К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Исследование: только в 1% статей об экономике можно встретить комментарии предпринимательниц

Фото Getty Images
А упоминания женщин в качестве экспертов можно встретить в 10% статей. При этом мужчины-предприниматели выступают с комментариями в каждой третьей статье на экономические темы. Женщины вообще реже, чем мужчины, выступают как эксперты в материалах российских СМИ — к такому выводу пришли авторы исследования, проведенного проектом She is an expert

Проект She is an expert провел первое в России исследование видимости женщин в медиа. В ходе анализа были рассмотрены материалы 244 русскоязычных изданий. Анализировались материалы по темам образования, экономики, политики и пандемии. Источниковую базу предоставила компания Factiva (подразделение Dow Jones).

Авторы исследования пришли к выводу, что в русскоязычных медиа женщинам дается меньше возможностей, чем мужчинам. Только 19% статей о политике, экономике и пандемии упоминают женщин в роли экспертов. Комментарии женщин приводятся только в 8% текстов (реже всего — в статьях об экономике: для них этот показатель составляет 5%) — в пять раз меньше, чем комментарии мужчин.

Чаще всего женщины фигурируют в статьях об образовании (82% женщин работают именно в этой сфере, 25% статей на эту тему содержат упоминания женщин). Несмотря на то что 79% работающих женщин, по данным Росстата, заняты в сфере здравоохранения, их упоминания встречаются лишь в пятой части всех экспертных комментариев по теме пандемии. Реже всего женщины фигурируют в текстах об экономике: в 10% статей. В 9% статей они упоминаются как эксперты, в 4% — как предпринимательницы.

У предпринимательниц реже всего берут комментарии. Высказывания женщин, управляющих бизнесом, цитируются только в каждой сотой статье на экономическую тематику, в то время как высказывания мужчин-предпринимателей можно встретить в каждой третьей.

Комментарии женщин-экспертов встречаются в 10% статей о пандемии (для мужчин этот показатель составляет 50%), в 10% статей об образовании (мужчин — в 36% статей) и в 5% статей об экономике (мужчин — 59%).

Комментарии женщин в среднем короче, чем комментарии мужчин.

Реклама на Forbes

Авторство более чем половины выбранных текстов исследования неизвестно. Однако в большинстве случаев женщин в качестве экспертов отмечают авторы-женщины (22%), в статьях, написанных мужчинами, частота упоминаний женщин-экспертов — 15%.

Феминитивы встречались только в 0,02% проанализированных материалов (как правило — в материалах, написанных женщинами). Чаще всего это были такие слова, как «руководительница», «экспертка» и «предпринимательница». Термины «руководительница» и «руководитель» по отношению к женщинам чаще всего упоминаются в текстах о политике (36% и 48% соответственно) и пандемии (25% и 38% соответственно). Слово «предприниматель» по отношению к женщинам обычно фигурирует в политических новостях (54%), тогда как «предпринимательница» — в текстах об образовании (15%) и пандемии (48%).

«Мы не замечаем, как употребляем феминитивы»: лингвист Ирина Фуфаева — об «авторках», «лекторшах» и «адвокатессах»

В своих экспертных комментариях женщины, как и мужчины, в большинстве случаев употребляют местоимения «мы» и «они». Однако чаще, чем мужчины, употребляют местоимение «я». Как полагают авторы исследования, это обусловлено тем, что комментарии женщин часто воспринимаются как более субъективные, тогда как высказывания мужчин могут стереотипно представляться как более объективные. «Наши результаты показывают, что до полного равенства и равного представительства профессионалов мужчин и женщин в СМИ понадобится время и серьезные усилия», — говорят исследователи.

She is an expert — платформа для поиска женщин-экспертов в различных областях. Глобальная цель проекта — обеспечить женщинам, производящим знание, репрезентацию в публичном поле на равных с мужчинами.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021