К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Итальянский парадокс: сможет ли платежный стартап Nexi стать крупнейшим финтехом Европы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Итальянский финансовый сектор обычно не вызывает ассоциаций с инновациями — в стране традиционно высокая доля расчетов наличными, а накопленный объем плохих долгов уже не раз ставил крупнейшие банки Италии под угрозу банкротства. История финтех-компании Nexi меняет представление об итальянских финансах и показывает, что у них может быть большое будущее

Яркие контрасты

Именно в Италии в старинном палаццо находится центральный офис старейшего в мире действующего банка Monte dei Paschi di Siena. Он был основан в Сиене в 1472 году, чуть не обанкротился во время мирового кризиса 2008 года, сохранил огромную коллекцию живописи и был национализирован в 2017-м. А в 300 км, в Милане, расположена штаб-квартира компании Nexi — современного итальянского финтеха, претендующего на лидерство во всей Европе в сфере цифровых платежей.

«Удивительно, как в Италии умеют сочетать консерватизм и новации, историю и современность, — говорит глава ГК «Элекснет» (входит в группу МКБ) Игорь Антонов. — Взять, например, банковские офисы, расположенные в прекрасных старинных палаццо и выглядящие соответственно: с фресками, мрамором, старинной мебелью и витражами — и при этом оборудованные новейшей техникой. И так везде. В той же Сиене в 1000-летнюю историческую стену может запросто оказаться вмонтирован ультрасовременный сканер сетчатки глаза. Вот и история успеха Nexi — тоже очень показательный результат этого контраста: успешный платежный финтех на фоне традиционно завязанной на наличные Италии».

За последние пять лет Nexi стала настоящим итальянским финтех-чудом. Компания провела ряд слияний и поглощений, смогла заинтересовать крупных частных инвесторов в лице Advent International, Bain Capital и Clessidra SGR и успешно вышла на биржу.

 

Родина капитализма: Forbes открывает серию исследований, посвященных важнейшим экономикам мира

При размере чистой прибыли по итогам 2018 года €20 млн и выручки €931 млн в ходе IPO в апреле 2019 года Nexi привлекла €2,01 млрд, размещение стало крупнейшим в Европе по итогам года. Предложение со стороны более чем 340 инвесторов со всего мира превысило спрос и составило €5,4 млрд.

 

На IPO акции Nexi предлагались инвесторам по €9, по состоянию на 22 февраля 2021 года они стоили €15,2 за бумагу. За два года рыночная капитализация увеличилась с €5,7 млрд на IPO почти до €9,8 млрд.

Нарастив объемы бизнеса за счет привлеченных в ходе IPO средств, Nexi провела крупную сделку M&A. Осенью 2020 года Nexi и другой участник рынка цифровых платежей, компания SIA, объявили о слиянии. У сделки была амбициозная цель — стать одним из крупнейших платежных операторов Европы с рыночной капитализацией более €15 млрд, ежегодной выручкой €1,8 млрд и внушительной клиентской базой: 2 млн торговых точек и 120 млн карт. В конце 2020 года, еще до завершения сделки с SIA, Nexi объявила о потенциальной покупке датского финтеха Nets — это уже заявка на лидерство в европейском финтехе. «Совместная компания станет крупнейшим платежным бизнесом в Европе по объему обрабатываемых транcакций, количеству клиентов и прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации», — оценивал Reuters будущую сделку.

Сделка с Nets увеличит присутствие компании в Европе в четыре раза, охват европейского рынка — на 25 новых стран, рассказывал о планах генеральный директор Nexi Паоло Бертолуццо. Nexi-Nets-SIA также превзойдет своего французского конкурента Worldline-Ingenico по количеству платежных карт и обслуживаемых торговых точек. Ежегодные выгоды от интеграции оцениваются в €320 млн, говорилось в заявлении компании Nexi, которая всего три года назад получила свое имя.

 

Платежная эволюция

Формально история Nexi началась 10 ноября 2017 года, до этой даты такого бренда не существовало. Но это не означает, что Nexi с нуля за три года построила огромный бизнес в сегменте цифровых платежей. Работа велась долго и упорно — со стороны итальянской банковской группы Istituto Centrale delle Banche Popolari Italiane (ICBPI), которая решила сделать ставку на платежный бизнес. Группа один за другим скупала конкурирующие карточные и эквайринговые бизнесы у других банков.

В 2009 году она приобрела долю в карточной компании CartaSi, которой владел консорциум итальянских банков, включая Intesa Sanpaolo, Unicredit, Banca Monte dei Paschi di Siena и др. На тот момент это был крупнейший в Италии эмитент карт с долей 43% на рынке кредиток и эквайринговым бизнесом с долей 50%. На покупку CartaSi ICBPI потратила несколько сотен миллионов евро и сейчас владеет им совместно с Banca Monte dei Paschi di Siena, который до сих пор не продал свою долю, сочетая древнюю историю с новейшими технологиями.

Видя активность ICBPI, серьезные инвесторы не заставили себя долго ждать. В 2015 году контроль над ICBPI, которой владела группа мелких и средних итальянских банков, приобрели фонды, управляемые крупными операторами частного капитала, такими как Advent International, Bain Capital и Clessidra.

С приходом фондов ICBPI стала еще более заметной на рынке M&A. В 2017 году банк закрывал уже четвертую с 2015 года сделку по приобретению бизнеса торгового эквайринга — у итальянского подразделения Deutsche Bank. До этого ICBPI купила эквайринг и платежный бизнес у Intesa Sanpaolo, торговый эквайринг Monte dei Paschi и бизнес по аутсорсингу полного цикла платежных бизнес-процессов Bassilichi. Последняя покупка на сумму более €500 млн того стоила. На тот момент этот бизнес обработал общий объем трансакций в €17 млрд, из которых 60% — в торговых точках крупных розничных торговцев, а оставшиеся 40% — в точках предприятий малого бизнеса.

К 2017 году для ICBPI стала очевидна потребность в ребрендинге. Называться банком или карточной системой группа не хотела — это уже было неактуально. Старые названия ключевых компаний группы (ICBPI и CartaSi) больше не отражали суть деятельности и эволюцию компании. Так появились бренды Nexi и Nexi Payments, они должны были передать идею близости к клиентам — next to you и взгляд в будущее и инновации — next generation payments.

 

Посол Италии в России Паскуале Терраччано — Forbes: «Санкции не являются новой нормальностью»

Nexi оказывает широкий спектр услуг: от решений для торговых точек до цифровых платежей и аналитических сервисов. «Nexi была одной из первых компаний, которая предоставила своим клиентам решения для полностью удаленного подключения и подписания договора, — рассказывает партнер технологической практики КПМГ в России и СНГ Оксана Борисова. — Подключение нового клиента занимает не больше одного дня с учетом интеграции с системами, которые использует бизнес. Nexi предоставляет быстро встраиваемые решения для e-commerce: переход по ссылке на оплату, использование SMS, e-mail для отправки ссылки на оплату, встраивание ссылок на оплату в Instagram и Facebook». Nexi предоставляет возможность использования разных современных POS-терминалов, в том числе приложения на мобильном телефоне. Продукты Nexi уже интегрированы со 150 партнерскими банками.

Иными словами, бизнес Nexi — это эквайринг, процессинг, эмиссия карт, платежная система, цифровые платежи, расчеты, управление банкоматами, корпоративный банкинг, мгновенные расчеты, клиринг, техобслуживание, инфраструктура, которые компания предоставляет своим клиентам — частным лицам, банкам, компаниям. Кажется, проще сказать, чего Nexi не делает. Как такое стало возможно в традиционно консервативной Италии? На контрасте Италии с остальной Европой в части цифровизации — именно так ответило на этот вопрос большинство опрошенных Forbes экспертов. Действительно, уровень цифровизации в Италии существенно ниже среднего и один из самых низких в Европе. В индексе DESI (Digital Economy and Society Index) Италия занимает 25-ю позицию среди 28 европейских стран. Первые три места у стран северной Европы (Финляндия, Швеция и Дания соответственно).

Число трансакций без использования наличных денег в Италии составило 111 на душу населения в 2018 году, в то время как в Евросоюзе средний показатель в тот же период был на уровне 272, указывала Nexi в своем отчете МСФО за три квартала 2020 года.

 

Новые Медичи: почему глава Tod’s два года судился за право реставрировать Колизей

В 2019 году только 26% всех платежей проводилось с использованием карт, в то время как в среднем по Западной Европе — 45%, в Финляндии, Швеции и Дании — 63%, а в Великобритании — 69%, следует из данных Euromonitor International Consumer Finance. Именно нехватка цифровых технологий, в том числе в сегменте цифровых платежей, создала предпосылки для дальнейшего успеха, считает Игорь Антонов из «Элекснета».

«С российскими компаниями Nexi сравнивать бессмысленно — Россия с ее активным внедрением высоких технологий по части развития цифровых технологий далеко впереди Европы, где зачастую продвинутые мобильные приложения в новинку, не говоря уже о каком-нибудь цифровом евро, — рассуждает Антонов. — Но для консервативной Европы и особенно исторически завязанной на наличные Италии уровень Nexi выдающийся, что подтверждают и интерес инвесторов на IPO, и растущая рыночная капитализация компании».

До сих пор, расплачиваясь в Европе с помощью Apple или Google Pay, можно встретить недоумение как у кассира, так и у окружающих людей, говорит основатель TalkBank Михаил Попов. Зачастую просто нет возможности приложить смартфон к платежному терминалу, так как он не поддерживает такую функциональность. Не везде поддерживаются NFC-карты. На этом фоне решения итальянской компании Nexi выглядят современно, рассуждает он: «Среди них есть стандарт платежного решения, умные кассы, мобильные терминалы и сервис безопасной сделки для онлайн-трансакций. В России все это давно представлено решениями от «Эвотор», «МодульКассы», PayMe, 2can, «Тинькофф» или решениями TalkBank в области безопасной сделки».

 

Сервисы на любой вкус

Впрочем, не все склонны записать успех Nexi в Италии и Европе исключительно на счет «низкой базы». У итальянского финтеха есть и уникальные черты.

«Если внимательнее анализировать сервисы, предоставляемые Nexi, многие из них являются передовыми, некоторые даже для более развитого в плане финансовых технологий российского рынка», — говорит руководитель направления дистанционно-банковского обслуживания корпоративных клиентов Райффайзенбанка Антон Красненков. Это не просто эквайер, а эквайер с продвинутыми возможностями: компания предоставляет своим клиентам услугу Data-enabled products. «Учитывая охват рынка и накопленные Nexi данные, продавец может получить очень полезную аналитику по покупательским трендам в привязке к геолокации, упрощенно говоря, в какие точки клиенты какого профиля ходят, что, как часто и на какую сумму там покупают, и использовать эти данные при планировании, например, развития сети дистрибуции и продуктового ряда в торговых точках», — рассказывает Красненков.

В России такой сервис — редкость, хотя бы в силу недостаточного объема и глубины накопленных данных у каждого конкретного игрока, за очень редким исключением. Правда, с появлением ОФД (операторов фискальных данных), получающих информацию об огромном количестве трансакций, такие услуги появились и на российском рынке, указывает Красненков: «Также важной является возможность интеграции Nexi с кассовым софтом, что дает дополнительные возможности, например, в развитии программ лояльности различных партнеров, в том числе малого и среднего бизнеса (МБС), которые самостоятельно не смогли бы разработать и развивать собственную программу».

Под солнцем Тосканы: кто из россиян строит бизнес в Италии

 

Еще один интересный, по мнению Красненкова, сервис Nexi — E-Commerce & Invisible Payments. «В России такой продукт, например подписка на памперсы в Ozon, только начинает кое-где развиваться, — поясняет он. — Nexi предоставляет его всем своим клиентам. Учитывая, что в Италии самый крупный в Европе сегмент МСБ, это очень перспективная ниша. Представьте, вы сможете оформить подписку, а ваш любимый магазин будет доставлять вам без напоминаний и регулярных действий с вашей стороны, допустим, раз в неделю запас любимой питьевой воды и продуктов». Это отличная база для долгосрочного роста в течение 10–15 лет, считает он.

Третье заметное отличие — компания активна в сегменте открытых интерфейсов, чем в России пока занимаются единицы. Красненков объясняет: «Это означает, что она может предложить клиентам на базе, допустим, одного приложения доступ к сервисам и услугам различных банков и финтехов и возможность выбирать наиболее выгодные и удобные условия и продукты для себя для каждой операции в каждый конкретный момент времени».

Преимущество Nexi перед другими финтехами Европы в том, что компания предоставляет весь набор сервисов и финтех-услуг, необходимых для современной электронной коммерции

И это не все. По словам Красненкова, интерес представляет собственная платежная система Nexi Pay, которая может удешевить для клиентов трансакции в сравнении с глобальными Pay-сервисами, а также работа Nexi в сегменте корпоративного банкинга, куда обычно финтехам встроиться очень сложно в силу высоких барьеров на входе. Но главное преимущество Nexi — это широта сервисов, компания предлагает максимально полную линейку продуктов в своем сегменте, указывает он.

На это же обращает внимание и Попов из TalkBank: «Объединение технологий дает Nexi преимущество перед местными игроками в других европейских странах, потому что компания предоставляет весь набор сервисов и финтех-услуг, необходимых для современной электронной коммерции». В Европе сильно ограничена деятельность предприятий в офлайне, поэтому потребность в новых форматах оплаты и бесконтактных способах расчета ощущается более остро. И Nexi может закрыть широкую потребность предприятий в современных средствах приема платежей.

 

Впрочем, отмечает Попов, Европа, являясь объединенным экономическим пространством, в то же время имеет уникальные платежные методы и локальные системы для каждой страны. Они труднодоступны для иностранных игроков, потому что требуют локального партнера. Поэтому Nexi потребуется либо национальный партнер, либо покупка локальных игроков, для того чтобы их клиенты могли получить все многообразие платежных сервисов и шлюзов. Планы по захвату лидерства на европейском рынке вполне имеют право на жизнь, считает Красненков. В ходе слияний и поглощений компания получает не только рынки, но и экспертизу, а создание панъевропейского игрока выглядит перспективным, ведь ВВП Евросоюза — второй в мире. Впрочем, по мнению Антонова, для реализации глобальных планов потребуется серьезная поддержка одного из IT-гигантов, что может означать утрату самостоятельности, и тогда это будет уже совсем другая история.

Текст подготовлен в рамках серии исследований Forbes, посвященных важнейшим экономикам мира

Товарам из каких стран покупатели доверяют больше всего? Рейтинг Forbes

Товарам из каких стран покупатели доверяют больше всего? Рейтинг Forbes

Фотогалерея «Товарам из каких стран покупатели доверяют больше всего? Рейтинг Forbes»
12 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+