Харассмент за кадром: как медиаимперия Эллен Дедженерес оказалась под угрозой из-за домогательств и унижений

Фото FOX via Getty Images
Фото FOX via Getty Images
Впервые успешная женщина в медиа, где и зародилось движение #MeToo, сама стала обвиняемой в деле о харассменте. Что это значит для движения борьбы против домогательств и насилия и чего ждать самой Эллен?

Харассмент — это не всегда про секс. Даже в случае сексуальных домогательств это в первую очередь про власть, но околосексуальными злоупотреблениями харассмент не ограничивается. Профессор экономики из Шведского института социальных исследований Стокгольмского университета Йоханна Рикне говорит, что под определение харассмента попадает нарушение не только физических, но и психологических границ человека: шутки, комментарии, унижающие достоинство человека, пренебрежительные замечания, связанные с внешностью, оскорбительные жесты и так далее. Чаще всего, говоря о домогательствах, мы подразумеваем ущемление прав сотрудников — точнее, сотрудниц — по признаку пола. И токсичную обстановку, допускающую харассмент в коллективе, обычно создают руководители-мужчины. 

Но недавно случился скандал вокруг Эллен Дедженерес и ее знаменитого шоу — оказалось, что сотрудники Эллен подвергаются харассменту: как сексуальным домогательствам, так и унижениям по признаку расы и происхождения. О чем говорит эта новая волна #MeToo: о том, что женщины во главе компаний тоже поддерживают культуру насилия или о том, что женщин проще сделать виноватыми, подменив феминистскую борьбу с домогательствами «охотой на ведьм»?

«Шоу Эллен Дедженерес»: на экране и за кадром

Эллен Дедженерес сама по себе уникальная персона на американском телевидении. В то время, когда экраны страны заполонили комики-мужчины — а это было начало 2000-х, — 45-летняя актриса решилась запустить собственное комедийное шоу. Это было заявление: мало того, что женщина, так еще и немолодая, открытая лесбиянка, да к тому же пытается шутить с экрана! Дедженерес разрушила все стереотипы, и это, видимо, привело к ее успеху.

Конечно, шоу Эллен не возникло из ниоткуда. Еще в 80-х Дедженерес занималась стендапом, и ее выступления показывали по ТВ. В 1982 году Эллен назвали «самой забавной персоной американского развлекательного телевидения» — невероятное достижение для времени, когда женщин в юморе еще практически не было заметно. На волне такой популярности Дедженерес снялась в ситкоме «Эллен», который выходил в эфире с 1994 по 1998 год. Это был сериал на топовом канале ABC, в котором Эллен играла роль «невротичной владелицы книжного магазина средних лет». Рейтинги у него были довольно скромные, зато отзывы критиков — сплошь хвалебные. Благодаря этому ситком продержался на экране аж пять сезонов, а Дедженерес четырежды номинировали на премию «Эмми» за лучшую женскую роль в комедийном телесериале и трижды — на «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в телевизионном сериале. 

Также «Эллен» стал первым сериалом, в котором главная героиня совершает каминг-аут как лесбиянка: это произошло в эпизоде четвертого сезона «The Puppy Episode», серию посмотрело более 40 млн человек. История была такая: еще в феврале 1997 года Дедженерес пришла на шоу Опры Уинфри и рассказала там о своей гомосексуальности. После этого случился всплеск интереса к ситкому «Эллен», и уже в апреле 1997 вышла серия, где героиня тоже признается, что она лесбиянка, своему психотерапевту, которую играет...Опра Уинфри. Вот такая метаирония еще до того, как это стало мейнстримом. Эпизод «The Puppy Episode» стал самым популярным за всю историю сериала, благодаря ему шоу получило две престижные премии «Эмми». Но после ситком не смог поддерживать свои рейтинги, и его закрыли в 1998 году.

А уже в 2001 году, в тот самый год, когда произошли теракты 11 сентября, Эллен Дедженерес сама стала ведущей премии «Эмми». Это был тяжелый эфир с налетом траура, который Эллен вела в черном смокинге — и дополняла его своим черным юмором. Зрителям запомнилась ее шутка: «Что бы еще так взбесило арабов, как лесбиянка в мужском костюме, да еще и в окружении евреев?». После этого успешного эфира Дедженерес еще несколько раз вела такие премии, как «Эмми» и «Оскар».

В 2003 году родилось главное детище актрисы — ток-шоу «Шоу Эллен Дедженерес», которое получило огромные рейтинги, десятки премий «Эмми» и остается популярным по сей день. Эллен постаралась сделать продукт, который отличается от прочих дневных передач на ТВ: вместо перемываний косточек — шутки, песни и танцы вместе со звездами-героями, розыгрыш призов и денежная помощь нуждающимся, которые пришли к Эллен рассказать свою грустную историю. Девиз шоу Эллен: «Повеселитесь немного сегодня днем». На сайте передачи, который постиронически называется Ellentube, публикуются призывы поддержать борьбу Black Lives Matter, помочь пострадавшим от COVID-19 и загрузить смешные видео со своими питомцами. Неужели в рамках такой компании может процветать харассмент?

Сотрудники «Шоу Эллен Дедженерес», бывшие и даже нынешние, говорят, что так и есть. 16 июля они впервые рассказали об этом: 10 бывших и один нынешний работник Эллен анонимно поделились тем, что в медиаимперии Дедженерес процветает токсичная культура, расизм и наказания за уход на больничный. В компании, по словам сотрудников, их затыкают, запрещая жаловаться, — именно поэтому правда только сейчас, на всеобщей волне #MeToo, вышла наружу. 30 июля вышла еще одна заметка: в ней бывшие работники «Шоу Эллен Дедженерес» рассказали, что продюсеры программы прибегали и к сексуальным домогательствам. К самой Эллен прямых претензий вроде бы нет, но весь шквал упреков обрушился на нее: как такая прогрессивная женщина, открытая лесбиянка, высмеивающая стереотипы, могла допустить в своей команде расцвет культуры насилия?

Насилуют мужчины, отвечают женщины

Значительная часть жалоб сотрудников из команды Дедженерес связана с расизмом. Одна девушка рассказала, что продюсер топового уровня сказал, обращаясь к ней и другой афроамериканке: «Ой, у вас у обеих косички. Надеюсь, я вас не перепутаю». А другой сотрудник, сценарист шоу, «пошутил», что запоминает имена только белых коллег.

Но это далеко не самое страшное. Главного сценариста и исполнительного продюсера «Шоу Эллен Дедженерес» Кевина Лемана обвинили в том, что он просил как минимум одну сотрудницу вступить с ним в сексуальную связь, а двух ассистенток щупал за интимные места.

Узнав об этом, Эллен выразила недоумение и шок. Она утверждает, что не знала о происходящем — и обещает исправить ситуацию. Вот что она написала в обращении к сотрудникам, которое она выпустила после публикации жалоб:

«Всем привет, это Эллен. В первый день запуска нашего шоу я сказала всем: «Шоу Эллен Дедженерес» должно быть счастливым местом — таким, где никто не повышает голоса на другого, а все сотрудники относятся друг к другу с уважением. Вероятно, что-то изменилось, и мне жаль слышать, что все пошло не так, как было задумано. За это я прошу у вас прощения. Все, кто меня знает, понимают: обвинения в адрес моего шоу — полная противоположность всему, во что я верю и что я пыталась воплотить в своей программе. 

<...>

Раз мое имя указано в названии шоу, я должна взять ответственность за произошедшее. Мы совместно с Warner Bros. (Эта продюсерская компания выпускает шоу Дедженерес — прим.Forbes), услышав обо всем, тут же начали внутреннее расследование, и мы сейчас предпринимаем шаги, направленные на решение проблемы. Так как моя команда росла по экспоненте, в какой-то момент я перестала все контролировать, мне пришлось делегировать какие-то вещи своим подчиненным в надежде, что они сделают все как надо. Очевидно, некоторые из них не справились с этой задачей. Теперь все изменится — и я обещаю, что ситуация не повторится в будущем».

Это не спасло Эллен от репутационного ущерба: уже после публикации первой порции обвинений рейтинги передачи оказались самыми низкими за все время ее существования — на 29% ниже, чем в тот же период прошлого года. Пока Дедженерес и Warner Bros. не делают по этому поводу публичных заявлений, продолжая внутренние расследования. Мнения людей разделились: некоторые голливудские знаменитости говорят о том, что вздорный характер Эллен — это «известный всем факт», другие, включая Кэти Перри, Эштона Катчера и Алека Болдуина, рассказывают об исключительно приятном опыте общения с Дедженерес.

Эксперты считают, что шоу вряд ли закроют — по крайней мере, до мая 2022 года, когда заканчивается контракт Эллен Дедженерес с Warner Bros. И даже после этого срока будет трудно просто заменить ведущую шоу на другого человека, ведь сама программа держится на личности Эллен. В общем, держать шоу в эфире будут ради рейтингов — если, конечно, они не продолжат столь стремительно падать. Но действия Эллен выглядят достаточно корректными: она признает ответственность, извиняется и обещает провести расследование, поэтому есть шанс, что ее репутация восстановится, а аудитория к ней вернется.

Однако скандал вокруг шоу Дедженерес — это не просто разговор о личности Эллен, какой бы она ни была на самом деле. Это еще и повод задуматься о трансформации #MeToo и прочих феминистских движений, а также реакциях на обвинения со стороны мужчин и женщин.

Мужчины, которые реально занимались харассментом и сексуальным насилием — в частности, продюсер Харви Вайнштейн и бывший CEO Fox News Роджер Айлз — до последнего отрицали все обвинения. В итоге Айлз покинул свою позицию на канале лишь после серьезного общественного давления, и еще и получил $40 млн «отступных» от компании за свою отставку. А Вайнштейн всячески пытался опровергнуть обвинения в суде, уповая на «проблемы со здоровьем», что впрочем не спасло его от приговора к 23 годам тюрьмы.

А теперь посмотрим на женщин. Эллен Дедженерес, которая даже не получала прямых обвинений, сразу же приняла за все ответственность, рассыпалась в извинениях и предложила провести расследование. Или вот российский кейс: Регина Тодоренко, которая по незнанию обвинила жертв насилия в том, что они «сами виноваты», тут же решилась всех рекламных контрактов — и в кратчайшие сроки принесла извинения, перевела 2 млн рублей фонду «Насилию.нет» и сняла качественный фильм о проблеме насилия над женщинами. При этом российский актер Марат Башаров, который сам признавался в насилии над женщинами, продолжает работать, не извиняется и не несет ни наказания, ни особенных репутационных потерь.

Подытожить идею о «развороте» феминистской борьбы с насилием, которая почему-то теперь обернулась против самих женщин, можно словами фемактивистки и медиаменеджера Залины Маршенкуловой. Она получила много критики после того, как недавно в рамках российского #MeToo стало известно о харассменте со стороны Егора Мостовщикова — они с Залиной являются сооснователями медиахолдинга «Мамихлапинатана», где Маршенкулова выступает управляющим партнером. Вот что она ответила на эту критику:

«Забавно, конечно, как любой абсолютно скандал с главным героем-мужчиной всегда пытаются повесить хоть на какую-нибудь женщину. А уж если она феминистка, то желательно сразу ее расстрелять, ведь это она управляет пенисами всех мужчин лично! А уж если она еще и более-менее успешная медиаменеджерка — то раздавим втройне.<...> (Я) почти всю жизнь работаю единственной руководительницей среди мужчин-руководителей — как думаете, всегда ли легко это? Не надо ли меня пожалеть как жертву мощнейшего давления патриархата? И заодно похвалить как выжившую в этой мясорубке? Стало бы лучше женщинам, которым я помогаю, если бы в мясорубке и гадюшнике, особенно присущем сфере медиа, я не выжила?»

Женщины, несмотря на все победы феминизма — все еще угнетаемая группа. До гендерного равенства нам еще примерно сто лет, и поэтому женщинам даже на топовых позициях приходится приспосабливаться, мимикрировать, и иногда, увы, перенимать токсичные практики патриархальной культуры насилия. Мы вряд ли узнаем, насколько «токсичная культура» была создана в команде Эллен Дедженерес и насколько это ее вина, но мы видим на ее примере, что женщины готовы извиняться и менять ситуацию, получив жалобы от своих сотрудников. Кажется, мужчинам пора взять с них пример — вместо того, чтобы организовывать охоту на ведьм под лозунгом «женщины тоже насилуют».