К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Не одним вином и модой: какая Италия интересна российским инвесторам и почему

Фото Getty Images
Фото Getty Images
У россиян Италия ассоциируется с туризмом, шопингом и гастрономией. Между тем это вторая после Германии производственная страна Европы, где с 2017 года действуют новые правила, сделавшие ее привлекательной для внешних инвестиций. Италия могла бы стать более подходящим местом для покупки или создания совместных предприятий с удобным выходом в ЕС, считает научный сотрудник Коммерческого университета им. Луиджи Боккони

Представление об Италии меняется, когда мы смотрим на структуру ее импорта в Россию. На первом месте по объему продукции промышленный сектор и b2b-сегмент, в частности машиностроение и фармацевтика — в совокупности они занимают 60% в общем импорте. На моду и агропродовольственный сегмент приходится 15% и 9% соответственно. Список потребностей, которые итальянская продукция удовлетворяет в России, отражает реальную структуру экономики страны.

Образ Италии как страны дизайна и гастрономии объясняет тот факт, что на протяжении многих лет уровень инвестиций граждан России в Италию был намного ниже, чем их вложения в схожие экономики других стран. Но чтобы дать исчерпывающие ответы на все вопросы о российских инвестициях, необходимо посмотреть в целом на их природу. Мы увидим разницу по сравнению с внешними инвестициями других стран, например Китая.

От пуховиков до аперитива: какие итальянские компании привлекательны для инвестиций на фондовом рынке

 

Во что инвестирует Россия

Самые важные инвестиции России — стратегические, их обычно осуществляют крупные компании. Далее следуют инвестиции в недвижимость и капитал небольших компаний, последние также могут быть стратегическими либо портфельными.

Объем стратегических инвестиций россиян в Италию снизился с €2,2 млрд в 2015 году до €1,5 млрд в 2018-м (минимальный объем был в 2016-м — €454 млн). Эти цифры отличаются от объема китайских инвестиций, которые сильно увеличились в последние годы. Китайская экспансия, по сути, сочетает в себе стратегическое развитие крупных госкомпаний, а также участие в малых и средних предприятиях, активных в международной торговле и разработке новых технологий. Россия же в основном инвестирует в инфраструктуру и в сегменты, связанные с национальным производством.

 

Примером могут служить вложения РФПИ в Barilla SpA. Эти инвестиции были связаны с открытием производственного предприятия в России, где Barilla на протяжении десятилетий закупала пшеницу и зерновые. РФПИ выделил €300 млн на развитие дальнейших инвестпроектов в рамках партнерства с важными итальянскими институтами развития (Cassa Depositi e Prestiti, FSI). Это значимые проекты в традиционных зрелых секторах, таких как транспортная инфраструктура (совместный проект с ANAS SpA), электроэнергетика (с Enel SpA), животноводство (с Inalca) и пищепром (с Barilla SpA).

Крупные инвестиционные проекты, как правило, отражают стратегию российского правительства, которую оно реализует через интервенции суверенного фонда и крупных компаний с участием государства. Отследить инвестиции средних и малых компаний сложнее, так как часто капитал поступает не напрямую из России, а проходит через офшоры в других странах (Прибалтике, на Кипре или в Великобритании).

В целом российским компаниям сложно инвестировать за рубежом, за исключением государственных или очень крупных с национальными интересами.

 

Спасительные фабрики: как производственный сектор помогает Италии восстанавливать экономику

Частные инвесторы

Согласно исследованию Bocconi, российские компании стремятся расширять бизнес в пределах своей зоны комфорта, то есть в странах, где говорят на русском языке, где схожи способы ведения бизнеса и некоторые технические аспекты, такие как подход к бухгалтерскому учету и сертификации продуктов. Поэтому целевыми для российских инвесторов остаются в основном страны СНГ, Прибалтики и Балканского региона, в меньшей степени — азиатские страны в зоне АСЕАН.

Российские малые и средние компании инвестируют в Италию не так много, несмотря на то, что итальянский рынок состоит в основном из недостаточно капитализированных МСП с высоким уровнем технических навыков. Это удивительно, потому что Италия могла бы стать более подходящим местом, чем, например, Германия, для покупки или создания совместных предприятий с удобным выходом в ЕС.

С частными инвестициями другая история. Чаще всего они приходят в виде вложений в недвижимость для личного пользования (например, дома для отдыха), малый бизнес в очень специфических секторах, таких как туризм и гостиничный бизнес, и в определенные секторы сельского хозяйства (виноделие, например). Эти инвестиции обычно скромных размеров, чаще всего мотивируются личными причинами инвесторов, которые хотят диверсифицировать свои портфели или планируют переезд в Италию.

Под солнцем Тосканы: кто из россиян строит бизнес в Италии

 

Льготный режим

В отличие от многих европейских стран, таких как Мальта, а в некоторых случаях Испания или Португалия, Италия долгое время не пыталась улучшить условия для привлечения внешних инвестиций и не поощряла инвесторов предоставлением привилегированного или долгосрочного вида на жительство.

Ситуация изменилась в 2017 году, когда законодательство установило специальный режим для инвесторов, заинтересованных в развитии предпринимательства в Италии. Принятые правила одни из самых интересных в ЕС. Италия выдает особый тип иммиграционной визы иностранцам с инвестициями на сумму от €500 000. Вид на жительство могут получить бизнесмены со следующими суммами инвестиций:

  • от €500 000 в инновационные стартапы, зарегистрированные в итальянском реестре; 
  • от €1 млн в компании, зарегистрированные и действующие в Италии; 
  • от €2 млн в государственные ценные бумаги Италии; 
  • от €1 млн благотворительных пожертвований в пользу ассоциаций, компаний, работающих в области общественных интересов, культуры, образования, иммиграции, научных исследований, восстановления культурного наследия и ландшафта. 

Все инвестиции должны быть размещены в течение трех месяцев после въезда в Италию по иммиграционной визе инвестора и «работать» в стране не менее двух лет.

Данный тип визы был введен в бюджетное законодательство (Legge di bilancio 2017), которое предусматривает специальный аккордный (паушальный) налог для новых резидентов Италии, не зависящий от доходов. Инвесторы, переехавшие на ПМЖ по этому типу визы, могут платить фиксированный налог €100 000 в год (к этому следует добавить еще €25 000 на каждого иждивенца налогоплательщика).

 

Материал подготовлен в рамках серии исследований Forbes, посвященных важнейшим экономикам мира

Богатая фамилия: рейтинг крупнейших компаний, принадлежащих итальянским семьям

Богатая фамилия: рейтинг крупнейших компаний, принадлежащих итальянским семьям

Фотогалерея «Богатая фамилия: рейтинг крупнейших компаний, принадлежащих итальянским семьям»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+