К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Первый онлайн-аукцион женского искусства: почему важно поддерживать современных российских художниц

21 декабря Forbes Woman и благотворительная организация VoBlago.club проведут первый онлайн-аукцион женского искусства. Для торгов были отобраны работы 40 современных российских художниц. Рассказываем про самые яркие лоты аукциона и разбираемся, почему в искусстве все еще существует гендерное неравенство

Forbes Woman и voblago.club проведут первый в истории онлайн-аукцион женского искусства. Цель аукциона — поддержать современных художниц и преодолеть гендерные стереотипы в отношении женщин в искусстве. Часть вырученных средств пойдет на оплату образовательных грантов для молодых онкологов.

В 2014 году агентство Artnet News опросило 20 самых влиятельных женщин в мире искусства на предмет того, существует ли в индустрии «гендерная пристрастность», и получило в ответ решительное «да». Согласно исследованию Ассоциации директоров художественных музеев (AAMD) того же года, женщины-управленцы художественных музеев зарабатывают существенно меньше, чем их коллеги-мужчины, при этом должности высшего уровня чаще всего занимают тоже мужчины.

Невозможно игнорировать тот факт, что нынешнее время требует особого подхода к женщинам-художникам. Забытые историками искусств, не замечаемые крупными музеями, неизвестные для коллекционеров, художницы медленно, но верно возвращают себе заслуженные позиции в прошлом, будущем и настоящем искусства. Передовые музеи, галереи и аукционы идут в ногу с острой потребностью вовлекать все больше участников в художественный процесс.

 

К примеру, шведская художница Хильма аф Клинт создавала абстрактные работы в то же время, что и Василий Кандинский, при этом ее первая ретроспективная выставка под названием «Картины для будущего» прошла в Музее Гуггенхайма только в 2018 году. Причем именно этот проект стал самым посещаемым в истории музея: его посмотрели более 600 тысяч человек. Примечательно также, что каталог этой выставки побил рекорд продаж каталогов выставки Кандинского, проходившей в 2009 году.

В 2009 году Центр Помпиду решил устроить эксперимент: постоянную экспозицию сменили таким образом, что на ней были представлены только женские работы. В результате эксперимента посещаемость увеличилась на 25%.

Согласно авторитетному отчету The Art Market 2020 от Art Basel & UBS, количество женщин-художников, которых представляют галереи на первичном рынке, выросло в этом году на 8%; на столько же увеличился объем продаж женского искусства, достигнув 40%. Из этого же отчета можно узнать, что количество женщин среди коллекционеров тоже заметно выросло.

Борьба за равноправие позволяет нам сегодня наслаждаться работами Луизы Буржуа, Никки де Сент-Фаль, Трейси Эмин, Барбары Крюгер, Нан Голдин и многих других. Но эта заслуга принадлежит не только самим художницам, но и критикам, которые запустили процесс пересмотра понимания того, что есть искусство и кто может им заниматься. На сегодняшний день поддержание этого фокуса — одна из основных задач институтов и рынка искусства.

Важную роль в этом вопросе сыграло знаменитое эссе арт-критика Линды Нохлин «Почему не было великих женщин-художниц?», опубликованное в журнале ArtNews еще в 1971 году. Исследуя истоки неравенства в художественной среде, Нохлин писала, что величие в артистических достижениях всегда было зарезервировано для гениев-мужчин, таких как, например, Микеланджело. Она утверждала, что препятствием появлению женщин-художниц служили ограничения в образовании и множество социальных предубеждений.

 

«Мир современного искусства — это микрокосм, отражающий важные аспекты большего мира, в котором мы живем. В XXI веке все более сложными и проблематичными, но при этом имеющими фундаментальное значение кажутся вопросы идентичности. По мере того как женщины все больше становятся частью мира современного искусства, они находят множество способов выражения разных аспектов своей идентичности в творчестве. У художниц нашей галереи я наблюдаю очень интересный образец такого комплексного переплетения, который интересен и мне лично», — рассказывает владелица галереи Iragui Екатерина Ираги.

Основатели арт-платформы Cube Moscow Елена Белоногова и Надежда Зиновская считают, что искусство вообще не стоит делить на мужское и женское: «Есть хорошее искусство и есть все остальное, и не важно, какого пола художник. Тем не менее, в России, как и во всем мире, сложился исторический дисбаланс в сторону превышения числа художников-мужчин относительно женщин. Выравнивание гендерного неравенства наиболее заметно на рынке первичных продаж и в большей степени среди молодых художников. Я не думаю, что это связано с изменением качества искусства, которое выходит из-под женской руки. Скорее, это связано с тем, что технический прогресс и общее изменение восприятия роли женщины в обществе повлияли на ситуацию. Другими словами, у женщины появилась возможность заниматься тем, чем она хочет заниматься. Число женщин растет не только среди художников, но и среди коллекционеров, причем замечено, что в среднем женщины-коллекционеры тратят на искусство больше, чем мужчины, возможно, потому что мы более эмоциональны».

Для России вопрос о женщинах-художниках и их месте в искусстве крайне актуален. Несмотря на то что история феминистской критики в нашей стране коротка, Россия всегда гордилась ролью, которую женщины играли в искусстве начиная с XX века. «Амазонки авангарда» задолго до большинства художниц своего времени стали работать наравне с мужчинами. Они реформировали пластические искусства и дизайн, предлагали новые концепции и стратегии для художественного творчества. Не менее важную роль играли женщины в «неофициальном» советском искусстве, являясь как независимыми авторами, так и участницами объединений и тандемов.

Основательница галереи Girl Girl Girl Юлия Белоусова отмечает, что «женское искусство из России и Восточной Европы мало представлено на арене современного искусства, а соответственно, и на арт-рынке, который вторит институциональным тенденциям. Говоря проще, в глобальной арт-системе выигрывают представители тех стран, где политика поддерживает свободу творческого выражения на деле. Не зря хорошо известны немецкие художницы — госбюджет Германии через Goethe Institute, DAAD, iFa идет на поддержку международных проектов локальных авторов. Швейцария также любит свой народ, и благодаря частным меценатам, Swiss Institute и одноименной институции в Нью-Йорке художественные таланты этой страны успешно заняли свои позиции на мировом арт-рынке, чего не скажешь о России. Дополнительный барьер для локальных талантов нашей страны создает географическая дистанция, сложность транспортировки работ через таможню, визовые условия. Как следствие — действительно талантливым авторам сложно попасть в поле зрения международного арт-сообщества, заявить о своем существовании. Еще сложнее приходится художницам в нашем патриархальном обществе. Интересно, что в сложившихся обстоятельствах мне особенно бросаются в глаза сильные работы женских голосов России — женщины, многое повидавшие и прошедшие через жизненные перипетии, рефлектируют в своих работах свой опыт. Я питаю большое уважение и искренний восторг по отношению к творчеству Таус Махачевой, Иры Кориной, Оли Кройтор и многих других авторов. Их голос уникален, как нельзя актуален и выразителен. Как визионер и любитель создавать новое и менять мир, я поставила перед собой увлекательную и сложную задачу — помогать художницам из России и Восточной Европы развиваться и выставляться в Европе и за рубежом».

Основательница галереи современного искусства a-s-t-r-a Алина Крюкова рассказывает, что не ощущает какой-либо разницы в построении карьеры молодых художниц или в продвижении и продажи работ уже состоявшихся: «Я успешно сотрудничаю с такими художницами, как Оксана Мась, Алина Блюмис, Мария Агуреева, Jolie Alien.  Их проекты интересны как для институций, так и для прессы и коллекционеров.  Доказательством тому служат их CV и выставочный план.  Есть, конечно, сложности в некоторых процессах (женщины уже не такое меньшинство, как, к примеру, квир, трансгендеры или представители национальных коммьюнити), как и во многих аспектах того, что выстраивается в рамках новой этики. Также анализируя российскую арт-сцену, могу сказать, что в искусстве нет разницы, женщина ты или мужчина, если твои идеи, смысловые разработки и результаты художественных практик вызывают отклик и включают в диалог подготовленную аудиторию. Примером этого служат списки номинантов на премии Кандинского и «Инновация», победители грантов от различных институций и заголовки в прессе».

Однако основатель Borsch gallery Анна Большакова считает, что существует проблема с восприятием некоторых тем, в частности тем феминизма. По ее мнению, «на первый взгляд может показаться, что предвзятого отношения нет, но так или иначе, сталкиваясь с определенными кейсами, мы понимаем, что предубеждения до сих пор существуют. К счастью, мы можем наблюдать тенденцию ослабления гендерных предрассудков».

Куратор «Первого женского аукциона» Ольга Погасова замечает, что «когда начинается разговор о женском искусстве, то рядом сразу возникают понятия гендера и феминизма. Ошибочно ставить эти явления в синонимический ряд. Женское искусство — это искусство, созданное женщиной. Оно обращается к разным темам и не ограничивается темой защиты прав женщин или гендерной теорией. Работы нашего аукциона дают представление о том, чем живет и о чем думает современная женщина. С другой стороны, мы надеемся пошатнуть систему сложившихся гендерных иерархий на рынке современного искусства и показать, на что способны российские художницы».

Предстоящий аукцион призван доказать, что женщины играют особую роль и в актуальном российском искусстве. Стереотип об особом женском искусстве уходит в прошлое. Среди участниц аукциона — создатели инсталляций, живописцы, авторы объектов, скульпторы, графики, керамисты, художники, занимающиеся перформансом. Важно также отметить, что среди них — представители разных поколений: как известные, давно работающие художники, так и молодые, но стремительно набирающие популярность авторы.

Айдан Салахова, из серии «Предназначение No 2», 2016 г.

Айдан Салахова, из серии «Предназначение No 2», 2016 г.

Шелкография.  89,4×67,7 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 91 000 рублей.

Федора Акимова, объект «Татьяна 0.5», 2020 г.

Федора Акимова, объект «Татьяна 0.5», 2020 г.

Вышивка, текстиль, дерево. Диаметр 20 см. Предоставлено галерей betweenwindows.

Начальная ставка: 45 000 рублей.

Таня Пёникер, «Доброе Ушко», 2019 г.

Таня Пёникер, «Доброе Ушко», 2019 г.

Бумага, офорт, ручная роспись. 33,5×33,5 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 28 000 рублей.

Мария Костарева, «Sunday», 2020 г.

Мария Костарева, «Sunday», 2020 г.

Холст, масло. 30×40 см. Предоставлено галерей betweenwindows.

Начальная ставка: 30 000 рублей.

Ирина Корина, «Сосна», 2020 г.

Ирина Корина, «Сосна», 2020 г.

Холст, акрил, аэрозоли. 80×60 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка 90 000 рублей.

Мария Заикина, из серии «Где дом», 2016 г.

Мария Заикина, из серии «Где дом», 2016 г.

С-print, архивная бумага. 34×50 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 15 000 рублей.

Катя Муромцева, «Муха, которая мешала думать Жилю Делёзу», 2020 г.

Катя Муромцева, «Муха, которая мешала думать Жилю Делёзу», 2020 г.

Акварель, карандаш, маркер. 35×30 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 32 000 рублей.

Евгения Дудникова, «Марк, почему твои обои смотрят на меня?»

Евгения Дудникова, «Марк, почему твои обои смотрят на меня?»

Акрил, бумага. 30×40 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 40 000 рублей.

Ольга Божко, «Знак» из проекта «Благоустройство», 2018 г.

Ольга Божко, «Знак» из проекта «Благоустройство», 2018 г.

Акриловая нить, вязание крючком. 80×80 см. Предоставлено галереей Iragui.

Начальная ставка: 72 000 рублей.

Александра Паперно, «Без названия» из серии «Комнаты», 2018 г.

Александра Паперно, «Без названия» из серии «Комнаты», 2018 г.

Литография. 83×59 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 54 000 рублей.

Людмила Баронина, кентавр из серии «Веселая анатомия», 2016 г.

Людмила Баронина, кентавр из серии «Веселая анатомия», 2016 г.

Бумага, тушь, перо. 27×33,5 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 85 000 рублей.

Маяна Нысыбуллова, опыт N1 из серии «Опыт тела», 2019 г.

Маяна Нысыбуллова, опыт N1 из серии «Опыт тела», 2019 г.

Формовка, гипс, корни. 35×50х15 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 60 000 рублей.

Саша Фролова, «TWIRL», 2020 г.

Саша Фролова, «TWIRL», 2020 г.

Лентикулярный принт. Диаметр 100 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 80 000 рублей.

Наталия Зурабова, «Balcony view», 2019 г.

Наталия Зурабова, «Balcony view», 2019 г.

Холст, масло. 30×44 см. Предоставлено галереей Iragui.

Начальная ставка: 107 000 рублей.

Зина Исупова, «Без названия», 2020 г.

Зина Исупова, «Без названия», 2020 г.

Бумага, аппликация, без рамы. 30×40 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 35 000 рублей.

Наталья Гудович, «Oceano. Illusione 3», 2020 г.

Наталья Гудович, «Oceano. Illusione 3», 2020 г.

Холст, масло, серебряная поталь. Диаметр 70 см. Предоставлено галереей Omelchenko Gallery.

Начальная ставка: 200 000 рублей.

Нана Татишвили, «Paper doll» («Бумажная кукла»), 2020 г.

Нана Татишвили, «Paper doll» («Бумажная кукла»), 2020 г.

Бумага ручного отлива, тушь. 76×56 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 25 000 рублей.

Альбина Мохрякова, «Maybe Therapy?», 2020 г.

Альбина Мохрякова, «Maybe Therapy?», 2020 г.

Печать на архивной бумаге. 30×40 см. Предоставлено художником.

Начальная ставка: 30 000 рублей.

Дарья Кудинова, «Вторжение», 2020 г.

Дарья Кудинова, «Вторжение», 2020 г.

Холст, масло. Диаметры 60 см, 40 см, 30 см. Предоставлено галереей Azot.

Начальная ставка: 85 000 рублей.

Данини, авторские шарики (6 шт.)

Данини, авторские шарики (6 шт.)

Ручная роспись, стекло. Диаметр 10 см. Предоставлено галереей Fragment.

Начальная ставка: 64 000 рублей.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+