От министра до пленницы ИГИЛ: как режиссер из Украины сняла глобальное исследование о женщинах

На российские экраны выходит «Женщина» — международный проект, собравший рассказы 2 000 героинь из 50 стран, чтобы рассказать, каково быть женщиной сегодня. Пожалуй, это самое масштабное видео-исследование женского вопроса в XXI веке. Рассказываем, почему.

Авторы проекта — Анастасия Микова и Ян Артюс-Бертран. Артюс-Бертран — французский фотограф и документалист, который снял большое количество проектов на общественно-политические и экологические темы. Микова — журналист и режиссер украинского происхождения, много лет живущая во Франции. Она начала работать с Бертраном в качестве редактора еще на документальном цикле «Земля, увиденная с неба», и продолжила как второй режиссер на картине «Человек». Проект «Женщина» стал дебютным для Анастасии, где она выступила в роли первого режиссера.

Вышедший в 2016 году «Человек» стал своебразным исследованием того, что представляет из себя современный Homo sapiens. Зрителю показывали жизни разных людей, мужчин и женщин, часто из стран третьего мира, которые говорили о своих проблемах, трудностях и радостях, условиях жизни. Премьера «Человека» прошла в Генеральной Ассамблее ООН в присутствии более тысячи зрителей. Та же тематика и проблематика относится и к «Женщине»: художественно она является логическим продолжением «Человека».

«Некоторым проектам просто суждено появиться. Так было и с фильмом «Женщина». Во время съемок нашей предыдущей картины «Человек» в 2012-2014 годах, нас сильно тронули разговоры с женщинами. Несмотря на застенчивость и изначальную подозрительность, во время интервью женщины полностью преображались перед камерой и появлялось ощущение, что они ждали этого момента всю свою жизнь, будто для них это было очень важно. Им нужно было высказаться. Но еще больше они хотели быть услышанными», — рассказали авторы журналистам.

Двухчасовой фильм построен на монологах женщин, которые сидят перед камерой и рассказывают о разных аспектах своей жизни. CEO крупной медицинской корпорации и жительница небольшой африканской дерени с традиционным пирсингом и татуировками, королева красоты и пострадавшая от действий ИГИЛ, глава государства и трансгендерная женщина — жизненный опыт 2000 женщин разных национальностей, бэкграунда, культуры, — преломляется и смешивается в этой масштабной документальной работе, которая, с одной стороны, делает каждую из историй уникальной, а с другой — показывает, как много объединяет женщин по всему миру. Их истории наглядно показывают, как много боли, страха и страданий встречается в жизни женщины: с этой точки зрения, фильм более мрачный, чем «Человек», и в каких-то моментах тяжелый.

Особенно тягостное впечатления производят рассказы женщин, попавших в сексуальное рабство или в плен к ИГИЛ. Например, героиня рассказывает, как при ней насиловали девятилетнего ребенка, а она ничего не могла сделать: «Нас обменивали на $5, пачку сигарет или отдавали бесплатно… Я никогда раньше не слышала о том, что девушку можно продать, купить, подарить. Однажды к нам пришли надзиратели. Один из надзирателей ИГИЛ. Он выбрал 9-летнюю девочку. Увел ее наверх. И начал насиловать. А она кричала. И что мы могли сделать? 30 женщин слышали крики 9-летнего ребенка, и даже слова не могли сказать. Мне было 19», — вспоминает она. 

В фильме поднимаются и другие остросоциальные и сложные проблемы: так, здесь рассказываются истории о женском обрезании, домашнем и гендерном насилии, обливании кислотой и нанесении других тяжелых увечий родственниками и партнерами. Женщина с изуродованным лицом справедливо спрашивает, как в XXI веке возможна ситуация, когда муж обливает жену кислотой, потому что не доволен размером приданого?

Также авторы картины обращают внимание зрителя на то, как сложно женщинам зачастую рассказать о пережитом опыте — и не в последгнюю очередь это связано со стигматизацией жертв насилия. «Самым смелым поступком в моей жизни стал момент, когда я публично сказала: «Я была жертвой сексуального насилия и торговли людьми». Я покоряла горы, бежала через пустыни, побила рекорд Гиннеса по триатлону, преодолев 193 километра вплавь, 4719 — на велосипеде и 1183 бегом. Но никогда мне не было так страшно, как когда я впервые сказала об этом вслух. Я столько сомневалась! Едва сказав эти слова, я пожалела о них. Потому что я умирала от страха. Но я справилась. Благодаря этому я стала сильнее, лучше. Я хотела разорвать порочный круг молчания. Сегодня я знаю, именно из-за молчания все это стало возможным. Когда все молчат, насилие цветет пышным цветом... Мы говорим — но вы нас не слушаете. Вы затыкаете нам рты», — говорит одна из героинь. 

В блоке, посвященном домашнему насилию, одна из героинь вспоминает, что когда она пожаловалась раввину, что муж планирует ее убить, тот ответил, «ну он же не бил тебя, у тебя нет синяков и царапин, что ты переживаешь раньше времени». Очень узнаваемая ситуация и для российских реалий, с их знаменитым «будет труп — приедем опишем».

Кстати, в проекте приняли участие и женщины из России и стран постсоветского пространства. Одна из них рассказывает, что с помощью пластической хирургии сделала себе грудь, губы и скулы. А потом признается, что сделала это для себя: «Я так горжусь, что заработала деньги и вложила их в себя, что я ни от кого не завишу, и могу выглядеть так, как всегда мечтала». Другая со слезами рассуждает, как страшно женщине стареть, как быстро проходит жизнь и как тягостно осознавать, что она подошла к завершению. «Старость — злая штука. Она так подкралась незаметно. Вроде еще ж молодой, прыгаешь и бегаешь, а оказывается, ноги ходят с другой скоростью. А однажды утром просыпаешься, поднимаешь руку и видишь, что у тебя кожа-то…какая-то вся в гармошечку. И это не та музыка, что слышать хотелось, не та гармошечка… Старая стала. Не хочется стареть. А хочется быть красивой. Вот я сомневалась, красивая ли я. Молодые все красивые».

Ее слова подтверждают, что из-за социальных и культурных стереотипов, которые до сих пор живы во многих странах, женщина, перешагнув определенный возрастной порог, часто начинает чувствовать себя ущербной, неполноценной, — что куда меньше свойственно ее ровесникам-мужчинам. Однако другая героиня иначе смотрит на вопрос возраста: «Бог позволил мне дожить до преклонных лет и увидеть старость, увидеть, как она проявляется. И хорошо. Я в 15 лет была красотка, и в 30 была красотка, и теперь в 60 тоже красивая. Все хорошо. Я не ощущаю себя старой. Жизнь меня потрепала, конечно, но я не старая».

Еще одна из сложных тем фильма — аборты. Одна из героинь вначале отрицает, что когда-либо делала аборт, стесняясь этого: очевидно, до сих пор говорить об этом публично очень сложно. Потом она зажмуривается и говорит, что один раз сделала аборт и считает, что это было правильное для нее решение в том возрасте и в тех обстоятельствах. Другая героиня со слезами вспоминает, как четыре года назад ее изнасиловали, она забеременела и вынуждена была сделать аборт, но последствия операции ощущает до сих пор. 

Есть в картине и блок, посвященный карьере и профессиональному успеху. Вице-президент канадской компании в области судмедэкспертизы признается, что на пути к успеху копировала поведение мужчин: вела себя активнее, избавилась от застенчивости, предлагала идеи и аргументировала принятие определенных решений, делала так, чтобы ее услышали. Когда она уходила с работы, на прощальном вечере один из ее коллег озвучил ее зарплату, и это вызвало непонимание со стороны коллег: «Самое смешное, что оказалось, что мне платили больше всех. Страшный скандал! Конечно, всегда есть кто-то, кому платят больше других. Но тут вдруг этим кем-то была женщина. Получается, я с умом распорядилась теми картами, что у меня были».

Женщина-министр одной из стран Африки рассказывала о том, как ее коллеги проводили рабочие встречи поздно ночью, что для нее как для жены и матери в своей культурной среде было совершенно неудобно, но она вместе с тремя другими коллегами-женщинами не только ходила на все собрания, но и вызывалась быть секретарем этих встреч, чтобы показать, что они ни в чем не уступают мужчинам, даже если и приходится заканчивать в час ночи.

Многие женщины отмечали, что для достижения успехов в карьере им нужно выкладываться на 200 процентов по сравнению с мужчинами. При этом в ситуации декрета или рождения детей их просят попытаться доказать свою лояльность компании или уйти: «Я ушла в первый декрет радостно и наивно. Я была прекрасным сотрудником. Но когда я вернулась на работу, мои иллюзии развеялись. Один мой начальник сказал мне открытым текстом: «Ты хороший сотрудник, но ты не представляешь, насколько ребенок изменит твою жизнь. Вот увидишь». И добавил:  «Докажи нам, что мы можем на тебя рассчитывать». И вместо того, чтобы дать ему отпор, я словно застыла. Про себя я подумала: «Так вот как женщины узнают, что все кончено». Меня вытащил из этого один коллега. Он увидел, что на мне лица нет, и я ему все рассказала. Он был в шоке. Он сказал: «Что за бред! Возмутительно!» Этот мужчина дал мне силы рассердиться и понять, что это несправедливо. Если бы не он… Я бы приняла свой приговор».

С 15 октября фильм «Женщина» можно увидеть в Центре документального кино в Москве. После проката картина будет доступна на онлайн-платформе Nonfiction.film.