К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

«Директор по мщению»: как эмигрантка из Польши стала главной по коммуникациям в Disney

Фото The Walt Disney Company
Женя Муха переехала в Нью-Йорк в 9 лет. Там она быстро стала Зеньей Мукой и сразу после колледжа начала строить карьеру в PR. Почти 20 лет назад она возглавила коммуникации Disney: за это время руководство компании менялось, но Мука оставались на своей должности, зарабатывая в год до $4,9 млн. Недавно стало известно, что она покидает компанию. Рассказываем о необычном карьерном пути и достижениях Муки

Из польской деревни в правительство Нью-Йорка

Будущая «железная леди» корпорации Disney родилась в 1957 году в деревне на севере Польши у родителей украинского происхождения, которые в годы Второй мировой оказались в нацистских трудовых лагерях. Первые 9 лет Женя Муха жила в доме без канализации, пишет The New York Times. Затем ее жизнь резко изменилась: семья эмигрировала в Нью-Йорк, где отец Жени устроился копателем могил на кладбище (впоследствии он стал садовником), а мать работала ночным сторожем в штаб-квартире ООН.

Можно представить, насколько непросто деревенской девочке было адаптироваться в новой языковой среде, да еще и в одном из крупнейших мегаполисов мира. Наверное, именно тогда выковался ее стальной характер, с которым впоследствии пришлось познакомиться многим американским журналистам. Женя Муха (теперь уже Зенья Мука) окончила Католическую школу Св. Георгия в Ист-Сайде и поступила на политолога в Бруклинский колледж. Параллельно она устроилась в PR-отдел сети супермаркетов Gimbles.

Жертва перемен: почему Disney закрыл студию Blue Sky, создавшую «Ледниковый период» и «Роботов»

Реклама на Forbes

После колледжа Мука нашла работу на стыке политологии и PR. Она стала директором по коммуникациям в штабе республиканца Эла Д’Амато, которому тогда удалось избраться в Сенат от Нью-Йорка — традиционной вотчины демократов (с тех пор ни одному однопартийцу Д’Амато это достижение повторить не удалось). Успех обеспечил Муке карьерный рост: в последующие годы она работала в штабах кандидатов в президенты Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего, а затем заняла пост директора по коммуникациям и старшего политического советника при губернаторе Нью-Йорка Джордже Патаки.

Уже в те времена она получила известность благодаря железной хватке и острому языку. Нью-йоркские журналисты называли ее «воинственной принцессой», «директором по мщению» и даже «губернатором Зеньей». Однако связывать с коммуникациями в сфере политики свою жизнь Мука не собиралась — напротив, хотела отдохнуть от политики.

В 2001 году 44-летняя Мука ушла с госслужбы и стала старшим вице-президентом по коммуникациям телеканала ABC, который входит в империю Disney. Зарплата ее при этом утроилась (в городской администрации ей платили $148 000 в год). Уже через год ее перевели в головную компанию, тоже на пост коммуникационного директора — и дочь украинских эмигрантов быстро поняла, что в корпоративном мире борьбы ничуть не меньше, чем в политике. Хотя начало было забавным: как и у всех вновь пришедших топ-менеджеров Disney, ее первым заданием было пройтись по Диснейленду в костюме одного из мультперсонажей и пофотографироваться с посетителями.

Несказочный Disney

Выход Зеньи Муки на новую должность совпал с волнениями внутри компании: тогдашний CEO Disney Майкл Айзнер столкнулся с мощной внутренней оппозицией во главе с Роем Диснеем. Племянник Уолта, занимавший пост консультанта компании, обвинял Айзнера в вялом развитии анимационного подразделения корпорации и тематических парков, а также в том, что Майкл делает из Disney «жадную, бездушную компанию». В марте 2004 года на ежегодном собрании акционеров 43% из них проголосовали против переизбрания Айзнера в совет директоров.

Директор по коммуникациям защищала своего шефа всеми доступными способами. Когда консультанты Glass, Lewis & Co. посоветовали акционерам выступить против Айзнера, Мука назвала их «выскочками, пытающимися привлечь общественное внимание». Кроме того, она прислала корреспонденту New York Times Magazine Деборе Соломон два десятка электронных писем с информацией об ошибках и провалах самого Роя Диснея. Ошеломленная Соломон назвала это «потоком пропаганды в советском стиле».

Несмотря на все эти усилия, в начале 2005 года Айзнеру все же пришлось уйти в отставку. Мука, впрочем, отлично сработалась и с его сменщиком, Робертом (Бобом) Айгером, став для него незаменимым помощником.

Многие из коллег Зеньи отмечают ее несомненные таланты в антикризисном менеджменте. И ей действительно бесчисленное количество раз приходилось разруливать сложные ситуации, руководствуясь главным принципом — сохранить репутацию компании любой ценой. Если при ее предшественнике официальные лица Disney часто отделывались лаконичным «Без комментариев», то Мука ввела правило содержательно отвечать на все журналистские вопросы. Правда, в ответ она требовала от прессы максимум сотрудничества.

«Внутренний питбуль»

Так газета The Los Angeles Times назвала способность Муки мертвой хваткой вцепляться в журналистов, опубликовавших или собирающихся опубликовать что-то, что ей не нравилось. Самой LA Times пришлось испытать нападение «внутреннего питбуля» Муки в 2017 году, когда газета опубликовала серию критических репортажей о сотрудничестве Disney с властями калифорнийского города Анахайм, где находится старейший и крупнейший Диснейленд. В ответ корпорация перестала приглашать корреспондентов издания на свои пресс-показы, но вынуждена была дать задний ход после того, как из солидарности с коллегами их начали бойкотировать другие журналисты.

В том же году разразился скандал вокруг Джона Лассетера, главы студии Pixar и подразделения Disney Animation. Издание The Hollywood Reporter процитировало на условиях анонимности слова одной из сотрудниц, обвинявшей его в домогательствах. Лассетер публично покаялся в непозволительном поведении и взял саббатикал, после которого ушел из компании. Пресс-служба Disney сначала выпустила максимально сглаженный релиз о своей приверженности «атмосфере, в которой все сотрудники пользуются уважением», и похвалила Лассетера за «откровенность и искренние извинения». Однако по мере развития скандала спикер корпорации обвинила журналистов в использовании сомнительных анонимных источников и распространении слухов.

«Мы 30 лет ничего не производили»: глава «Союзмультфильма» о том, почему российская анимация отстает от мировой, и что с этим делать

Педантичность Муки порой доходила до мелочей. Одно из электронных писем, отправленных редактору все того же издания The Hollywood Reporter, гласило: «Не вполне понимаю, почему вы, цитируя слова Боба [Айгера], написали «gonna» вместо «going to». Он так не выражается. Пожалуйста, исправьте. Спасибо».

«С ней можно говорить до посинения и не сдвинуть ее с занимаемой позиции ни на йоту», — говорит Кевин Брокман, возглавлявший под началом Муки отдел коммуникаций в ABC. Добавляя, что она «будет настаивать на своем, пока текст не будет написан — а потом перейдет к следующему».

Железная леди

В течение последних 19 лет топ-менеджеры Disney, включая исполнительного директора, приходили и уходили, но Мука продолжала управлять PR-отделом из 500 сотрудников. Ее авторитет в преимущественно мужским руководстве корпорации рос, а влияние распространялось за пределы сферы коммуникаций. Она сыграла важную роль в поглощении Pixar, Marvel и Lucasfilm. А когда в 2016-м в Disney задумались также о покупке Twitter, высказалась против — мол, в этой соцсети слишком много сомнительного контента, в том числе порнографического. Боб Айгер в итоге согласился с ней.

Имея большой опыт работы в политике, Мука приложила все усилия, чтобы корпорация в нее никаким образом не вовлекалась. Например, когда в марте многие голливудские звезды (среди них Марк Хэмилл, сыгравший Люка Скайуокера в «Звездных войнах») и медиакомпании (в том числе CBS) высказались против реформы избирательного законодательства в штате Джорджия — по мнению демократов, она дискриминирует бедные слои общества и этнические меньшинства — в Disney предпочли отмолчаться.

Впрочем, в других случаях Мука присоединяла голос Disney к борьбе за права людей с разным цветом кожи и сексуальной ориентацией. В прошлом году корпорация поспешила осудить убийство Джорджа Флойда и даже оперативно пожертвовала $5 млн организациям, борющимся за расовую справедливость. Широкую огласку на Западе также получила покупка Барбарой Стрейзанд акций Disney в подарок шестилетней дочери Флойда.

Реклама на Forbes

К заслугам Муки относят и создание официального международного фан-клуба Disney «D23», в котором состоят жители 50 штатов США и 35 других стран. В 2012 году она получила премию Matrix от Нью-Йоркской ассоциации женщин-коммуникаторов, а в 2017-м авторитетный отраслевой журнал PRWeek включил ее в свой «Зал славы».

Новые перспективы

В конце прошлого года Роберт Айгер объявил, что покидает пост CEO Disney, уступая его своему заместителю Бобу Чапеку. Американская пресса и эксперты немедленно принялись обсуждать, что это означает для корпорации, в частности, будут ли другие крупные кадровые перестановки. На этом фоне в середине июля прогремела новость: Зенья Мука тоже уходит. Она не будет продлевать свой контракт, по которому ее зарплата в 2020 году составила $4,9 млн, и в конце 2021-го перестанет руководить коммуникациями в Disney.

«Для многих из нас вызовы, связанные с жизнью и работой в эру локдаунов и карантинов, открыли неожиданную счастливую возможность посмотреть свежим взглядом на свои перспективы, на то, что для нас действительно важно и куда мы хотим двигаться дальше в свете этого, — цитирует The New York Times письмо, которое Мука разослала сотрудникам компании. — После долгой работы на должностях, которые требуют полной отдачи в режиме 24/7, больше всего я сейчас хочу иметь возможность сконцентрироваться на том, чем всегда хотела заняться вместе с семьей и друзьями, но до сих пор не могла из-за постоянной нехватки времени».

Опытный коммуникатор, Мука не стала рассказывать, каким именно делам намерена себя посвятить. Но, зная ее характер и энергичность, можно предположить, что едва ли речь идет о тихой жизни на пенсии. На момент ухода ей будет 65–66 лет — возраст, когда впереди может быть еще немало интересных проектов.

Что же касается корпорации Disney, она пока не нашла замену своей «железной леди» на условиях анонимности — во всяком случае, официально. Одним из вероятных кандидатов считается Пол Рэдер, начинавший в 2001 году как ассистент Муки и доросший до роли главного по коммуникациям в Walt Disney Studios, ключевом подразделении корпорации, которое выпускает игровые и анимационные фильмы. Но возможно, что на этот пост пригласят и кого-то со стороны.

Реклама на Forbes

Boeing, Netflix, Pfizer: какими компаниями управляют самые перспективные женщины-руководители

Boeing, Netflix, Pfizer: какими компаниями управляют самые перспективные женщины-руководители
Фотогалерея «Boeing, Netflix, Pfizer: какими компаниями управляют самые перспективные женщины-руководители»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021