«Сбер» решил продать долг Utair за 25% от номинала

Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Сбербанк последний из синдиката банков выставил на торги долг Utair. У авиакомпании есть еще один кредит в Сбербанке, по нему заключат новый договор, сказали два источника Forbes. С 2018 года перевозчик несколько раз допускал дефолт по кредитам. В этом году долги авиакомпании стал скупать банк «Россия», основным акционером которого является Юрий Ковальчук

Сбербанк выставил долг авиакомпании Utair на торги. Это следует из данных электронной площадки Российского аукционного дома.

Сумма долга авиакомпании перед Сбербанком в двух синдикатах (по кредитам на семь и 12 лет) — около 4,99 млрд рублей. Банк продает его за 25% от номинала — за 1,24 млрд рублей. Также у Utair есть отдельный долг перед Сбербанком 17,4 млрд рублей. 

В Сбербанке судьба долга Utair решалась несколько месяцев, сказали Forbes два источника, близкие к разным сторонам сделки. Кроме «Сбера», в пул кредиторов Utair также входили «Траст», ВЭБ.РФ, МКБ, «ЮниКредит» и еще шесть банков, включая банк «Россия». Всего в двух синдикатах Utair должен около 39 млрд рублей. Оба кредита авиакомпания получила в 2015 году. Крупнейшие заемщики, судя по документам, которые изучил Forbes, — Сбербанк, банк «Россия», «Траст» и МКБ. 

В 2018 году Utair начала переговоры о реструктуризации долга, объяснив это скачком цен на топливо и падением рубля. Но несколько лет не могла договориться с кредиторами. По итогам 2019 года перевозчику удалось заработать только 1,5 млрд рублей операционной прибыли. В июне 2020 года компания допустила четвертый по счету дефолт по кредитам. 

«Последует череда банкротств»: что ждет авиакомпании и туроператоров после прекращения полетов в Европу

Авиакомпания предлагала банкам разные варианты реструктуризации. Например, растянуть выплаты по 12-летнему кредиту (23,7 млрд рублей) на 35 лет под 0,01%, а по семилетнему (15,3 млрд рублей) просила списать 70% и выплатить оставшуюся сумму тоже через 35 лет под 0,01%, писал РБК. Но банки от этих условий отказывались, а некоторые и вовсе требовали банкротства авиакомпании. К примеру, в 2019 году через суд этого пытался добиться МТС-банк, но безуспешно. Глава Сбербанка Герман Греф заверял год назад, что банк не намерен банкротить авиакомпанию. А в начале 2020 года отмечал, что переговоры с Utair подошли к «финальной стадии».

Переговоры сдвинулись с мертвой точки в апреле этого года. Банк «Россия», на тот момент второй крупнейший по обоим синдикатам кредитор Utair, стал постепенно выкупать долги перевозчика с большим дисконтом. Напрямую продажа долгов «России» невозможна из-за санкционных рисков, поэтому все банки выставляли долги Utair на электронных торговых площадках. Большинство кредиторов продавали свой долг через торги за 25% от номинала, следовало из данных площадок. 

В итоге сначала банк «Россия« консолидировал 18,8 млрд рублей долга от частных банков, входящих в синдикаты. Так он получил почти 50% от двух синдицированных кредитов. Осенью свой долг выставил на торги «Траст» (за 30% от номинала), а затем ВЭБ.РФ (по цене 44,7% от номинала). Они также получили предложения о покупке от «России» за 25% от номинала, говорит источник Forbes, близкий к одной из сторон сделки. Как рассказывали источники РБК, госбанки хотели продать их дороже, но четверть от номинала — «лучше, чем ничего», пояснял один из собеседников издания.

Utair приостановила выплаты по кредитам из-за коронавируса

Пока остается неизвестной судьба долга Utair перед Сбербанком на 17,4 млрд рублей. Один из источников Forbes, знакомый с деталями переговоров, сказал, что банк не планирует продавать этот кредит из-за «слишком высокой суммы». Эту информацию подтвердил источник, близкий к одной из сторон сделки. По его данным, по кредиту будет подписан новый договор в конце декабря. Детали новых договоренностей источники не раскрыли. Этот кредит обеспечен поручительством «Сургутнефтегаза» («дочка» НПФ «Сургутнефтегаз» «АК-Инвест» —  основной акционер Utair). 

Банк «Россия» может покупать долги Utair из-за того, что кредит перед «Сбером» обеспечен поручительством «Сургутнефтегаза», сказали Forbes два источника, близких к разным сторонам сделки. Потому банкротства авиаперевозчика «Сургутнефтегаз» допустить не может. Банк «Россия» в данном случае выступает как «дружественный» банк, говорили также источники РБК.

Forbes направил запрос в Utair, ожидает ответа. Сбербанк и Райффайзенбанк, выступающий консультантом Utair, отказались от комментариев.

Дополнительные материалы

20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes