Российский бизнес назвал снижение спроса одной из главных проблем

В I квартале 2025-го резко выросла доля компаний, которые называют главным ограничением для своей деятельности снижение спроса на продукцию и услуги, следует из данных мониторинга состояния российской экономики и деятельности компаний Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). По сравнению с концом 2024 года доля выросла вдвое — с 19 до 38,4%. Среди всех вариантов основных проблем, с которыми сталкивается бизнес, этот — самый популярный. В 2024 году спрос на товары и услуги бизнеса оставался стабильным, но в I квартале 2025-го ситуация заметно ухудшилась, констатирует РСПП.
Помимо снижения спроса, основными ограничениями для работы бизнеса остались, как и ранее, недоступность заемных средств и недостаток оборотных, а также неплатежи со стороны контрагентов — на каждый из этих негативных факторов обратили внимание чуть менее 30% респондентов.
При этом снижается доля компаний, которые в качестве основных проблем называют те, что так или иначе связаны с различными внешними ограничениями. Например, заметно снизилась актуальность проблемы роста цен на отечественную продукцию, ее отметили среди главных ограничений 14% участников опроса, тогда как в прошлый отчетный период ее выбрали 22% предприятий. Аналогичный тренд зафиксирован в отношении значимости проблем подорожания зарубежной продукции — доля сократилась с 11,5 до 3,5%. В 12,8% случаев компании отмечали негативное влияние санкций со стороны западных стран (в IV квартале 2024-го этот фактор назвали 14%), а также проблем в сфере логистики (удлинение сроков доставки, рост тарифов, отказы в страховании грузов, сложности при доставке). В I квартале 2025 года валютная нестабильность оказала негативное влияние на работу 17,4% компаний, доля сократилась с 21%. Снизилась и доля бизнеса, который испытывает проблемы с новым оборудованием из-за импортных ограничений (с 15 до 9%).
Тенденции со снижением спроса фиксируют и в «Опоре России». Согласно исследованию ПСБ RSBI, уровень деловой активности снижается — падение продаж отметили 48% опрошенных, что является максимумом с мая 2022 года, сказал Forbes исполнительный директор делового объединения Андрей Шубин. Проблемы со сбытом нарастают на фоне сжатия спроса из-за высокой ключевой ставки, добавил он. В числе наиболее проблемных отраслей — туризм (отказ от путевок), ресторанный бизнес (сокращение посещений на фоне инфляции), торговля, добавил Шубин. По словам члена генсовета «Деловой России» Екатерины Авдеевой, в наиболее уязвимом положении находятся сферы строительства и производства.
В недавнем бюллетене «О чем говорят тренды» Банк России отмечал, что торможение агрегированного спроса в экономике «проявляется все более заметно». Это объясняется жесткой денежно-кредитной политикой, которая сдерживает спрос на кредит и стимулирует сберегательное поведение. Согласно данным мониторинга предприятий, который ведет ЦБ, текущие оценки по спросу на продукцию в 2025 году существенно ниже, чем в 2024-м. По результатам майского мониторинга, ожидания по спросу снизились до уровня начала года, причем во всех отраслях, кроме транспорта и сельского хозяйства, а самые низкие ожидания сохраняются в строительстве.
В то же время резко выросла доля компаний, которые собираются сократить свои расходы, — почти три четверти (74%) опрошенных РСПП организаций. По сравнению с данными за IV квартал 2024 года, доля этого варианта значимо выросла — с 58,2 п.п.
Подавляющее большинство респондентов (93,2%) планирует снижать затраты на административные и общехозяйственные нужды, более половины — на потребляемые услуги. Также пятая часть респондентов остановилась на ответах «в планах сокращение расходов на благотворительные социальные программы» и «сокращение расходов на персонал», причем в последнем случае доля выросла вдвое.
«Сейчас действительно нередко единственная возможность поддержать платежеспособность компании — это снижение расходов», — говорит Екатерина Авдеева из «Деловой России». Ключевая ставка сейчас не позволяет пополнять кассовые разрывы, вкладывать в развитие бизнеса, привлекая кредитные средства или иные инструменты финансирования по рыночным ставкам, объясняет она. Ситуация усугубляется несвоевременными платежами. Отдельно стоит отметить, что далеко не всегда в договорах за несвоевременные платежи предполагается неустойка, сопоставимая с текущей ставкой ЦБ, подчеркнула она.
«Хочется верить, что гонка зарплат при этом закончилась», — отметила Авдеева. Рынок соискателя зачастую приводит к тому, что сотрудники меньше готовы прилагать усилия для того, чтобы поддерживать свою эффективность, говорит она. В настоящее время наблюдается замедление темпов роста оплаты труда, сказал старший научный сотрудник Центра ИНСАП ИПЭИ РАНХиГС Виктор Ляшок. «Дефицит рабочей силы, судя по всему, постепенно сокращается: уровень безработицы в течение последних шести месяцев стабилизировался в диапазоне 2,3–2,4%, при этом количество вакансий продолжает снижаться», — говорит он. В условиях роста затрат на рабочую силу работодатели вынуждены внедрять технологии, позволяющие экономить трудовые ресурсы, не исключено, что во второй половине года Росстат зафиксирует увеличение уровня безработицы, предположил он.
