Любимая блондинка Голливуда. Как Риз Уизерспун из звезды ромкомов стала одной из самых влиятельных женщин кино

Фото HBO
Кадр из сериала «Большая маленькая ложь» Фото HBO
В начале мая Netflix договорился с Риз Уизерспун о работе сразу над двумя романтическими комедиями. Любимая блондинка Голливуда, 44-летняя актриса и продюсер, основательница компании Hello Sunshine в последние годы потрясла мир вместе с HBO («Большая маленькая ложь»), Apple TV+ («Утреннее шоу»), Hulu («И повсюду тлеют пожары»). Уизерспун входит в сотню самых влиятельных женщин планеты по версии Forbes

Лора Джин Риз Уизерспун, обладательница «Оскара», дважды попадавшая в рейтинг Time самых влиятельных людей мира (2006 и 2015 гг.), в прошлом году была признана одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда и оказалась на 90-м месте в списке Forbes в числе наиболее влиятельных женщин планеты. Рост 157 см, волосы светлые, глаза светлые, улыбка тоже очень светлая. В общем, она невероятно симпатичная, с такой хочется жить по соседству — горячие булочки и хорошее настроение гарантированы. Но если присмотреться, за обманчивой внешностью виден стальной характер.

Благовоспитанная южанка

В рейтинге Forbes в графе Self-Made Score у нашей героини стоит восьмерка. Это означает принадлежность к среднему или высшему среднему классу и не унаследованные богатство и влияние, а необходимость добиваться их самостоятельно. Риз — уроженка Нового Орлеана, росла в хорошей семье (папа — преуспевающий лор, мама — профессор). Школа для девочек, церковь, чирлидинг, призы ярмарок талантов и тому подобные радости провинциальной американской жизни — все это было в ее детстве. И тогда же у нее проявились два увлечения, которые ее в итоге и сформируют: актерство и чтение.

В 1991 году, в возрасте пятнадцати лет, Риз пошла на кастинг драмы «Человек на Луне», планируя себе какой-нибудь эпизод, но получила главную роль, мировую прессу и номинацию на Young Artist Award. А спустя пару лет выиграла таки эту премию за «Джека-медведя». В 1990-е все шло как по маслу, год за годом, без простоев: в меру упорный труд, немного везения, драматические фильмы с отличными партнерами  «Страх» с Марком Уолбергом, «Шоссе» с Кифером Сазерлендом, «Сумерки» с Полом Ньюманом. «Жестокие игры» свели ее с Райаном Филиппом. Они обручились, поженились — все было как полагается, с настоящей южной свадьбой в Чарльстоне, — завели двоих детей, девочку и мальчика, через семь лет брака разошлись (последнее словно списано из учебника по психологии семейной жизни, но так оно все и было).

В своих интервью актриса говорила, что в какой-то момент сознательно двинулась в сторону комедии: большие режиссеры признавали ее способности, но вежливо отказывались от сотрудничества, ведь для студий она была никем. Пришлось стать кем-то. Так в ее карьере случился прорыв  «Выскочка» Александра Пэйна. Она вцепилась в возможность работы с Пэйном, хотя поначалу мечтала не о роли маленькой Трейси Флик, на пути к победе на школьных выборах сожравшей своего преподавателя, а о роли ее конкурентки, бунтарки Тэмми. Комедия ли «Выскочка» или фильм ужасов — об этом можно с упоением спорить до бесконечности, но определенно в кадре много смешного, в том числе и благодаря способностям и выдающемуся подбородку главной актрисы. В 2000 году фильм получил номинацию на «Оскар» за сценарий. А Уизерспун — признание критики, несколько важных наград и свою первую номинацию на «Золотой глобус».

После «Выскочки» она, очень уж качественно сыгравшая девочку-монстра, снова стала жертвой стереотипа: студии опасались, что зритель не захочет ее в других амплуа. И все же она добыла себе роль, и в 2001 году на экраны вышла «Блондинка в законе», история беспечной Элль Вудс, которая поехала в Гарвард за вероломным парнем, а нашла там дело всей жизни. В жанровом смысле классическая комедия, полная такой искренности и жизнелюбия, что способна вызвать счастливую улыбку даже у законченного циника. А кроме того, успешно разрушавшая самые разные стереотипы, в первую очередь порочную практику судить по одежке — по розовому костюмчику, туфлям Prada из прошлогодней коллекции, цвету волос и маленькой собачке в сумочке. Далее последовали несколько лет успешных съемок в ромкомах, восьмизначные гонорары, сиквел истории про Элль, статус любимой блондинки Голливуда. В 2005 году — возвращение в драму, кинобиография Джонни Кэша «Переступить черту», где Риз досталась роль Джун Картер, его музы и подруги, и по итогам — «Оскар», «Золотой глобус», приз актерской гильдии Америки и британская BAFTA.

А затем в ее жизни случился многолетний провал. На то, чтобы вернуться в высшую лигу, потребовалось время.

Путь наверх, жизнь наверху

В начале десятых Риз успела поработать с такими режиссерами, как Джефф Николс и Атом Эгоян, фильмы с ее участием появлялись на фестивалях в Каннах и в Торонто. Но от былой популярности остались ошметки, у индустрии не хватало ролей для женщин сильно за тридцать. И тогда она нашла единомышленницу, продюсера Бруну Папандреа, с которой объединила усилия. Так в 2012 году появилась компания Pacific Standard, нацеленная на производство фильмов с сильными женскими персонажами. Первыми были экранизации, «Исчезнувшая» Дэвида Финчера и «Дикая» Жан-Марка Валле, вышедшие в 2014 году. За «Дикую» Уизерспун получила номинацию на «Оскар» и долгожданный статус вернувшейся звезды. Интересно, что у Финчера она тоже сначала планировала сыграть сама, но режиссер хотел другую. Риз легко уступила, продюсерские амбиции оказались сильнее актерских. «По большому счету мне было все-равно, появлюсь я в кадре или нет, — рассказывала она потом Variety. — Когда заполучаешь кого-то уровня Финчера, то надо дать ему право делать то, что он хочет, просто уйти с его дороги».

Сегодня Pacific Standard — часть медиакомпании Hello Sunshine, в которую инвестировали WarnerMedia Entertainment и Лорен Пауэлл Джобс. Она уже занимается не только производством контента, но и, например, курирует «Книжный клуб Риз Уизерспун», насчитывающий миллион подписчиков в социальных сетях и способный сделать обсуждаемую книгу бестселлером. Hello Sunshine со своими проектами штурмом взяла стриминговые платформы. С 2017 года на HBO идет «Большая маленькая ложь», это четыре «Золотых глобуса» и четыре «Эмми». С 2019 года на Apple TV+ — «Утреннее шоу», и ни о каком телепроекте в прошлом году не говорили и не писали больше, чем о нем. Наконец, недавно на Hulu показали сериал «И повсюду тлеют пожары», судя по «сарафану», он может стать событием очередной церемонии «Эмми». Да, все три — экранизации бестселлеров, разумеется.

Кадр из сериала «И повсюду тлеют пожары». (Real by Fake)
Кадр из сериала «И повсюду тлеют пожары». (Real by Fake)

И вот самый популярный потоковый сервис мира, Nerflix, последние годы поддерживающий моду на романтические комедии, подписал Риз Уизерспун на два ромкома. Первый, с интригующим названием «У тебя или у меня», — полнометражный режиссерский дебют сценаристки «Дьявол носит Prada» Алин Брош МакКенны, история о двух лучших друзьях, одна из которых однажды решила исполнить мечту всей своей жизни, а другой согласился в это время присмотреть за ее сыном-подростком. Второй — экранизация бестселлера Сары Хейвуд «Кактус» о внезапно забеременевшей 45-летней женщине, вынужденной пересмотреть свою устоявшуюся жизнь. Обе главные женские роли — у Уизерспун. «Риз и ее команда в Hello Sunshine произвели огромное впечатление на всю индустрию, и мы рады, что нашли два потрясающих проекта для сотрудничества с ней», — заявил глава Netflix Films Скотт Стубер.

Да, наверняка будет приятно ощутить легкую ностальгию, увидев Риз Уизерспун в романтической комедии. И все же она давно представляет гораздо больший интерес как фигура закулисная, как кто-то, кто за кадром.

В актуальной сотне Forbes самых влиятельных женщин мира Уизерспун занимает 90-ю строчку с состоянием $240 млн. А по итогам прошлого года была третьей в списке самых высокооплачиваемых актрис планеты, заработав $35 млн. Она занята и другим бизнесом, например продажей женской одежды и аксессуаров собственного бренда Draper James, названного в честь ее бабушки и дедушки. Бренд культивирует южный стиль, яркую и жизнерадостную эстетику, причем сама миллионерша не стесняется использовать собственный образ в рекламе своих простеньких хлопковых платьев. Это так мило! Словно она действительно ваша обаятельная простодушная соседка.

И всем давно понятно, что это не так. Что Уизерспун — зубр, способный заполучить под экранизацию еще не опубликованную, но очевидно перспективную книгу, как это когда-то случилось с «Исчезнувшей». Или раздобыть $10 млн инвестиций в абсолютно новый бренд одежды.

Благовоспитанная южанка стала флагманом голливудского феминизма, активисткой Time`s Up, движения по борьбе с сексуальными домогательствами в среде «синих воротничков», создавшего в том числе $13-миллионный фонд правовой помощи пострадавшим. Вместе с Мэрил Стрип и Стивеном Спилбергом Риз — основной донор этого фонда, ее имя теперь стоит рядом с именами Тины Чен и Нины Шоу, соосновательниц Time`s Up и влиятельных юристов в сфере гендерного неравенства. Она не просто предприимчивая женщина, которая однажды поняла, как благодаря начитанности можно находить роли для актрисы под сорок.

Она создала новые условия игры. Делая что-то для себя, обнаружила, что может делать это для других женщин — того же возраста или старше, белых или цветных, актрис или тех, кто по другую сторону камеры (контракт ее компании с HBO по «Большой маленькой лжи» предусматривал равные правила оплаты для мужчин и для женщин на проекте).

«Она отправилась на поиски воды, — написала недавно Vanity Fair, посвятив Риз Уизерспун свою cover story. — А потом позвала друзей и подруг, они вместе выкопали колодец, проложили трубу. И изменили ландшафт».