Любимая блондинка Голливуда. Как Риз Уизерспун из звезды ромкомов стала одной из самых влиятельных женщин кино

Марина Латышева Forbes Contributor
Кадр из сериала «Большая маленькая ложь» Кадр из сериала «Большая маленькая ложь» Фото HBO
В начале мая Netflix договорился с Риз Уизерспун о работе сразу над двумя романтическими комедиями. Любимая блондинка Голливуда, 44-летняя актриса и продюсер, основательница компании Hello Sunshine в последние годы потрясла мир вместе с HBO («Большая маленькая ложь»), Apple TV+ («Утреннее шоу»), Hulu («И повсюду тлеют пожары»). Уизерспун входит в сотню самых влиятельных женщин планеты по версии Forbes

Лора Джин Риз Уизерспун, обладательница «Оскара», дважды попадавшая в рейтинг Time самых влиятельных людей мира (2006 и 2015 гг.), в прошлом году была признана одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда и оказалась на 90-м месте в списке Forbes в числе наиболее влиятельных женщин планеты. Рост 157 см, волосы светлые, глаза светлые, улыбка тоже очень светлая. В общем, она невероятно симпатичная, с такой хочется жить по соседству — горячие булочки и хорошее настроение гарантированы. Но если присмотреться, за обманчивой внешностью виден стальной характер.

Благовоспитанная южанка

В рейтинге Forbes в графе Self-Made Score у нашей героини стоит восьмерка. Это означает принадлежность к среднему или высшему среднему классу и не унаследованные богатство и влияние, а необходимость добиваться их самостоятельно. Риз — уроженка Нового Орлеана, росла в хорошей семье (папа — преуспевающий лор, мама — профессор). Школа для девочек, церковь, чирлидинг, призы ярмарок талантов и тому подобные радости провинциальной американской жизни — все это было в ее детстве. И тогда же у нее проявились два увлечения, которые ее в итоге и сформируют: актерство и чтение.

В 1991 году, в возрасте пятнадцати лет, Риз пошла на кастинг драмы «Человек на Луне», планируя себе какой-нибудь эпизод, но получила главную роль, мировую прессу и номинацию на Young Artist Award. А спустя пару лет выиграла таки эту премию за «Джека-медведя». В 1990-е все шло как по маслу, год за годом, без простоев: в меру упорный труд, немного везения, драматические фильмы с отличными партнерами — «Страх» с Марком Уолбергом, «Шоссе» с Кифером Сазерлендом, «Сумерки» с Полом Ньюманом. «Жестокие игры» свели ее с Райаном Филиппом. Они обручились, поженились — все было как полагается, с настоящей южной свадьбой в Чарльстоне, — завели двоих детей, девочку и мальчика, через семь лет брака разошлись (последнее словно списано из учебника по психологии семейной жизни, но так оно все и было).

В своих интервью актриса говорила, что в какой-то момент сознательно двинулась в сторону комедии: большие режиссеры признавали ее способности, но вежливо отказывались от сотрудничества, ведь для студий она была никем. Пришлось стать кем-то. Так в ее карьере случился прорыв — «Выскочка» Александра Пэйна. Она вцепилась в возможность работы с Пэйном, хотя поначалу мечтала не о роли маленькой Трейси Флик, на пути к победе на школьных выборах сожравшей своего преподавателя, а о роли ее конкурентки, бунтарки Тэмми. Комедия ли «Выскочка» или фильм ужасов — об этом можно с упоением спорить до бесконечности, но определенно в кадре много смешного, в том числе и благодаря способностям и выдающемуся подбородку главной актрисы. В 2000 году фильм получил номинацию на «Оскар» за сценарий. А Уизерспун — признание критики, несколько важных наград и свою первую номинацию на «Золотой глобус».

После «Выскочки» она, очень уж качественно сыгравшая девочку-монстра, снова стала жертвой стереотипа: студии опасались, что зритель не захочет ее в других амплуа. И все же она добыла себе роль, и в 2001 году на экраны вышла «Блондинка в законе», история беспечной Элль Вудс, которая поехала в Гарвард за вероломным парнем, а нашла там дело всей жизни. В жанровом смысле классическая комедия, полная такой искренности и жизнелюбия, что способна вызвать счастливую улыбку даже у законченного циника. А кроме того, успешно разрушавшая самые разные стереотипы, в первую очередь порочную практику судить по одежке — по розовому костюмчику, туфлям Prada из прошлогодней коллекции, цвету волос и маленькой собачке в сумочке. Далее последовали несколько лет успешных съемок в ромкомах, восьмизначные гонорары, сиквел истории про Элль, статус любимой блондинки Голливуда. В 2005 году — возвращение в драму, кинобиография Джонни Кэша «Переступить черту», где Риз досталась роль Джун Картер, его музы и подруги, и по итогам — «Оскар», «Золотой глобус», приз актерской гильдии Америки и британская BAFTA.

А затем в ее жизни случился многолетний провал. На то, чтобы вернуться в высшую лигу, потребовалось время.

Путь наверх, жизнь наверху

В начале десятых Риз успела поработать с такими режиссерами, как Джефф Николс и Атом Эгоян, фильмы с ее участием появлялись на фестивалях в Каннах и в Торонто. Но от былой популярности остались ошметки, у индустрии не хватало ролей для женщин сильно за тридцать. И тогда она нашла единомышленницу, продюсера Бруну Папандреа, с которой объединила усилия. Так в 2012 году появилась компания Pacific Standard, нацеленная на производство фильмов с сильными женскими персонажами. Первыми были экранизации, «Исчезнувшая» Дэвида Финчера и «Дикая» Жан-Марка Валле, вышедшие в 2014 году. За «Дикую» Уизерспун получила номинацию на «Оскар» и долгожданный статус вернувшейся звезды. Интересно, что у Финчера она тоже сначала планировала сыграть сама, но режиссер хотел другую. Риз легко уступила, продюсерские амбиции оказались сильнее актерских. «По большому счету мне было все-равно, появлюсь я в кадре или нет, — рассказывала она потом Variety. — Когда заполучаешь кого-то уровня Финчера, то надо дать ему право делать то, что он хочет, просто уйти с его дороги».

Сегодня Pacific Standard — часть медиакомпании Hello Sunshine, в которую инвестировали WarnerMedia Entertainment и Лорен Пауэлл Джобс. Она уже занимается не только производством контента, но и, например, курирует «Книжный клуб Риз Уизерспун», насчитывающий миллион подписчиков в социальных сетях и способный сделать обсуждаемую книгу бестселлером. Hello Sunshine со своими проектами штурмом взяла стриминговые платформы. С 2017 года на HBO идет «Большая маленькая ложь», это четыре «Золотых глобуса» и четыре «Эмми». С 2019 года на Apple TV+ — «Утреннее шоу», и ни о каком телепроекте в прошлом году не говорили и не писали больше, чем о нем. Наконец, недавно на Hulu показали сериал «И повсюду тлеют пожары», судя по «сарафану», он может стать событием очередной церемонии «Эмми». Да, все три — экранизации бестселлеров, разумеется.

Кадр из сериала «И повсюду тлеют пожары». (Real by Fake)

И вот самый популярный потоковый сервис мира, Nerflix, последние годы поддерживающий моду на романтические комедии, подписал Риз Уизерспун на два ромкома. Первый, с интригующим названием «У тебя или у меня», — полнометражный режиссерский дебют сценаристки «Дьявол носит Prada» Алин Брош МакКенны, история о двух лучших друзьях, одна из которых однажды решила исполнить мечту всей своей жизни, а другой согласился в это время присмотреть за ее сыном-подростком. Второй — экранизация бестселлера Сары Хейвуд «Кактус» о внезапно забеременевшей 45-летней женщине, вынужденной пересмотреть свою устоявшуюся жизнь. Обе главные женские роли — у Уизерспун. «Риз и ее команда в Hello Sunshine произвели огромное впечатление на всю индустрию, и мы рады, что нашли два потрясающих проекта для сотрудничества с ней», — заявил глава Netflix Films Скотт Стубер.

Да, наверняка будет приятно ощутить легкую ностальгию, увидев Риз Уизерспун в романтической комедии. И все же она давно представляет гораздо больший интерес как фигура закулисная, как кто-то, кто за кадром.

В актуальной сотне Forbes самых влиятельных женщин мира Уизерспун занимает 90-ю строчку с состоянием $240 млн. А по итогам прошлого года была третьей в списке самых высокооплачиваемых актрис планеты, заработав $35 млн. Она занята и другим бизнесом, например продажей женской одежды и аксессуаров собственного бренда Draper James, названного в честь ее бабушки и дедушки. Бренд культивирует южный стиль, яркую и жизнерадостную эстетику, причем сама миллионерша не стесняется использовать собственный образ в рекламе своих простеньких хлопковых платьев. Это так мило! Словно она действительно ваша обаятельная простодушная соседка.

И всем давно понятно, что это не так. Что Уизерспун — зубр, способный заполучить под экранизацию еще не опубликованную, но очевидно перспективную книгу, как это когда-то случилось с «Исчезнувшей». Или раздобыть $10 млн инвестиций в абсолютно новый бренд одежды.

Благовоспитанная южанка стала флагманом голливудского феминизма, активисткой Time`s Up, движения по борьбе с сексуальными домогательствами в среде «синих воротничков», создавшего в том числе $13-миллионный фонд правовой помощи пострадавшим. Вместе с Мэрил Стрип и Стивеном Спилбергом Риз — основной донор этого фонда, ее имя теперь стоит рядом с именами Тины Чен и Нины Шоу, соосновательниц Time`s Up и влиятельных юристов в сфере гендерного неравенства. Она не просто предприимчивая женщина, которая однажды поняла, как благодаря начитанности можно находить роли для актрисы под сорок.

Она создала новые условия игры. Делая что-то для себя, обнаружила, что может делать это для других женщин — того же возраста или старше, белых или цветных, актрис или тех, кто по другую сторону камеры (контракт ее компании с HBO по «Большой маленькой лжи» предусматривал равные правила оплаты для мужчин и для женщин на проекте).

«Она отправилась на поиски воды, — написала недавно Vanity Fair, посвятив Риз Уизерспун свою cover story. — А потом позвала друзей и подруг, они вместе выкопали колодец, проложили трубу. И изменили ландшафт».

рейтинги forbes