Сбербанк поддержал включение банков маркетплейсов в число системно значимых
Сбербанк поддерживает предложение о включении банков маркетплейсов в число системно значимых, заявил Греф. Он отметил, что по количеству открытых кошельков и карт таких банков они уже формально входят в топ-5 банков. Это является большой ответственностью, даже с учетом того, что банки маркетплейсов мало кредитуют, указал глава Сбербанка
Сбербанк поддерживает предложение о включении банков маркетплейсов в число системно значимых, сообщил журналистам глава банка Герман Греф в рамках форума «Финополис-2025». Если смотреть на число открытых кошельков и карт таких банков, они уже формально входят в топ-5 банков, отметил он. По мнению Грефа, это является большой ответственностью, даже учитывая то, что банки маркетплейсов мало кредитуют.
В то же время он напомнил, что у системно значимых банков «довольно жесткое» регулирование со стороны Банка России. В «Сбере» не считают необходимым применять все ограничения в отношении банков маркетплейсов. В частности, повышенные надбавки к достаточности капитала, действующие в настоящее время для системно значимых банков, по мнению Грефа, «не так важны».
Намного важнее обеспечить соблюдение банками маркетплейсов требований к поведенческому надзору, не злоупотреблению доминирующим положением и уровню надежности информационных систем, подчеркнул глава Сбербанка.
Помимо этого, Греф заявил, что надзор за банками маркетплейсов должен быть комплексным, с учетом их дочерних и связанных компаний, которые оказывают, к примеру, услуги кредитования через небанковские структуры — микрофинансовые компании и сервисы BNPL.
С предложением отнести банки маркетплейсов к системообразующим 25 сентября выступил глава ВТБ Андрей Костин. Он указал, что соответствующий вопрос можно рассмотреть в рамках доработки закона «О платформенной экономике», принятого в июле 2025 года.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина пообещала рассмотреть предложение Костина. Она также отметила, что регулятор активно работает с банковским сообществом и маркетплейсами в целях конкретизации подходов, при которых будут равные условия для конкуренции.
Согласно данным аналитической и консалтинговой компании Frank RG, в 2024 году банки российских маркетплейсов, включая Озон Банк, Яндекс Банк и Вайлдберриз Банк, выпустили 57 млн электронных кошельков и карт для своих клиентов. Это почти в 2,3 раза больше показателя 2023 года. Тогда банки выпустили 24 млн карт. Frank RG прогнозировал выпуск 86 млн карт Озон Банком, Яндекс Банком и Вайлдберриз Банком в 2025 году.
