К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дискриминация, внезапность, новые расходы: власти регионов назвали риски введения ковид-паспортов

Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Введение ковид-паспортов в регионах связано с десятком рисков: граждане и бизнес рассматривают их как дискриминацию, бизнес не готов к их введению, электронные сервисы выдачи таких паспортов могут не выдержать нагрузку. Все риски перечислены в презентации, которую представители 15 российских регионов обсуждали на совещании в государственной корпорации МСП

С началом новой волны пандемии коронавируса российские регионы начали вводить новые ограничения для населения и бизнеса. В числе прочего речь идет о так называемых ковид-паспортах, фактический аналог которых — QR-коды — уже ввела Москва.

Региональные власти опасаются рисков, связанных с их введением. Всего таких рисков 11, следует из презентации государственной корпорации по развитию МСП, которую сотрудники корпорации разбирали на совещании 25 июня с представителями 15 регионов, включая Москву и Московскую область, Краснодарский край и других. Forbes изучил презентацию, ее подлинность подтвердил участник совещания. На встрече чиновники обсуждали практику внедрения таких паспортов, в том числе недостатки системы.

Сам ковид-паспорт в презентации обозначается достаточно широко: это «механизм, который обеспечивает безопасность гражданина, работника или потребителя для окружающих». Его могут получать как граждане, так и компании, определенный процент сотрудников которых прошли вакцинацию. Но, сказано в презентации, такой ковид-паспорт «рассматривается как способ дискриминации» и важно «уменьшить масштаб неудобств и ограничений» при его введении. «Каждый регион устанавливает свои правила, здесь кто в лес, кто по дрова, установить единые меры для бизнеса пока крайне сложно», — говорит Forbes один из участников совещания.

 

Бонус за укол: в каких странах и как мотивируют делать прививку от коронавируса

Какие недостатки перечислены в презентации? Паспорта не всегда могут быть электронными (к примеру, как столичные QR-коды), так как не у всех есть мобильный телефон. Тогда нужно вводить бумажные. Остается вопросы: смогут ли без сбоев работать электронные сервисы в регионах и получат ли граждане и бизнес возможность оперативно разрешать спорные ситуации. Также важно решить, будет ли разработано отдельное приложение для считывания QR-кодов — оно, по сути, собирает информацию о гражданах, но вопрос — как и сколько эту информацию хранить, кому ее можно передавать, открыт. Непонятно также, как быть с самозанятыми в тех сферах, где власти регионов вводят ограничения. Вопросы вызывает и то, получит ли бизнес компенсацию расходов, которые он вынужден тратить на получение ковид-паспорта и контроля за соблюдением новых «ковидных» правил, связанных с паспортами. Нужны дополнительные сотрудники, расходы на технику, нужно тестировать сотрудников, в том числе на антитела, и ПЦР-тесты. Еще нужно решить вопрос с ковид-паспортами для мигрантов и для людей младше 18 лет.

 

Кроме того, следует из презентации, гражданам и бизнесу в регионах нужно дать больше времени на введение ковид-паспортов. «Ограничительные меры без обеспечения объективной возможности к ним подготовиться только дискредитируют принятые решения», — говорится  в презентации. Оптимальный срок для введения ограничений, как следует из презентации, — две-три недели. Пока же, рассказал Forbes один из участников совещания, губернаторы иногда резко и внезапно вводят ограничения, не предупреждая заранее бизнес.

В каких регионах уже действуют ковид-паспорта

Пока самым известным примером введения ковид-паспортов является Москва. C 28 июня, чтобы попасть в кафе и рестораны столицы, граждане обязаны предъявлять персоналу заведения специальный QR-код, который можно получить на сайте госуслуг после вакцинации или перенесенного заболевания коронавирусом. Рестораны и кафе обязаны создать систему проверки таких кодов. Каких-либо послаблений при выполнении условий не предусматривается. Московские предприятия сферы услуг также обязаны обеспечить вакцинацию не менее 60% сотрудников.

«Придется вакцинироваться всем»: смогут ли рестораны выжить в новом режиме QR-кодов

 

Ленинградская область ввела паспорта «ковидной безопасности» для бизнеса из сферы услуг. Организации, которые хотят выйти из-под введенных из-за коронавируса ограничений (сейчас закрыты фудкорты, детские комнаты в ТЦ, а с 1 сентября власти региона пригрозили закрывать заведения, где не привиты большинство сотрудников), могут передать в районную администрацию документы о числе сотрудников, которые в последние шесть месяцев вакцинировались или переболели, или же имеют противопоказания, которые не позволяют им поставить прививку от коронавируса.  Если в сумме количество таких сотрудников достигнет 80%, компания получит паспорт, который позволит не соблюдать ограничения.

Аналогичный документ для предприятий — паспорта коллективного иммунитета — 16 июня ввели власти Карелии: там для получения паспорта нужно вакцинировать 60% сотрудников, и ковидные ограничения в таком случае сводятся к минимуму.  Глава региона Артур Парфенчиков пообещал, что в случае роста заболеваемости в регионе такие предприятия получат право не соблюдать ограничения.

«Если нельзя не вводить ограничительные меры, то нужно делать это постепенно. При этом необходимо давать предпринимателям адекватное время на подготовку к работе в новых реалиях. И конечно, прежде чем вводить новые ограничения, мы просим регионы встречаться с бизнесом», — говорится в комментарии гендиректора корпорации МСП Александра Исаевича, переданного Forbes через пресс-службу корпорации.

«Черный рынок тоже реагирует на повестку дня»: почему бизнес по продаже сертификатов о вакцинации набирает обороты

Контекст

Губернаторы отдельных регионов с начала года заявляли о планах ввести ковид-паспорта для граждан. К примеру, 18 января глава Республики Башкортостан Радий Хабиров заявлял, что с февраля жители республики, переболевшие коронавирусом или прошедшие вакцинацию, должны были получать «антиковидные паспорта». Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в январе 2020 года обещал прошедшим вакцинацию или переболевшим давать специальные бейджи. Кроме того, оба региона планировали ввести «безковидные» зоны в общественных местах. Но инициативы раскритиковала вице-премьер Татьяна Голикова, заявив, что введение дополнительных документов такого рода вызывает раздражение граждан «и граждане в этом случае формулируют вакцинацию как принудительный процесс — это на сегодняшний день недопустимо». В результате Башкирия в конце января перенесла внедрение ковид-паспортов «на будущее». Сахалин все-таки начал выдавать гражданам qr-коды, но отказался от идеи отдельных зон для вакцинированных.

 

Всего в России к текущему моменту выявлено свыше 5,4 млн случаев заболевания коронавирусом. За прошедшие сутки зарегистрировано 20 616 новых случаев заболевания, 652 человека за прошедшие сутки умерло от COVID-19.

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах

Фотогалерея «Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах»
12 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости