К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Зачем тебе пахать? Как мужчины воспринимают карьерные успехи женщин

Фото Drew Angerer / Getty Images
Фото Drew Angerer / Getty Images
Рекрутинговое агентство Kontakt InterSearch Russia опросило российских женщин-руководителей и выяснило, что мужчины не так уж и часто демонстрируют предвзятость по отношению к ним. Гораздо больше негатива оказалось во взаимоотношениях с коллегами-женщинами

«Юля, зачем ты так надрываешься? Ты и так красивая женщина, будешь порхать по жизни, а мне вот работать и горбатиться всю жизнь», — сказал однажды моей знакомой ее сослуживец после того, как она сообщила ему о своей победе — после полугода переговоров ей удалось убедить партнеров принять ее условия сделки. Другая моя коллега по рынку, руководившая мужским коллективом в строительном проекте, приняла решение запустить свой бизнес и, уходя, столкнулась с тем, что подчиненные и коллеги просто не хотели ее отпускать. Вплоть до того, что больше половины мужской части команды в итоге перешла в ее новую компанию по своей инициативе.

Как мужчины относятся к успешной женщине в большинстве случаев? Первый и самый справедливый ответ — по-разному. Но чтобы получить более-менее объективную картину, мы решили провести небольшой опрос среди клиентов и кандидатов Kontakt InterSearch Russia — успешных женщин, руководящих командами в компаниях разного уровня, от стартапов до игроков федерального масштаба. Мы опросили 503 респондента и выяснили несколько любопытных вещей.

Женщина женщине не товарищ

Большинство из опрошенных нами женщин редко сталкиваются с открытой предвзятостью со стороны коллег-мужчин. Только 6% респондентов заявили, что мужчины относятся к их карьерным успехам негативно, снисходительно или считают, что женщина не смогла сама добиться такого статуса. При этом в 61% случаев мужчины положительно воспринимают эти достижения, уважают или поддерживают.

 

90% женщин заявили, что мужчины так или иначе повлияли на их карьеру: выступали в роли наставников и менторов (46%), рекомендовали работодателям (39%), помогали в профессиональном продвижении (26%).

Подобная картина вполне коррелирует с западной практикой. В 2018 году компания PwC выпустила международное исследование, согласно которому 59% женщин считает, что их руководство предоставляет им необходимые возможности для быстрого развития, а 60% женщин сказали, что начальники понимают и поддерживают их карьерные устремления. Учитывая, что в большинстве случаев руководящая линейка преимущественно состоит из мужчин, кураторы исследования делают вывод: женщины не смогут рассчитывать на успех без мужской поддержки. Это простая математика: если мужчины не будут профессионально помогать женщинам, которые ниже их по статусу, то гендерный разрыв в руководящем составе будет сохраняться.

 

Я знаю достаточно примеров, когда начальники оставляли на время декрета за подчиненной место без урезания зарплаты и помогали всем необходимым в первое время после рождения ребенка. Знаю собственника, который специально искал в преемники женщину. «Я уже работал с мужчинами, они угробят мое дело», — говорил он. Знаю примеры, когда владелец оплачивал международное обучение подчиненной из бюджета компании, так как был уверен в его необходимости.

А вот во взаимодействии с коллегами-женщинами негатива оказалось побольше. Почти 14% наших респонденток признались, что сталкивались с отрицательным отношением и завистью женщин на работе. И это, на мой взгляд, большая проблема. С одной стороны, такое восприятие объясняется профессиональным поведением. Изучая профиль топ-менеджеров, мы понимаем, что руководителям на этом уровне требуются компетенции, помогающие «выживать» в конкурентной борьбе: тщеславие, амбициозность, огромная требовательность к себе и к другим, жесткость, которые все еще продолжают считаться «мужскими» качествами и могут быть «неправильно» интерпретированы. С другой стороны, это еще раз говорит о том, что женскому сообществу не хватает взаимной поддержки. На волне #metoo мы по-прежнему получаем ролевую модель самодостаточной женщины, успешной в карьере, не зависящей от чужого мнения и пробивающейся на «мужские» территории. В другом лагере — приверженцы семейных ценностей и материнского счастья, не сравнимого с карьерной самореализацией. А с недавних пор в конфликте принял участие лагерь инстаграм-моделей, негласно пропагандирующих жизнь на содержании. При этом складывается убеждение, что каждая группа свысока смотрит на другую. Но ведь феминизм — про то, что каждая женщина выражает себя так, как хочет, не оглядываясь на гендерные стереотипы.

6% мужчин относятся к успехам женщин негативно

Кто эти 6%? Безусловно, все зависит от самих людей, личного опыта, корпоративной культуры компании, среды, региона. Существуют более «мужские» отрасли, в которых женщине приходится доказывать свой профессионализм гораздо дольше и ломать стереотипы в глазах коллег, — производство, промышленное строительство, ТЭК, наука и так далее. Сегодня мы понимаем, что успешный менеджер будет успешен в любой индустрии: неважно, управлял он вчера коллективом врачей, а сегодня пришел на завод — soft skills играют гораздо более важную роль по сравнению с экспертными знаниями. Но если мужчине в этой ситуации проще завоевать расположение коллег, то женщина, придя в мужской коллектив, по-прежнему вынуждена доказывать свой профессионализм через экспертность, особенно если раньше в команде женщины на таком посту не было. Есть множество примеров, когда женщина оказывалась гораздо лучше как управленец по сравнению со своим предшественником-мужчиной. Но на построение карьеры и завоевания уважения со стороны коллег ей пришлось потратить больше времени.

 

Достаточно сильны стереотипы и в творческих профессиях — кино, телевидение, та же журналистика, где карьерные успехи женщин (как, впрочем и мужчин) привыкли объяснять правильными знакомствами. Сравнивать крупные города и населенные пункты поменьше тоже нет смысла: все мы прекрасно понимаем, где предрассудки сильнее.

«Мой начальник не относится ко мне как к профессионалу, — жаловалась мне PR-директор мебельной компании. — Он не кричит, не срывается, не обижает, но у него какая-то слишком покровительственная манера общения. Если я предлагаю удачное решение, он меня хвалит, но хвалит как ребенка, рассказавшего стишок без запинки на новогоднем вечере. И часто называет деточкой. Мне было бы проще, если бы он не выделял меня так среди других». Тоже, на мой взгляд, очень показательная история. Как реагировать на такое поведение? Обижаться, требовать другого к себе отношения или радоваться? Здесь каждый решает сам, насколько приемлема для него эта ситуация. Если вам что-то не нравится, давайте обратную связь с конструктивной аргументацией без перехода на личности.

На практике в своих компаниях женщины чаще всего получают поддержку коллег, причем вне зависимости от пола. Мы также спросили своих респондентов: «Как вы считаете, как в целом в России мужчины относятся к карьерным успехам женщин?» По мнению опрошенных, предвзятое отношение мужчин распространено гораздо чаще. По их мнению, российские мужчины объясняют карьерные успехи женщин следующим образом: считают, что для успеха женщинам требуется мужское покровительство (17% ответов), что женщина не смогла сделать карьеру без внешней поддержки (17%), что женщина не должна стремиться к карьере в принципе (11%). Также мужчины относятся к успехам женщин недоверчиво (3%) и соревнуются с ними или завидуют (1%). Получается, что женщины воспринимают ситуацию в целом гораздо негативнее, даже несмотря на то, что сами на работе не страдают от предвзятости со стороны мужчин. Это в итоге не может не сказаться на их поведении в профессиональной сфере, а популярная гендерная повестка дня только обостряет чувства. Только взаимная поддержка, равное и уважительное отношение друг к другу вне зависимости от пола поможет изменить существующий порядок.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+