К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бизнес предложил властям вариант регулирования квазиналоговых платежей

Фото Николая Гынгазова / ТАСС
Фото Николая Гынгазова / ТАСС
Торгово-промышленная палата предложила вариант для регулирования так называемых квазиналоговых платежей — различных пошлин и взносов, не подпадающих под действие Налогового кодекса, например экологического сбора с бизнеса или утилизационного сбора на транспорт. Помимо создания единого реестра таких сборов, необходим специальный закон, который предусматривал бы ограничение предельных размеров платежей и порядок их установки. Такие предложения бизнес направил в Генпрокуратуру, узнал Forbes. Пока предприниматели испытывают сложности из-за постоянно растущей и неконтролируемой нагрузки, которую невозможно заранее спланировать, говорят эксперты

Торгово-промышленная палата (ТПП) разработала законопроект о регулировании неналоговых платежей, которые обязаны выплачивать юрлица и индивидуальные предприниматели (ИП) в бюджеты разных уровней. Речь о пошлинах, взносах и прочих сборах, находящихся за пределами налогового законодательства. В ТПП также предлагают провести полную инвентаризацию платежей, взимаемых на федеральном уровне, оценить общую нагрузку на бизнес и создать федеральный реестр таких сборов. Взимание платежей, не вошедших в список, допускаться не должно. С копией законопроекта, а также письма главы ТПП Сергея Катырина генпрокурору Игорю Краснову ознакомился Forbes. 

Законопроект предполагает ограничение предельного размера обязательных платежей. В частности, положения о максимальных размерах и порядок их определения должны содержаться в документах, регламентирующих сборы. Это могут быть федеральные законы и постановления правительства, региональные законы и нормативные акты, а также муниципальные акты. Также документ подразумевает создание, помимо федерального, региональных и муниципальных реестров неналоговых платежей. В целом проект направлен на создание единых правил для установки, изменения и взимания неналоговых сборов. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

К неналоговым платежам относятся, например, экологический сбор с бизнеса, утилизационный сбор на транспорт, различные страховые взносы, например от несчастных случаев на производстве и другие. Всего, по данным Минфина на 2021 год, насчитывалось порядка 167 подобных платежей, объем поступлений от неналоговых платежей в бюджетную систему в последние годы не превышал 1% от ВВП. Такие сборы составляют существенные затраты компаний, в некоторых случаях — 5-7% от выручки в зависимости от специфики деятельности, оценила партнер департамента налогов и права компании ДРТ Татьяна Кофанова.  

 

Из-за отсутствия четкого регулирования подобных платежей у бизнеса нет определенности относительно объема общей нагрузки, говорит Forbes заместитель директора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов. «Предприниматели сталкиваются с трудностями в получении полной и достоверной информации о существующих неналоговых платежах, их размерах, сроках уплаты и порядке расчета», — согласен председатель комиссии по финансовым рынкам московского отделения «Опоры России» Егор Диашов. Разрозненность информации, разбросанная по множеству ведомственных сайтов и нормативных актов, требует значительных временных и ресурсных затрат на поиск и анализ, что особенно сложно для малого и среднего бизнеса, не имеющего собственных юридических отделов. Кроме того, отсутствие четких правил и контроля может создавать благоприятную почву для злоупотреблений со стороны контролирующих органов, считает он. Среди проблем бизнеса — и отсутствие единой процедуры оспаривания при взимании квазиналоговых платежей, дублирование сборов, направленных, по сути, на одни и те же или сопоставимые цели, добавляет старший юрист налоговой практики Verba Legal Андрей Шептий.

Попытки систематизировать неналоговые платежи начали предприниматься порядка десяти лет назад. Например, в 2016 году правительство России разработало план по систематизации неналоговых платежей и формированию их единого перечня. В 2017-м Минфин представил законопроект о неналоговых платежах юрлиц и ИП, предполагающий, что новые сборы должны вступать в силу с 1 января и не ранее полугода с момента их официального опубликования. Тогда же было предложено создать реестр неналоговых платежей. В 2019 году за ввод единого реестра высказывалась и Счетная палата. В 2020 году Минфин планировал включить три квазиналоговых платежа в Налоговый кодекс (утилизационный сбор, туристический сбор и отчисления операторов сети связи общего пользования). Однако ничего из этих предложений так и не было реализовано. 

 

В 2025 году начался новый раунд попыток решить давнюю проблему. В мае стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) включила в Национальный план развития конкуренции на 2026 – 2030 годы инициативу о сокращении числа неналоговых платежей. А в начале сентября в рамках Восточного экономического форума генеральный прокурор Игорь Краснов заявил, что «неразбериха» с расчетами неналоговых платежей превращается в поборы с бизнеса. Он указал, что возможным решением проблемы может стать создание единого электронного реестра всех таких сборов и эту идею уже поддержало правительство.

Forbes направил запрос в Генпрокуратуру. В Минфине вопросы перенаправили в Минэкономразвития. «Сложной задачей для реализации данных предложений является определение категорий платежей, а также их унификация», — сказал Forbes представитель Минэка. Проработка этого вопроса планируется Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Минэкономразвития и Минфином в рамках Национальной модели условий ведения бизнеса, добавил он. Представитель Счетной палаты сообщил Forbes, что за последние пять лет проблематика создания единого реестра неналоговых платежей и его законодательного закрепления в рамках мероприятий палаты не исследовалась. 

Формат реестров может быть полезен для бизнеса, во-первых, для понимания того, что бизнес в тот или иной момент должен заплатить, во-вторых, для прогнозирования таких выплат, сказал заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. В целом предложения ТПП могут быть законодательно поддержаны, добавил депутат. 

 

Неналоговые платежи зачастую не обладают той степенью правовой проработки, которая необходима плательщикам для четкого понимания своих обязанностей и защиты своих интересов, отмечает партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов. «Контроль за уплатой таких платежей не столь эффективен и прозрачен, как налоговый, а передовой опыт профессиональных налоговых контролеров — органов ФНС — не востребован при администрировании этих квазиналоговых платежей», — констатирует он.

По мнению эксперта, практика введения и установления неналоговых платежей, обладающих признаками налогов и сборов, вне соответствующего законодательства, должна быть остановлена. Речь идет именно о тех платежах, которые обладают признаками налогов и сборов. Например, инфраструктурный сбор с авиакомпаний в отдельных аэропортах для строительства и реконструкции их инфраструктуры, действующий с 1 сентября 2025-го, или сбор с интернет-рекламы. Иные обязательные платежи могут и должны устанавливаться в ином законодательном поле, добавил Орлов. 

При этом неналоговые платежи не размазаны тонким слоем по всем отраслям экономики, а имеют в своей основе точечный, секторальный характер, обращает внимание юрист, член генсовета «Деловой России» Александр Хаминский. То есть некоторые отрасли несут более существенную нагрузку, например ресурсодобывающие, транспортные компании, а другие могут вообще не сталкиваться с такими сборами. «Реестр или иная кодификация таких платежей в любом случае потребует большого и кропотливого труда, однако позволит повысить прозрачность и предсказуемость для бизнеса», — считает он.

Регулирование квазиналоговых платежей должно идти по пути максимальной унификации и контроля, резюмирует руководитель экспертного центра «Деловой России», председатель координационного совета АНО «Центр защиты бизнеса» Екатерина Авдеева. Все обязательные платежи должны быть четко прописаны в федеральных законах, а не в подзаконных актах, что создаст единые правила игры и снизит коррупционные риски, полагает она. При этом любое введение нового платежа должно проходить обязательную экономическую и антикоррупционную экспертизу. Это позволит исключить сборы, которые создают лишь дополнительную нагрузку, не принося реальной пользы ни государству, ни обществу, пояснила Авдеева.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+