К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В ЦБ назвали рост цен из-за повышения НДС до 22% отличным от ситуации 2019 года


Повышение ставки НДС до 22% повлияло на рост цен иначе, чем это было в 2019 году, когда ставку повысили до 20%, говорится в подготовленном экспертами ЦБ бюллетене «О чем говорят тренды». В нем отмечается, что повышение НДС сказалось на ценах преимущественно с начала 2026 года, тогда как в декабре прошлого года производители и компании из сферы торговли «придерживали цены», тем самым не перенося в них НДС заранее, как это было в 2019-м. По словам экспертов, это одна из причин, почему рост цен в конце 2025 года оказался «рекордно низким для декабря», а в январе 2026-го цены выросли уже «резко»

Повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% повлияло на рост цен иначе, чем это было в 2019 году, когда ставка была повышена до 20%. Об этом говорится в бюллетене «О чем говорят тренды», подготовленном департаментом исследований и прогнозирования ЦБ.

В нем отмечается, что повышение НДС сказалось на ценах преимущественно с начала 2026 года. Косвенные данные свидетельствуют о том, что в декабре прошлого года производители и компании из сферы торговли «придерживали цены, чтобы уменьшить складские запасы до повышения НДС». «Тем самым они не переносили заранее НДС в цены, как это было в 2019 году», — пояснили эксперты ЦБ. По их словам, это одна из причин, почему рост цен в конце 2025 года оказался «рекордно низким для декабря», а в январе 2026-го произошло уже «резкое повышение цен».

Вероятным следствием такой ценовой динамики будет «некоторое занижение оценочных показателей устойчивой инфляции в декабре и некоторое завышение в январе по сравнению с устойчивым инфляционным давлением», указали в ЦБ. Для сглаживания этого эффекта «целесообразно придавать больший вес» не значениям за отдельные месяцы, а среднему приросту цен за три месяца, говорится в бюллетене.

 

Заметная реакция цен на повышение налогов и тарифов в январе несет риски сохранения высоких инфляционных ожиданий населения и бизнеса, что, в свою очередь, «может удлинить инерционный инфляционный «хвост» от январского роста цен и замедлить дальнейшее снижение темпов роста цен», добавили в ЦБ.

Совет Федерации в конце ноября прошлого года одобрил закон о повышении НДС до 22% и принял бюджет на 2026–2028 годы, в котором ставка налога обозначена на том же уровне. Владимир Путин в декабре допустил временный характер повышения ставки НДС в России с 20% до 22%. По его словам, на фоне повышения налога нужно проследить, чтобы «ничего в тень не уходило», а соответствующие доходы поступали в бюджет.

 

Министр финансов Антон Силуанов в том же месяце называл НДС «наиболее безболезненным» с точки зрения повышения. Министр отмечал, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики повышение НДС с 20% до 22% окажется для россиян незаметным. До этого глава Минфина говорил, что повышение ставки НДС может привести к росту инфляции на 1 процентный пункт (п.п.). Вместе с тем он отмечал, что налоговые изменения принесут российскому бюджету в 2026 году 2,3 трлн рублей.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина в сентябре прошлого года заявила, что «краткосрочная реакция цен на повышение НДС, скорее всего, будет». Одновременно она призвала вспомнить опыт 2019 года, когда реакция на повышение НДС «была умеренной». По словам Набиуллиной, тогда НДС также повысился на 2 п.п., а в инфляцию это добавило 0,6–0,7 пункта. Однако инвестиционный стратег «Гарда Капитал» Александр Бахтин предупреждал, что нынешнее увеличение НДС отразится на ценах сильнее, чем это было несколько лет назад, когда НДС вырос с 18% до 20%. Тогда условия были другие: ключевая ставка составляла 7,5%, а инфляция — 4,3%, объяснял Бахтин.

По расчетам Минфина, в ближайшие три года повышение НДС может принести бюджету 4,4 трлн рублей дополнительных доходов. Мобилизованные за счет повышения ставки НДС ресурсы пойдут на финансирование обороны и безопасности, говорили в Минфине.