К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes
Уже второй год Forbes Woman составляет список компаний, которые создают лучшие карьерные условия для своих сотрудниц. Это единственный в стране рейтинг, который отражает принципы гендерного равенства на корпоративном уровне. В этом году в десятку лидеров вошло шесть международных компаний и сразу три российских банка

Как мы считали?

C помощью сервиса Yandex Wordstat мы изучили поисковые запросы на вакансии в компаниях, входящих в рейтинг РБК-500. 150 компаний с наибольшим количеством запросов мы включили в лонг-лист и разослали им анкету. Кроме того, мы опубликовали анкету на сайте Forbes.ru, так что любая компания со штатом более 250 человек могла заполнить ее и поучаствовать в рейтинге. Недостающую информацию мы брали в открытых источниках. 

Чтобы оценить условия для работы женщин в компаниях, мы определили 18 метрик, сформировали из них пять блоков и назначили вес каждого: гендерный состав (25%), оплата труда (25%), карьерные возможности (25%), корпоративные программы (15%), особые заслуги (10%).

Методика рейтинга учитывает не только соотношение мужчин и женщин в менеджменте компаний, но и то, какую долю составляют женщины среди 10% самых высокооплачиваемых сотрудников, а также среди сотрудников, получивших повышение в 2020 году, проводит ли компания аудит для выявления гендерного неравенства в оплате труда, есть ли в ней отдельный сотрудник, отвечающий за Diversity & Inclusion, существуют ли квоты для женщин в совете директоров и какие корпоративные и благотворительные программы, ориентированные на женщин, компания поддерживает. При этом наивысшие баллы получают не те компании, в которых женщины занимают больше управленческих постов или зарабатывают больше мужчин, а те, где созданы равные условия для обоих полов.

Для оценки корпоративных программ и того, как они влияют на комфорт женщин на рабочем месте и развитие их карьеры, мы пригласили экспертов: старшего партнера консалтинговой компании Korn Ferry в России и СНГ Маргариту Кошман и партнера EY и руководителя программы «Деловые женщины» Софию Азизян. Во избежание конфликта интересов, эксперты оценивали программы вслепую, то есть не зная названий компаний.

Первое место по результатам подсчетов второй год подряд заняла «Данон». Ее пример, наряду с другими международными промышленными компаниями, показывает, что можно добиться успехов в достижении гендерного равенства в любой отрасли, если последовательно идти к этому на протяжении многих лет. Программа EVE — трехдневные лидерские курсы для женщин — запущена Danone во Франции еще в 2010 году и до сих пор работает, расширяя свою географию и увеличивая количество компаний-партнеров. Информация о доле женщин-руководителей в компании открытая и публикуется на официальном сайте среди ключевых цифр бизнеса. В 2020 году производитель достиг цели — 30% женщин в советах директоров и топ-менеджменте, после чего взял на себя новое обязательство — достигнуть гендерного равенства в руководстве к 2025 году. 

Другая французская производственная компания, «Рено», тоже последовательно ставит цели по повышению количества женщин в топ-менеджменте — они утверждены до 2050 года, планы действий прописаны по всем странам присутствия. Цель — 32% женщин среди управленцев, поставленная на 2021 год, уже достигнута. Кроме того, компания регулярно проводит внутренние аудиты, отслеживая распределение зарплаты и премий между сотрудниками разного пола, долю женщин среди нанятых сотрудников и т. д.

Российские промышленные компании в рейтинге тоже есть. Некоторые из них в своих анкетах подчеркивали, что российское трудовое законодательство ограничивает участие женщин в тех видах работ, где есть опасные, вредные и тяжелые условия труда (а именно такие работы предполагают повышенную оплату). Это сказывается не только на средней зарплате мужчин и женщин, но и на гендерном составе руководства. Естественным образом женщины в тяжелых отраслях не попадают на стартовые позиции и, соответственно, не строят там дальнейшую карьеру. 

Очевидно, что компаниям, сталкивающимся с такими ограничениями, для достижения гендерного баланса приходится делать намного больше, чем тем, у кого таких ограничений нет. В октябре 2020 года «Сибур» начал работу по созданию комплексной программы в области Diversity & Inclusion, интегрированию принципов D&I в основные документы, корпоративные практики и отчетность. В рамках стратегии устойчивого развития компания ставит цель — до 2025 года вдвое увеличить долю женщин в правлении. Госкорпорация «Росатом» в 2020 году присоединилась к Глобальному договору ООН (UN Global Compact), который предполагает раскрытие показателей по оплате труда женщин и мужчин на ежегодной основе. На каждом предприятии «Росатома» есть кураторы, занимающиеся вопросами социальной политики, в частности предоставления льгот женщинам, уходящим в декрет, молодым матерям и т. п.  

Социальная политика — сильная стороны российских промышленных компаний, и их усилия, направленные на повышение комфорта женщин на рабочем месте, отмечают эксперты нашего рейтинга. Так, «Росатом» и «Сибур» получили одни из самых высоких оценок за свои корпоративные социальные программы. У обеих компаний в фокусе финансовая поддержка беременных сотрудниц и сотрудниц с детьми, предоставление санаторно-курортного лечения для семей работников, организация детского отдыха.

Самые высокие оценки за совокупность социальных и лидерских программ — у возглавившей рейтинг компании «Данон» и двух российских банков, Альфа-банка и Сбербанка, вошедших в первую десятку. В Альфа-банке есть специальные программы для развития soft skills сотрудниц, компания борется с дискриминацией женщин в IT и проводит конференцию «У профессионализма нет пола» для работающих в технологической сфере. Любая сотрудница банка может анонимно написать на специальный email-адрес о случаях харассмента или несправедливого отношения со стороны коллег-мужчин. Сбербанк активно занимается вопросами адаптации и реинтеграции сотрудниц после декретного отпуска, для женщин-руководителей доступны специализированные программы по темам женского лидерства в лучших бизнес-школах мира (Лондонской школе бизнеса, Йельской школе менеджмента и др.).

Еще один банк, вошедший в первую десятку, «Тинькофф», получил высокие оценки по совокупности метрик. В компании есть программы для женщин по лидерству и карьерному коучингу в рамках Tinkoff Management Camp, проводятся отдельные тренинги по переговорам. В руководстве банка есть квоты для женщин. Средняя зарплата мужчин и женщин в компании почти не различается, по показателю «равная оплата труда» «Тинькофф» является одним из лидеров рейтинга. 

Новой метрикой в этом году стало изучение публичной позиции компании и ее руководства по гендерному вопросу. Мы учитывали эти факторы в категории «особые заслуги» (в частности, публичные высказывания основателя группы «Тинькофф» Олега Тинькова в отношении женщин, сделанные в 2016–2017 годах, а также рекламные кампании Альфа-банка с рэпером Моргенштерном, вызвавшие негативную реакцию общества). Однако определяющими критериями попадания в рейтинг все равно остаются именно условия, которые создаются для сотрудниц внутри компании. 

Еще одно нововведение — изучение мер, которые компании применяли в отношении своих сотрудниц в пандемию. Самоизоляция, переход на удаленку, закрытие школ и детских садов перечеркнули усилия по достижению гендерного равенства последних лет, и тем интереснее было выяснить, противодействовал ли бизнес этому разрушительному процессу.

Маргарита Кошман

Старший партнер консалтинговой компании Korn Ferry в России и СНГ

В России появляется все больше практик, направленных на улучшение рабочей среды для молодых мам, обеспечение более раннего и комфортного выхода из отпусков по уходу за ребенком, создание условий для совмещения работы и заботы о маленьких детях. При этом есть практики, которых очевидно недостаточно. Прежде всего это относится к вопросу перехода женщин с более низких уровней в организации на лидерские позиции. Печалит тот факт, что в крупных российских компаниях по-прежнему очень мало женщин СЕО. Поэтому особое внимание стоит уделить корпоративным программам, которые помогают женщинам стать лидерами высокого уровня.

Здесь очень важны ролевые модели, необходимо формировать у женщин эмоциональную уверенность, что они могут совмещать руководящие позиции и социальные роли супруги, матери и дочери. Также важно развивать лидерские навыки, учить женщин преодолевать невзгоды и трудности, работать в режиме многозадачности, быть эмпатическими лидерами. Хотелось бы видеть не общие обучающие курсы, а конкретные практики, направленные на устранение выявленных пробелов в лидерских компетенциях у женщин, в том числе у тех, кто находится на более высоких уровнях. Таких практик еще мало, поэтому каждая из них особенно ценна, и хочется, чтобы компании о них знали и внедряли у себя. Надеюсь, что в следующем рейтинге мы увидим больше именно таких практик.

София Азизян

Партнер EY и руководитель программы «Деловые женщины»

Женщинам не нужна жалость, им нужны равные возможности, а также гибкая политика компании тогда, когда необходимо совмещать карьеру и роль родителя. После рождения ребенка работающей женщине важна не только финансовая поддержка, но и реинтеграция в рабочий процесс по окончании декретного отпуска. Во многих компаниях такая практика уже есть. Кроме того, начинают появляться образовательные программы, женские сообщества, менторские и коучинговые программы. Однако реальные плоды они приносят в тех компаниях, где проблема гендерного баланса в фокусе высшего менеджемента, а не только HR-отдела. Корпоративные программы, ориентированные на женщин-сотрудниц, будут работать, только если достижение гендерного равенства заложено в KPI руководства.

Данон

Данон

Гендерный состав: 20,4

Равная оплата труда: 21,5

Карьерные возможности: 20,8

Корпоративные программы: 15

Особые заслуги: 7,1

Французская компания «Данон», один из лидеров производства молочных продуктов, прославилась внедрением в широкую торговлю современного символа здорового питания — йогурта. В России «Данон» с 1992 года, владеет 13 заводами в разных регионах страны. Компании принадлежат бренды «Простоквашино», «Активиа», Actimel, «Растишка», «Тёма», «Даниссимо», Danone, «Био Баланс», «Актуаль» и др. Первое место в рейтинге (уже второй год подряд) компания получила благодаря последовательному соблюдению гендерного баланса в руководстве, старшем и среднем менеджменте и широким карьерным возможностям. У женщин средняя зарплата выше. «Данон» ежегодно анализирует разницу в оплате труда мужчин и женщин в разных разрезах, по грейдам и по городам, и держит в фокусе этот вопрос при ежегодном пересмотре заработной платы сотрудников. В рамках международного движения LEAD Network, продвигающего гендерное разнообразие на потребительском рынке и в ретейле, компания взяла на себя обязательство по достижению гендерного равенства в советах директоров и топ-менеджменте к 2025 году.

В рамках глобальной программы EVE компания пересмотрела проблему карьерного барьера для женщин. Для борьбы с этой проблемой компания принимает меры внутри (борьба с поведенческими стереотипами на работе) и вовне (управление карьерой и инклюзивная организация).

Во время пандемии коронавируса женщинам в компании оказывалась особая поддержка — предоставлялся дополнительный отпуск до 14 календарных дней тем, кому нужно было присматривать за ребенком в период закрытия детских садов и школ. Летом 2020-го компания организовала онлайн-лагерь для детей сотрудников, чтобы занять их, пока родители работают.

Группа Тинькофф

Группа Тинькофф

Гендерный состав: 18,5

Равная оплата труда: 23,1

Карьерные возможности: 22,8

Корпоративные программы: 11,9

Особые заслуги: 8

Это первый российский банк, который отказался от отделений. Сегодня онлайн обслуживается более 13 млн клиентов. Публичная компания, акции группы TCS Group, в которую входят Тинькофф Банк и «Тинькофф Страхование», торгуются на Лондонской фондовой бирже. Выручка группы за 2020 год составила 195,8 млрд рублей. На высокую позицию в рейтинге попала благодаря минимальному разрыву в средних зарплатах мужчин и женщин. Один из лидеров рейтинга в категории «равная оплата труда». Кроме того, 39,5% IT-специалистов и сотрудников инженерных специальностей в компании составляют женщины. В рамках корпоративного конкурса социальных инициатив выдала грант проекту по личной безопасности и самообороне для женщин, который реализуется и для сотрудниц «Тинькофф», и для внешних слушательниц.

Procter & Gamble

Procter & Gamble

Гендерный состав: 20,8

Равная оплата труда: 21,8

Карьерные возможности: 17,4

Корпоративные программы: 8,8

Особые заслуги: 10

Procter & Gamble — американская транснациональная компания, один из лидеров рынка потребительских товаров. Ее продукция выходит под брендами Pampers, Ariel, Tide, Fairy, Always, Tampax, Braun, Gillette, Head & Shoulders и др. В России представительство P&G появилось в 1991 году. Сейчас в нашей стране компании принадлежат четыре региональных офиса и два завода. P&G публично выступает за гендерное равенство, организует рекламные и образовательные кампании с целью борьбы с гендерными стереотипами. Для сотрудниц с маленькими детьми или в ожидании ребенка в компании предусмотрен гибкий график работы. Отцам предоставляется восемь недель оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком вне зависимости от того, находится ли в этот момент в отпуске по уходу за ребенком мать.

ИКЕА

ИКЕА

Гендерный состав: 18,5

Равная оплата труда: 22,8

Карьерные возможности: 21,7

Корпоративные программы: 7,5

Особые заслуги: 7,1

Компанию ИКЕА в 1943 году создал швед Ингвар Кампрад. В 2015 году он занял 497-е место в глобальном рейтинге миллиардеров Forbes, а в 2016-м был исключен из списка, поскольку передал свои активы сыновьям. Кампрад умер в январе 2018-го. У компании более 440 магазинов в 50 странах и более 45 торговых центров в Китае, Европе и России. Управляющая большинством из них нидерландская Ingka Group состоит в Международной коалиции по равной оплате труда (EPIC) и к концу 2021 года планирует достичь равенства в оплате равноценного труда. В ИКЕА этот подход сформулировали так: Inclusion is everyone's responsibility («Инклюзия — ответственность каждого и достояние каждого»): для лидеров на всех уровнях проводится обязательное обучение по направлению многообразия и инклюзивности. В России компания поддерживает социальный проект «Чудо мамы» в Казани и проект по социальному предпринимательству в Малом Турыше (Свердловская область), где работают деревенские женщины.

Альфа-банк

Альфа-банк

Гендерный состав: 14,7

Равная оплата труда: 22,8

Карьерные возможности: 14,8

Корпоративные программы: 15

Особые заслуги: 8,6

В банковскую группу Альфа-банка входят ABH Financial, АО «Альфа-банк», а также банки на Украине, в Казахстане и Белоруссии. На конец 2020 года совокупные активы группы оценивались в $61,9 млрд. Ежегодно около 40% женщин, работающих в банке, проходят обучение во внутрикорпоративном университете «Альфа-Академия». Для сотрудниц компании предусмотрены бесплатные программы по ведению беременности и родов по договору ДМС, причем страховой полис действует на протяжении всего декретного отпуска. В офисах есть «комнаты родителя и ребенка», которыми могут воспользоваться не только мамы, но и папы. Женщины могут анонимно сообщить о харассменте на рабочем месте и несправедливом отношении со стороны коллег-мужчин.

Сбербанк

Сбербанк

Гендерный состав: 17,4

Равная оплата труда: 19,4

Карьерные возможности: 16,6

Корпоративные программы: 14,6

Особые заслуги: 7,1

Сбербанк является одним из крупнейших работодателей России. Сегодня в компании работает 276 068 человек, женщины составляют 68%. Сбербанк, помимо обширной социальной активности в отношении diversity, разрабатывает программы адаптации и реинтеграции для женщин. Например, предусмотрено сохранение доступа к рабочим системам во время декрета, есть возможность работать по измененному графику, а также пройти профессиональную переподготовку. Женщины-руководители могут обучаться на специализированных программах по темам женского лидерства в лучших бизнес-школах мира (Лондонской школе бизнеса, Йельской школе менеджмента и др.).

Adidas

Adidas

Гендерный состав: 16,1

Равная оплата труда: 24,4

Карьерные возможности: 21,5

Корпоративные программы: 7,1

Особые заслуги: 5,7

Компания основана в 1949 году в Германии Адольфом Дасслером (его брат Рудольф в том же году создал компанию Puma). Сегодня Adidas является вторым по величине производителем спортивной одежды, обуви и аксессуаров в мире с годовым оборотом $22,6 млрд. В российском отделении компании работает свыше 7000 сотрудников, более половины из них — женщины.

В рейтинге лучших компаний для женской карьеры Adidas выделяется гендерным равенством в составе правления и оплате труда. В компании предусмотрены программы сопровождения беременности и родов для офисных сотрудниц менеджерского уровня, а также программы поддержки для выхода из декрета: сотрудникам предоставляется наставник, оказывается психологическая помощь, составляется индивидуальный график работы. Компания поддерживает женскую сборную России по футболу, первую женскую футбольную школу в стране GirlPower FC и футбольную академию для девочек GirlPower Kids.

Делойт

Делойт

Гендерный состав: 14,3

Равная оплата труда: 21,2

Карьерные возможности: 19,5

Корпоративные программы: 11

Особые заслуги: 8,6

«Делойт» — международная сеть компаний, оказывающих услуги в области консалтинга и аудита. Компания была основана Уильямом Уэлшем Делойтом в 1845 году в Лондоне. К 1990 году произошло слияние с нью-йоркской компанией Touche, Niven & Co. и токийской бухгалтерской фирмой Tohmatsu Awoki & Co. С 1993 года компания носит название Deloitte Touche Tohmatsu. В России является частью компании «Делойт» в Содружестве независимых государств (СНГ) и входит в «Делойт Туш Томацу Лимитед» (ДТТЛ). Офисы компании работают в девяти странах СНГ, а также в Грузии и на Украине, в них трудоустроено более 3800 человек. В СНГ «Делойт» вместе с образовательным проектом SelfMama запустила Accelerator — программу поддержки женщин в декрете и помощи в профессиональном развитии. В России компания также создала специальный клуб «Работающие родители».

Марс

Марс

Гендерный состав: 20,4

Равная оплата труда: 20,6

Карьерные возможности: 17,8

Корпоративные программы: 10,6

Особые заслуги: 2,9

Компания, основанная в 1911 году Фрэнком Марсом на небольшой кухне в Такоме, штат Вашингтон, за столетие превратилась в глобальный бизнес с оборотом $37 млрд (данные за 2019 год). На российском рынке работает с 1991 года. В 2021 году «Марс» признана самой экологичной компанией России по версии Forbes. На ее предприятиях в стране работает более 5500 человек, 38% из них женщины. Для них в компании предусмотрены социальные программы: для женщин, вернувшихся из декрета, возможна работа по гибкому графику, в офисах компании оборудованы комнаты матери и ребенка. Также в компании есть лидерские программы для женщин: клуб Women of Mars (обмен опытом, знаниями, менторство), Women in Supply (карьерное развитие в производственной сфере), Women in Sales (карьерное развитие в сфере продаж), а также программы D&I (Diversity & Inclusion). В старшем менеджменте компании более половины составляют женщины, в правлении — почти 50%.

ГК ФСК

ГК ФСК

Гендерный состав: 17,8

Равная оплата труда: 21,4

Карьерные возможности: 20,3

Корпоративные программы: 7,06

Особые заслуги: 4,3

Группа компаний ФСК — одна из крупнейших девелоперских и строительных корпораций в России. Ее основал представитель строительной династии Владимир Воронин в 2005 году. За 16 лет группа построила более 10 млн кв. м недвижимости в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калужской областях, Краснодарском крае. ФСК активно поддерживает сотрудниц: организует программы по развитию женского лидерства и повышению личной эффективности, тренинги с психологом на тему баланса работы и родительства. В компании также предусмотрена ежемесячная доплата сверх положенной специалистам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

Splat

Splat

Гендерный состав: 18,1

Равная оплата труда: 22,6

Карьерные возможности: 22,3

Корпоративные программы: 6,2

Особые заслуги: 0,9

Компания, выпускающая косметику и бытовую химию, была создана в 2000 году предпринимателями Евгением и Еленой Демиными. Якорный бренд Splat занимает, по данным компании, 18,8% российского рынка средств по уходу за полостью рта и экспортирует продукцию более чем в 70 стран мира. В упаковках с зубной пастой Splat можно найти письма с философскими размышлениями, которые пишет потребителям основатель компании Евгений Демин. В 2020 году компания вошла в рейтинг лучших работодателей Forbes, а в 2021-м — в рейтинг лучших компаний для женской карьеры. Компанию отличает подход к зарплатам: у женщин они в среднем даже немного выше, чем у мужчин. В компании действует женский клуб, где сотрудницы могут обсудить темы, касающиеся карьерного роста, здоровья и психологического благополучия. А родители в отпуске по уходу за ребенком могут рассчитывать на корпоративные доплаты к стандартному пособию — впрочем, эта мера распространяется не только на матерей, но и на уходящих в декрет отцов.

Ниссан

Ниссан

Гендерный состав: 17,8

Равная оплата труда: 19,4

Карьерные возможности: 11,40

Корпоративные программы: 11,9

Особые заслуги: 7,1

В 2009 году компания открыла собственный завод в Санкт-Петербурге. Инвестиции в первую очередь строительства составили $200 млн, в 2014-м компания вложила еще €167 млн в расширение завода, который сегодня выпускает 100 000 автомобилей в год. В 2020 году Nissan заняла 24-е место в рейтинге 50 крупнейших иностранных компаний России по версии Forbes.

В рейтинге лучших компаний для женской карьеры «Ниссан» выделяется впечатляющим социальным пакетом: предоставляет сотрудницам доплаты до 80% оклада в течение декретного отпуска при стаже более трех лет, выплачивает материальную помощь при рождении ребенка, предоставляет ДМС-квоты на ведение беременности и родов. Также есть возможность удаленной работы на 100% и по согласованному гибкому графику, после выхода из декрета возможен пересмотр заработной платы.

В социальном пакете предусмотрена возможность отказаться от служебных командировок и сверхурочных работ для женщин с детьми младше трех лет и матерей-одиночек, а также компенсации затрат на путевку в летний лагерь или летний детский сад один раз в году на каждого ребенка для матерей-одиночек. В компании действует программа менторства Female leadership program и «Женский клуб Ниссан» — инициатива сотрудниц для обсуждения вопросов, связанных с созданием комфортных условий работы.

S7 Group

S7 Group

Гендерный состав: 17,4

Равная оплата труда: 20

Карьерные возможности: 20,6

Корпоративные программы: 6,2

Особые заслуги: 2,9

В 2020 году авиакомпания S7 Airlines впервые стала крупнейшим авиаперевозчиком России. За прошлый год ее услугами воспользовалось более 12,3 млн пассажиров. В компании есть корпоративный детский сад и игровые комнаты в офисах. Сотрудницы с детьми могут работать по гибкому графику и рассчитывать на поддержку, если оказались в тяжелой финансовой ситуации.

2GIS

2GIS

Гендерный состав: 19,8

Равная оплата труда: 19,5

Карьерные возможности: 11,30

Корпоративные программы: 9,3

Особые заслуги: 7,1

Картографический сервис, выпускающий одноименные электронные справочники с картами городов. Основатель — предприниматель из Новосибирска Александр Сысоев. Стоимость компании в 2020 году оценивалась в $189 млн, она входит в тридцатку самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. Сотрудницы 2GIS в декрете могут пользоваться ДМС и продолжать корпоративное обучение, а те из них, кто проработал более пяти лет на руководящей должности, получают доплату до среднего заработка. Компания финансирует благотворительные проекты, направленные на поддержку материнства и детства: «Остаться с мамой» (помощь матерям в трудной жизненной ситуации) и «Больничные дети» (сопровождение детей-сирот, попавших в больницу).

Рено Россия

Рено Россия

Гендерный состав: 11,9

Равная оплата труда: 21,1

Карьерные возможности: 21,50

Корпоративные программы: 6,6

Особые заслуги: 5,7

В России первые автомобили этой марки появились в начале XX века. После революции заводы компании национализировали, производитель вернулся в СССР только в 1960-х, уже к 1980 году около четверти советских автомобилей производилось по технологии «Рено». В 2020-м автопроизводитель стал крупнейшей иностранной компанией России по версии Forbes. Компания проводит регулярный анализ зарплат сотрудников, в том числе по гендерному признаку, и ежегодно ставит цели по гендерному равенству. Компания предоставляет ведение беременности по ДМС, а для молодых матерей предусмотрена возможность удаленной работы. Для формирования комфортных условий работы для женщин в «Рено» создано сообщество «Women@Renault Россия» — в его рамках проводятся личностные и бизнес-тренинги, семинары и деловые завтраки, сеансы арт-терапии, спортивные мероприятия и другие активности.

Макдоналдс

Макдоналдс

Гендерный состав: 11,2

Равная оплата труда: 22,3

Карьерные возможности: 21,5

Корпоративные программы: 7,1

Особые заслуги: 4,3

Американская сеть ресторанов быстрого питания работает в России с 1990 года. Тогда «Макдоналдс» открылся в Москве на Пушкинской площади и произвел фурор: в первый день работы его посетили около 30 000 человек. Сейчас в сети более 800 ресторанов по всей России. В компании работает более 60 000 сотрудников, из них более половины — женщины. Компания следит за гендерным балансом и разнообразием команды и придерживается политики равной платы за равный труд.

Катрен

Катрен

Гендерный состав: 19,4

Равная оплата труда: 22,1

Карьерные возможности: 19,5

Корпоративные программы: 1,8

Особые заслуги: 1,4

Фармацевтическая компания «Катрен» основана в 1993 году в Новосибирске, сейчас она объединяет дистрибьюторов в России, Казахстане, Белоруссии и на Украине, а также аптечную сеть «Мелодия здоровья» и сервис Apteka.ru. Компания занимает 39-е место в рейтинге «200 крупнейших частных компаний России 2020» по версии Forbes. В НПК «Катрен» работает более 3500 сотрудников, две трети из них — женщины. Корпоративный благотворительный фонд «Катрен» реализует программы помощи детским домам и приемным семьям, а также поддерживает образовательные проекты. В 2020 году в стипендиальной программе «Хочу учиться» участвовали 14 школьниц и 22 студентки. Общая сумма выплаченных им стипендий составила 1 006 900 рублей.

Банк Русский Стандарт

Банк Русский Стандарт

Гендерный состав: 19,1

Равная оплата труда: 20,9

Карьерные возможности: 20,3

Корпоративные программы: 0

Особые заслуги: 2,9

В 1993 году был зарегистрирован под наименованием «Агрооптторг», а после кризиса 1998 года приобретен структурами создателя водочного бренда «Русский Стандарт» Рустама Тарико и изменил название. В 2020 году вошел в рейтинг 45 крупнейших эквайеров Европы, составленный исследовательской компанией The Nilson Report, а также в топ-5 эквайеров России. В 2021-м вошел в сотню самых надежных российских банков по версии Forbes. Женщины составляют 50% в правлении банка, кроме того, в 2020 году банк активно нанимал и повышал сотрудниц. Отдельный сотрудник в компании отвечает за соблюдение принципов разнообразия и инклюзии (Diversity & Inclusion).

Пепсико Холдингс

Пепсико Холдингс

Гендерный состав: 17,7

Равная оплата труда: 12,4

Карьерные возможности: 24

Корпоративные программы: 8,8

Особые заслуги: 0

Один из крупнейших производителей продуктов питания в мире был основан Дональдом М. Кендаллом и Германом У. Лэем более 50 лет назад в США. В 2020 году выручка компании составила более $70 млрд. В России холдинг начал работать в 1974 году, открыв первую франшизную линию по розливу газированного напитка Pepsi в Новороссийске. «Пепсико» — крупнейший в России производитель продуктов питания и напитков. Сегодня в России работает более 20 заводов по производству газированных и негазированных напитков, чипсов и снеков, молочной продукции и бутилированной воды, на которых занято около 19 000 человек, почти 8000 из них — женщины. Средняя зарплата мужчин и женщин в «Пепсико» практически не различается. В 2021 году была запущена корпоративная программа «Афина» по поддержке и развитию карьеры сотрудниц функции цепей поставок.

Метро Кэш энд Керри

Метро Кэш энд Керри

Гендерный состав: 11,4

Равная оплата труда: 21,6

Карьерные возможности: 21,3

Корпоративные программы: 4,4

Особые заслуги: 2,9

Первые магазины мелкооптовой торговли появились в Германии в 1960-х, с тех пор под этим брендом открылось более 750 торговых центров в 25 странах мира. В Россию компания пришла в 2000 году. В центральном офисе и магазинах сети работает 11 000 человек, около 70% из них — женщины. Кроме того, женщины составляют более половины самых высокооплачиваемых сотрудников компании. В рамках корпоративного ДМС проводятся онкочекапы по раку молочной железы и лечение в случае постановки соответствующего диагноза. Для женщин-руководителей доступна глобальная образовательная программа Women Leadership.

Газпромбанк

Газпромбанк

Гендерный состав: 12,5

Равная оплата труда: 18,4

Карьерные возможности: 16,8

Корпоративные программы: 7,9

Особые заслуги: 5,7

У Газпромбанка более 420 офисов только в России, среди клиентов около 5 млн физических и порядка 60 000 юридических лиц. Помимо дочерних банков и финансовых компаний, Газпромбанк также контролирует группу «Газпром-Медиа» и ряд промышленных предприятий. Газпромбанк предлагает большой соцпакет, включающий ДМС для сотрудниц с полной оплатой ведения беременности и родов, материальную помощь многодетным родителям, родителям-одиночкам и родителям детей-инвалидов, а также возможность гибкого графика работы для молодых матерей.

Уралкалий

Уралкалий

Гендерный состав: 9,7

Равная оплата труда: 15,7

Карьерные возможности: 16,25

Корпоративные программы: 11

Особые заслуги: 8,6

Один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений. 100% акций компании принадлежат «Уралхиму» Дмитрия Мазепина. «Уралкалий» регулярно публикует отчеты об устойчивом развитии, основное внимание в них уделяется экологическим аспектам. Не все виды работ в компании доступны для женщин из-за действующего в России перечня запрещенных профессий. Тем не менее компания ежегодно проводит аудит гендерного равенства и придерживается принципа «равная плата за труд равной ценности». Компания принимает дополнительные меры поддержки беременных сотрудниц и женщин с детьми.

Coca-Cola

Coca-Cola

Гендерный состав: 19,7

Равная оплата труда: 9,7

Карьерные возможности: 18,8

Корпоративные программы: 8,8

Особые заслуги: 4,2

Впервые напитки американской компании Coca-Cola появились в СССР в 1979 году — их начали импортировать накануне летних Олимпийских игр в Москве. В 1991 году компания открыла представительство на территории России, а первый завод построила в 1994 году. Сегодня в стране работает десяток заводов Coca-Cola. Все производственные мощности контролирует бутилирующая компания «CocaCola HBC Россия». В ней трудоустроено почти 7000 человек. Компания поддерживает гендерный баланс и помогает строить карьеру, организуя программы по развитию управленческих навыков. В 2020 году в рамках программы well-being «Coca-Cola HBC Россия» открыла для работников и их семей круглосуточную линию поддержки: сотрудники могут анонимно получить консультацию по личным, юридическим, финансовым и другим вопросам.

Сибур Холдинг

Сибур Холдинг

Гендерный состав: 13,8

Равная оплата труда: 17,2

Карьерные возможности: 15

Корпоративные программы: 7,1

Особые заслуги: 7,1

Газоперерабатывающая и нефтехимическая компания — одна из крупнейших в России, она производит сжиженные углеводородные газы, полипропилен и полиэтилен, природный газ, пластики и продукты оргсинтеза. В 2021 году компания начала объединение нефтегазохимического бизнеса с татарской ТАИФ, после чего может войти в пятерку крупнейших химических компаний мира. С 2018 года ведутся разговоры об IPO — по словам крупнейшего акционера компании Леонида Михельсона, выход на биржу может состояться уже в 2022 году. В «Сибуре» действуют разные программы поддержки матерей: доплаты к пособиям по уходу за ребенком, путевки «Мать и дитя» в санатории и оздоровительные центры. Кроме того, до 2% от фонда оплаты труда «Сибур» вкладывает в корпоративное образование.

Вымпелком

Вымпелком

Гендерный состав: 16,4

Равная оплата труда: 16,2

Карьерные возможности: 20,5

Корпоративные программы: 4

Особые заслуги: 2,9

Российскую телекоммуникационную компанию «Вымпелком» основали сотрудник Радиотехнического института Дмитрий Зимин и американский предприниматель Oги К. Фабела II в 1992-м. Спустя два года партнеры зарегистрировали торговую марку «Би Лайн GSM». После серии слияний и поглощений компания стала частью телеком-гиганта Vimpelcom Ltd (с февраля 2017 года — VEON). В российском «Вымпелкоме» работает более 26 000 человек. С 2017 года в компании действует корпоративный клуб Bee Woman для развития женского лидерства. Более половины сотрудников, получивших повышение в должности в 2020 году, — женщины.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021