Правозащитники попросили отклонить идею банков запретить скидки на маркетплейсах
Московское общество защиты потребителей обратилось к Мишустину с просьбой отклонить инициативу крупнейших банков о запрете скидок на маркетплейсах, пишут «Известия». Его эксперты пришли к выводу, что идея о запрете скидок экономически несостоятельна, юридически манипулятивна и этически лицемерна, а ее реализация «гарантированно приведет к росту цен, стагнации в финтехе и замедлению экономического роста». В ЦБ заявили, что корректировка закона о платформенной экономике может быть отложена
Московское общество защиты потребителей (МОЗП) обратилось к главе правительства Михаилу Мишустину с просьбой отклонить инициативу банков России о запрете скидок на маркетплейсах, пишут «Известия» со ссылкой на обращение правозащитников и исследование, которое провели его эксперты. Они изучили аргументы банкиров и обнаружили в них искажение смысла и подмену понятий. По оценке МОЗП, инициатива банков «экономически несостоятельна, юридически манипулятивна и этически лицемерна».
По данным исследования, которые провели эксперты МОЗП, скидка, которую маркетплейс дает при оплате собственным платежным инструментом, — отражение реальной экономии на операционных издержках, которую получает сама экосистема. Традиционный карточный эквайринг (комиссии банков) в среднем достигает 2,2% от суммы покупки, тарифы СБП значительно ниже — 0,4–0,7%. Если оплата проходит через аффилированный с маркетплейсом банк, себестоимость транзакции для экосистемы фактически стремится к нулю.
«Маркетплейсы делятся этой экономией с потребителем, предлагая прямую скидку (например, «Зеленая цена» Ozon)», — говорится в исследовании. По оценке его авторов, предложение банков — это «попытка регуляторного захвата», в результате которой может быть законодательно зафиксирована неэффективная и самая дорогая модель ценообразования. По словам главы МОЗП Антона Недзвецкого, апелляция банков к зарубежной регуляторике ценообразования на цифровых платформах опровергается детальным анализом норм, действующих в США, ЕС, Китае и Турции.
Регулирование в этих странах «направлено против методов недобросовестной конкуренции, но не признает таковым и не подавляет стимулирование покупок за счет скидок и программ лояльности, предлагаемых платформами в своих платежных инструментах», пояснил Недзвецкий. В исследовании отмечается, что маркетплейсы Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет» следуют логике, которую ранее внедрили сами банки и операторы связи. «Они создали собственные банки (Озон Банк, Вайлдберриз Банк, Яндекс Банк) для снижения издержек и повышения лояльности», — пишут эксперты МОЗП.
«Фактически инициатива банков лишает цифровые платформы экономических стимулов для развития собственных финтех-проектов, закрепляя монопольное положение доминирующих банков в расчетах на потребительском рынке», — говорится в обращении к Мишустину. Предложение банков — это прямой лоббизм повышения цен для миллионов россиян, предупредили авторы исследования. В ЦБ допустили, что корректировка принятого в этом году закона о платформенной экономике в соответствии с позицией банков может быть отложена.
«Какие-то решения и варианты, каким образом корректировать действующий закон либо отложить эту корректировку, появятся в самое ближайшее время», — заявил заместитель председателя Центробанка Алексей Гузнов. В конце октября глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила в Госдуме, что скидки маркетплейсов, которые они дают при оплате карточками их банков, несправедливы. Главы крупнейших российских банков — Герман Греф («Сбер»), Андрей Костин (ВТБ), Владимир Верхошинский (Альфа-банк), Станислав Близнюк (Т-Банк) и Сергей Хотимский (Совкомбанк) направили 20 ноября Вячеславу Володину письмо со своими предложениями. В частности, банки предлагают запретить маркетплейсам «вкладывать средства в снижение цен товаров, распространив запрет как на прямые скидки и акции, так и косвенные формы финансирования (бонусные программы, возвраты, маркетинговые субсидии)».
На следующий день подписанты дали совместный комментарий, в котором пояснили свое письмо. «Мы выступаем за скидки на маркетплейсах и удобство оплаты для всех жителей нашей страны. Связывание скидки и цены товара с конкретным платежным инструментом сужает выбор и может вводить людей в заблуждение — клиент должен получать обещанную выгоду в любом удобном ему сценарии оплаты», — говорится в комментарии. Маркетплейсы, отвечая на действия банков, указывают на то, что они пытаются нерыночным путем ограничить развитие торговых платформ и их банков. Кроме того, они отмечают, что банки сами активно используют скидки, бонусы и программы лояльности.
