К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От дефицита к профициту: как изменится потребность в учителях к 2031 году

Фото: Drazen Zigic, Freepik
Фото: Drazen Zigic, Freepik
К 2031 году число школьников в России окажется на 3,3 млн меньше, чем в 2024 году. В результате система образования вместо дефицита может столкнуться с профицитом педагогов, в первую очередь начальных классов. Исследователи изучили, как будет меняться потребность в учителях в ближайшие годы и каким образом можно извлечь пользу из сложившейся ситуации

Данные о рождаемости в России за 2017–2024 годы указывают на то, что численность учащихся российских школ в ближайшее время существенно уменьшится. Профсоюз «Учитель» проанализировал данные Росстата и Института статистических исследований НИУ ВШЭ и выяснил, какими темпами будет сокращаться число школьников, как это скажется на кадровых потребностях учебных заведений и компенсируется ли существующий в России дефицит педагогов снижением числа учеников. 

Демографическая яма: масштабы сокращения числа школьников

В ходе анализа число первоклассников принималось равным числу детей, достигших семилетнего возраста, то есть считалось, что в 2025 году в школу пошли все россияне 2018 года рождения. Небольшая доля тех из них, кто начал учиться годом ранее (около 9%), компенсировалась за счет сопоставимого количества первоклассников 2019 года рождения. Ученики, не имеющие российского гражданства, а также те, кто по тем или иным причинам не посещает школу, в расчетах не учитывались.

 Численность учеников российских школ по годам

В 2025 году в 1–9-е классы пошло на 183 500 меньше детей, чем в 2024-м, а к 2027 году суммарная «недостача» составит уже 374 700 человек. Причем в ближайшие три года сокращение будет происходить за счет учеников начальных классов, а в основном звене (5–9-е классы) число учащихся, напротив, вырастет. Далее оно станет снижаться относительно текущих значений и в начальной школе, и в основной. К 2031 году совокупное число учащихся окажется на 3,3 млн меньше, чем в 2024 году. 

Число обучающихся в начальной и основной школе по годам

Пустые классы: последствия для педагогов

В прошлом учебном году, согласно данным НИУ ВШЭ, на каждого школьного учителя в среднем приходилось 20 учеников. Если предположить, что этот показатель сохранится неизменным, то уже в 2025/26 учебном году 17 340 педагогов начальных классов станут невостребованными, в 2026/27 году — еще 21 490. Часть из них может повысить квалификацию и перейти в основную школу, где в ближайшие три года нехватка кадров будет усугубляться. Однако даже если по такому пути пойдут все преподаватели начальных классов, которые окажутся не у дел, уже в этом году 0,6% педагогов рискуют остаться без работы. С каждым годом их число будет расти.

При сохранении нынешней нагрузки, которая в разных регионах составляет от 1,3 до 2 ставок на учителя, к 2031 году всей системе школьного образования будет нужно на 165 700 педагогов меньше, чем в 2024-м.

Профицит или дефицит

В начале 2024/25 учебного года в школах оставались незакрытыми 18 287 вакансий — 1,75% от общего числа необходимых педагогических кадров. По оценке Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, дефицит еще больше — 3,1%. Столь существенная разница в оценках возникает из-за различий в методиках подсчета.

Профсоюз «Учитель» предлагает определять потребность в педагогических кадрах как разницу между количеством ставок по штатному расписанию (около 2,1 млн на начало 2024/25 учебного года) и фактическим числом педагогических работников (1,3 млн учителей, работающих полный день, и 35 400 совместителей — в пересчете на полную занятость). Если следовать такой схеме расчета, окажется, что на данный момент российские школы испытывают нехватку 745 000 педагогов.

Таким образом, при условии снижения нагрузки на каждого учителя до одной ставки даже то количество педагогов, которое высвобождается из-за снижения числа учащихся, не покроет дефицит.

Кроме того, стоит учитывать, что среди российских учителей высока доля специалистов старшего возраста. В 2024/25 учебном году в школе работало 88 500 педагогов старше 65 лет и 118 900 педагогов в возрасте от 60 до 64 лет. Общая доля учителей старше 60 лет составляла 17% и в 22 субъектах РФ превышала долю педагогов до 35 лет. Весьма вероятно, что в ближайшие четыре-пять лет на пенсию уйдут более 100 000 учителей. При этом доля молодых педагогов (до 25 лет) стабильно невелика: в последние десять лет она оставалась на уровне 5,4–7,4%.

Окно возможностей

Минпросвещения подтверждает, что в ближайшие годы высвободится значительное количество учителей начальных классов. В ведомстве планируют их «системную переподготовку с целью сохранения в системе образования на востребованных участках», что означает переквалификацию педагогов в учителей-предметников для основной и старшей школы, а также в воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования, психологов и дефектологов.

По мнению экспертов профсоюза «Учитель», сокращение числа школьников можно было бы использовать, чтобы улучшить условия обучения и труда: снизить наполняемость классов и сократить нагрузку на педагогов.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+