Более «Обычная женщина»: каким получилось продолжение одного из лучших российских сериалов

Кадр из сериала «Обычная женщина»
18 декабря в онлайн-кинотеатре Premier выходит второй сезон одного из лучших, по мнению критиков, российских сериалов — «Обычной женщины» с Анной Михалковой. Бориса Хлебникова в режиссерском кресле сменила Наталья Мещанинова. Рассказываем, что из этого получилось

В 2018 году «Обычная женщина» оказалась своего рода латентным хитом. Несмотря на низкие рейтинги просмотров на ТВ-3, в сети, по словам продюсеров, сериал посмотрело рекордное количество человек. Анну Михалкову признали лучшей актрисой на престижном фестивале Series Mania во Франции, а также на премии «ТЭФИ», где сериал получил четыре из семи ключевых наград. На авторитетной выставке MIPCOM в Каннах «Обычную женщину» даже назвали «российским Breaking Bad». Сериал Бориса Хлебникова был прекрасно сыгран и снят, а по насыщенности не уступал лучшим зарубежным шоу: главная героиня — жена хирурга, беременная третьим ребенком, хозяйка цветочного магазина и втайне от всех сутенерша — оказывается втянута в бандитские разборки; как будто этого мало, у ее старшей дочери возникают неприятности с наркотиками, а младшую похищают. В продолжении в режиссерское кресло села соратница и подруга Бориса Хлебникова, режиссер «Сердца мира» Наталья Мещанинова, сам он остался в качестве художественного руководителя. Каким же вышел сиквел?

«Когда пишешь сценарии, очень толстеешь». Режиссер Наталия Мещанинова о цензуре, насилии и больших бюджетах

Второй сезон стартует сразу после окончания первого: новорожденный ребенок Марины подключен к аппарату жизнеобеспечения, сама Марина испытывает сложности в общении с мужем, который находится в процессе осознания того, что его жена — сутенерша. Правда, на раскачку и пересуды совсем нет времени: старшая дочь Катя попадает в ту же больницу со множественными ножевыми ранениями, которые ей нанес наркодилер из-за долгов. Все понимают, кто преступник, но доказать это не так-то просто, особенно если учесть, что вся семья Марины рискует оказаться жертвами того же человека. Вдобавок появляется находчивая девушка, которая мечтает заиметь долю в «бизнесе» Марины — и она явно не примет отказа в партнерстве, не доложив полиции о том, что нам показывали в предыдущих сериях. Параллельно за работу принимается следовательница Вера. В общем, для Марины список дел растянулся на пару громких статей УК РФ.

Проект «Обычная женщина» сделал для российской ТВ-продукции гораздо больше, чем просто представил интересную и увлекательную историю. До этого в стране попросту не было сериалов с настолько мощной и одновременно неоднозначной женской героиней (и не одной, кстати). Сравнение с «Во все тяжкие» совершенно неслучайно: как и мистер Хайзенберг, Марина настоящий ganglord, пусть и в чуть меньшем эквиваленте. Она нашла лазейку в системе, в которой живет, и построила на этом настоящую криминальную карьеру. Оставаясь при этом, правда, королевой не горы, а от силы маленького пика. Тема человека, который ради семьи вынужденно идет на преступление, была центральной и в другом суперуспешном телешоу Хлебникова — «Шторм». Во втором сезоне эта тема эволюционирует: семья, ради которой героиня пошла на сделку с совестью, пытается помочь своей кормилице.

Кадр из сериала «Обычная женщина»
Кадр из сериала «Обычная женщина»

Если раньше кто-то мог бы попробовать упрекнуть сериал в том, что все мужчины в нем либо моральные уроды, либо рохли, теперь сделать этого не получится даже самым ярым противникам «сильных и независимых». Наравне с Мариной вторым центральным персонажем становится ее муж Артем, хотя и без особого успеха: он либо неловко пытается бить недоброжелателей, либо огребает сам. Чуть позже в разборки включится и парень их дочери Петя, который тоже прогрессирует в своем желании защитить то, что ему дорого. Вообще событий стало еще больше (хотя казалось бы!): путешествие из больницы в морг с косплеем сцены из «Нелюбви»; стычка с неугомонной свекровью главной героини; почти героический побег влюбленного Пети из-под надзора сурового старшего брата. Второй сезон вышел, как ни удивительно, более эффектным: в нем меньше бытовой стороны, которую Хлебников старательно выводил в авангард, но больше драматургии и экшена, несмотря на то что сценаристы остались те же.

Но ключевая прелесть «Обычной женщины 2» в том, что она умудряется найти необходимый баланс между правдоподобием и эффектностью: не ударяясь в подражание Винсу Гиллигану, сериалу удается быть увлекательным, но по-прежнему поразительно близким к реалиям российской жизни. Самой большой проблемой первого сезона (кроме ужасно скомканного финала, который просто необходимо было исправить вторым) была, если можно так сказать, не-сериальность. Он был гораздо ближе к сложному фестивальному кинематографу вроде «Долгой счастливой жизни» того же Хлебникова, что слегка конфликтовало с негласными правилами телесериальной продукции (ведь правило №1 гласит: зрителя нужно развлекать). Возможно, поэтому на ТВ он успеха не снискал. И есть какая-то ирония в том, что продолжение, получив все, чтобы охватить широкую публику, ушло на стриминговый сервис.

При этом «Обычная женщина 2» остается сериалом про Россию и непростую женскую долю, а героиня Анны Михалковой становится еще человечнее. Если в первом сезоне она все чаще походила на этакую сицилийскую «крестную мать» с поправкой на регион, то теперь ей приходится сталкиваться с апокалиптикой российского быта все чаще. Акцент на том, что она не только криминальный босс, но еще и мать, жена и женщина, больше не имеет прикладного характера, ранее бывшего скорее еще одним элементом в хитро закрученном уравнении. В интервью Forbes Наталья Мещанинова говорила, что не находит отклика в идеалах феминизма, хотя оба сезона «Обыкновенной женщины» могли бы иллюстрировать постулаты современной гендерной повестки. Достоинство второго при этом как раз в том, что и мужчины в нем выглядят куда больше людьми, а не функциями, чем ранее, и сам сериал также имеет все шансы понравиться всем, вне зависимости от идеологических предпочтений.