России пришел к выводу, что только рост ключевой ставки не способен затормозить рынок корпоративного кредитования, и ввел в отношении банков макропруденциальные ограничения. Это привело практически к остановке кредитования. В начале 2025 года динамика рынка была отрицательной.

На фоне высоких ставок заемщики откладывали запуск новых инвестиционных проектов (если их реализация была невозможна в рамках льготных программ государственной поддержки), на фоне падения объемов реализации сокращали потребность в оборотном капитале либо искали альтернативные источники его финансирования, в частности за счет кредиторской задолженности поставщиков, обеспеченной гарантиями банков. И пока текущего снижения уровня ключевой ставки недостаточно для полноценного восстановления спроса на кредиты.

Во втором полугодии спрос несколько оживился. Это произошло как вследствие снижения ставок на рынке, так и из-за некоторого роста потребительского спроса. В целом по итогам десяти месяцев 2025 года рынок корпоративных кредитов вырос на 9,2%, но динамика все равно остается ниже уровней 2023 и 2024 годов.

— Как изменились потребности клиентов в кредитовании?

— Спрос на кредиты сейчас по факту обусловлен теми же причинами, что двигали рынок и в 2024 году, в частности необходимостью финансировать ранее запущенные инвестиции. Но при этом в ожидании снижения ключевой ставки компании сокращают объем заимствований, стараются аккуратнее привлекать деньги, чтобы максимальная сумма инвестиций пришлась на период с меньшей ставкой.

 

Активны в инвестициях в основном сектора, где есть государственные программы поддержки, которые позволяют компании получить льготную кредитную ставку и снизить процентную нагрузку по проекту, так как немногие бизнесы в состоянии окупить процентную ставку на уровне 18% годовых и более. Это Фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ, профильные отраслевые программы по линии Минпромторга (кластерная инвестиционная платформа), Минсельхоза (поддержка экспорта и отдельных инвестиционных проектов), Минэкономразвития (поддержка развития туризма, МСП) и так далее.

Кроме того, застройщики жилья продолжают финансировать текущие стройки, поэтому кредитный портфель в этом сегменте растет и у нас, и на рынке, накопление средств на эскроу-счетах позволяет застройщикам привлекать финансирование по пониженным ставкам. В частности, по нашему портфелю средняя ставка финансирования застройщиков с учетом остатков на эскроу-счетах составляет около 11%.

— Как изменилась ситуация на рынке строительства жилья?

— Было крайне много негативных прогнозов по рынку на фоне отмены льготной ипотеки. Но, на наш взгляд, они несколько преувеличены. И в целом сегмент жилищного строительства чувствует себя неплохо. Мы прогнозируем, что продажи квартир на первичном рынке новостроек в 2025 году как минимум останутся на уровне 2024 года или покажут небольшой рост, в пределах 10 %. При этом застройщики сократили число новых проектов, которые они выводят на рынок, что позволяет поддерживать баланс спроса и предложения. Цены на жилье продолжают умеренный рост, что позитивно влияет на финансовые модели застройщиков. Спрос поддерживают оставшиеся льготные программы и активность самих застройщиков: они включаются в субсидирование ипотечных ставок для покупателей и предлагают рассрочки.

 

— Какие инструменты вы предлагаете компаниям для смягчения влияния высокой ключевой ставки?

— Мы предлагаем компаниям широкий спектр инструментов снижения стоимости кредитования. Среди них все виды банковских гарантий. Это инструмент, стоимость которого не подвержена влиянию ключевой ставки. Альтернативой прямому оборотному кредитованию являются платежные гарантии — инструмент отсрочки оплаты во взаиморасчетах с контрагентами, позволяющий покрыть кассовые разрывы. Этот инструмент дает поставщикам клиента уверенность, что оплата будет произведена вовремя и в полном объеме.

У нас есть интересный продукт — факторинг автодилеров. Дилерам не надо осуществлять предоплату дистрибьюторам за автомобили. Это за них делает банк, причем в первые 30–60 дней за отсрочку банку платит дистрибьютор, а не дилер. По этому продукту Альфа-банк является одним из лидеров рынка.

Мы предлагаем инструменты хеджирования — защиты от роста ставки. Например, у нас есть комплексные предложения по хеджированию ключевой ставки через кредиты в комбинации с производными финансовыми инструментами. Подобные решения позволяют компаниям получить компенсацию от банка в случае роста ключевой ставки выше заданного уровня защиты.

 

Удешевить стоимость кредитов также позволяет покупка так называемых отраслевых «продуктовых сетов».

— Что такое «продуктовые сеты»? Как они устроены?

— Будучи универсальным банком, мы продаем всю продуктовую линейку, стараемся пакетировать продуктовые решения для клиента и формируем индивидуальный «продуктовый сет», который отвечает потребностям бизнеса. Чаще всего это подбор кредитных и транзакционных продуктов, а также продуктов инвестиционного банка. Пример, который я уже упоминала, — комбинация кредита и производного финансового инструмента для хеджирования ставки. В ретейле, например, это комбинация кредитования и эквайринга. Для клиента продукты в сете будут дешевле, потому что мы используем перекрестное субсидирование одного продукта другим и можем предлагать более выгодные условия по каждому.

— Насколько значимы цифровые технологии в кредитовании: на каких этапах кредитного процесса банк и клиент взаимодействуют в цифровом пространстве?

 

— Цифровизация — это важный тренд в кредитовании, без него невозможно сейчас представить развитие сегмента. При этом мы не просто внедряем, а сами являемся трендсеттерами в цифровизации кредитования. Мы стараемся, чтобы клиент общался с банком в большей степени в цифровом пространстве. Сегодня все вопросы клиенты могут решать с банком дистанционно — от подачи заявки, передачи документов до подписания договора и получения денег или гарантии.

Важным прорывом стало масштабирование скоринговых решений, ранее доступных только в сегментах малого и среднего бизнеса, на крупные компании. Опираясь на открытые источники информации и используя модели машинного обучения, мы научились быстро оценивать кредитоспособность наших клиентов и предоставлять кредитные решения практически в режиме онлайн.

— Как изменится спрос на корпоративные кредиты в будущем году?

— Траектория рынка в будущем году будет зависеть от динамики ключевой ставки. Согласно официальному прогнозу Банка России, рынок кредитования вырастет на 7–12 % при диапазоне ключевой ставки 13–15 %. У нас более оптимистичный прогноз, мы ждем роста рынка на 14 %.

 

Другой тенденцией на рынке является рост кредитного риска, который, с одной стороны, будет сдерживать значительное снижение кредитных ставок, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, где уровень риска выше, а с другой — усилит конкуренцию банков за качественного клиента. Поэтому можно ожидать, что для крупных клиентов с высоким уровнем кредитоспособности ставки в 2026 году продолжат снижение за счет в том числе сужения процентной маржи банков. И эта тенденция будет уже вызовом для банков в 2026 году — как удержать свою прибыльность и продолжить рост не только в объемах кредитного бизнеса, но и в доходности.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+