Date rape drug: зачем женщинам подсыпают снотворное на свиданиях и вечеринках
В начале июля на вечеринке парламентской фракции Социал-демократической партии Германии, в которой принимал участие канцлер ФРГ Олаф Шольц, нескольким женщинам подмешали так называемый наркотик изнасилования. Так называют вещества, с помощью которых злоумышленники делают жертву недееспособной.
«Препараты для изнасилования» воздействуют на умственные и физические способности, из-за чего жертве трудно сказать «нет», защититься и вообще что-либо сделать или почувствовать. Их воздействие похоже на алкогольное опьянение, но все-таки сильнее: жертвы вспоминают, что полностью теряли волю, а иногда на следующее утро не могли вспомнить, что с ними происходило.
Что это за вещества
«Препараты для изнасилования» могут быть в форме порошка или жидкости; они не имеют цвета, запаха или вкуса, что значительно затрудняет их обнаружение. Чаще всего их подмешивают в напиток жертвы — на вечеринках или свиданиях. По данным Американского центра тестирования на наркотики, некоторые вещества используются особенно часто. Среди них есть как обычные медикаменты, так и запрещенные наркотики (в Российской Федерации приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка наркотических веществ, а также выращивание растений, содержащих наркотические вещества, являются незаконными).
Экстази (МДМА) при смешивании с алкоголем заставляет испытывать чувство привязанности и снижает способность давать обоснованное согласие (или отказ). Жертва с меньшей вероятностью почувствует опасность или будет сопротивляться нападению. ГОМК (гамма-гидроксимасляная кислота) — депрессант, который в малых дозах вызывает спутанность сознания, сонливость, эйфорию и потерю памяти. При употреблении с алкоголем ГОМК вызывает тошноту, замедление сердечного ритма, затруднение дыхания, усиление депрессивного эффекта и рвоту. Кетамин — диссоциативный наркотик, который влияет на зрение и слух, заставляя жертву чувствовать себя оторванной от реальности. Даже в низких дозах он приводит к проблемам с вниманием, сонливости, галлюцинациям, повышенному кровяному давлению и потере памяти. Препарат также вызывает чувство замешательства, беспомощности, может приводить к потере сознания. Метамфетамин в высоких дозах негативно влияет на функции мозга, вызывая спутанность сознания, бред или галлюцинации. Снотворное рогипнол приводит к тому, что жертва чувствует себя агрессивной, растерянной, сонливой, возбужденной или сонной (со стороны выглядит как алкогольное опьянение). Рогипнол также может привести к искаженным суждениям, невнятной речи, невозможности стоять или ходить.
Использование наркотических веществ для опаивания жертв имеет долгую историю. Еще в начале XX века владелец салуна в Чикаго по имени Микки Финн тайком накачивал напитки своих клиентов наркотиками, а затем грабил их, что привело к появлению фразеологизма «подсунуть микки» (slipping someone a mickey). В Советском Союзе возник термин «клофелинщик» — так называли преступников, которые подмешивали в напитки популярное лекарство от артериальной гипертензии, позволявшее быстро усыпить и ограбить жертву.
В 1990-е внимание властей и медиа привлекли случаи, когда жертв опаивали с целью сексуализированного насилия. Про это стали рассказывать на ТВ — в популярных сериалах вроде «Беверли-Хиллз, 90210» и «Вероника Марс». Новости о преступлениях попадали в заголовки СМИ. В 1996 году были арестованы братья-близнецы, в квартире которых полиция нашла семь коробок с успокоительным и видеозаписи их преступлений — журнал People назвал их «Рогипноловыми Ромео». В 2000 году наследник компании Max Factor Эндрю Ластер был арестован за то, что накачал трех женщин ГОМК и изнасиловал их. Свои преступления он также снимал. «Это именно то, чего я хочу. Вырубленная красивая девушка», — говорил он в одном видео, которое было показано в суде. В скандалах (и уголовных делах), связанных с «препаратами для изнасилования», регулярно оказывались замешаны знаменитости — актер Билл Косби, рэпер Си Ло Грин, режиссер Роман Полански.
Последовала реакция — например, в кампусах колледжей появились предупреждения об опасности наркотиков и призывы следить за своими напитками на вечеринках. Закон 1996 года ужесточил наказание за незаконное хранение или распространение рогипнола. В 1997 году производители препарата добавили в таблетку синий краситель, чтобы его было легче обнаружить в напитках. Закон 2000 года поставил под жесткий контроль ГОМК — после того, как 15-летняя девочка умерла, выпив газировку, в которую был подмешан препарат.
Преступления и статистика
В 2005 году американское исследование, финансируемое Министерством юстиции, показало, что примерно из 144 участников, заявивших о сексуальном насилии, около 4% были тайком накачаны неизвестными препаратами. А из всех случаев, когда наркотики принимались добровольно, 35% заканчивались изнасилованием. Испанские исследователи в 2017 году анализировали случаи сексуализированного насилия. Если пострадавшие пили алкоголь, а потом едва могли вспомнить детали случившегося, в 85,5% случаев в их крови и моче были обнаружены вещества, про которые они не знали.
В 2016 году профессор психологии и женских исследований Университета Южной Каролины Сюзанна С. Свон опросила 6000 студентов из трех американских университетов. 8% заявили, что их накачивали рогипнолом, ксанаксом или другими веществами. Из них 16,8% сообщили, что после у них был нежелательный секс. Студенты-мужчины, находившиеся под действием наркотиков, относились к произошедшему проще: 26% из них сказали, что подсыпать что-то в чужой напиток — способ «повеселиться».
В России данных о количестве изнасилований с использованием препаратов мало, и они не полные. По словам члена Московской коллегии адвокатов «ВердиктЪ» Анастасии Тюняевой, очень мало из тех, кто подвергся сексуализированному насилию под наркотическими средствами, обращаются в полицию: «Во-первых, пострадавшие боятся рассказывать полицейским про употребление наркотиков, даже если они не были приняты добровольно. Во-вторых, у пострадавших в таких случаях эпизоды насилия могут выпадать из памяти. Это облегчает жизнь насильнику. Мало кто поверит женщине, которая употребляла наркотики, потому что срабатывают стереотипы, что она «падшая», что она сама виновата. Плюс в нашей стране как согласие воспринимается отсутствие сопротивления, которое жертва просто не может оказать под влиянием наркотиков».
Опасные вещества часто смешивают с алкоголем, который принимает пострадавшая, из-за чего она сталкивается с виктимблеймингом. «Присяжные хотят убедиться, что преступник — это тот, кто заставил выпить насильно», — считает Кэтрин Гарсия, бывший следователь окружной прокуратуры Сан-Диего, которая расследовала более 1000 случаев сексуализированного насилия. Проблема в том, что, в отличие от наркотиков, в большинстве случаев женщины пьют алкоголь добровольно и сталкиваются с осуждением со стороны властей.
Анастасия Тюняева добавляет, что виктимблейминг встречается практически везде, где замешаны наркотики: «Например, у меня было дело о домашнем насилии, в котором у [убитой] девушки в организме обнаружили наркотики. После этого следствие поменяло свое видение произошедшего: до этого они склонялись к умышленному убийству, а после — к суициду. Мол, она покончила жизнь самоубийством, потому что из-за наркотиков была невменяемая». По ее словам, в таких делах необходимо доказать, что агрессор подсыпал наркотик — например, по видео с камер наблюдения, опросам свидетелей. Нужно расспрашивать потерпевшую, какие действия вызвал наркотик, чтобы понять, что это было, — но, к сожалению, так делают не часто. В итоге потерпевшей приходится оправдываться и доказывать, что она не употребляла наркотики специально.
Как доказать использование date rape drugs
Сотрудница независимого благотворительного Центра помощи пережившим сексуализированное насилие «Сестры» Наталья Тимофеева говорит, что чаще всего женщины, которым что-то подмешали в напиток, не сразу понимают, что с ними случилось. Иногда им нужно несколько дней, а то и месяцев, чтобы сознание прояснилось и они поняли, что произошло. За это время опасные вещества выводятся из организма.
В российском УК вообще нет отдельной статьи для сексуализированного насилия с применением наркотиков. По словам Тюняевой, чтобы человек понес уголовную ответственность за это преступление, используют статью 63 УК, согласно которой использование наркотиков во время преступления — отягчающее обстоятельство, и статью 131 УК, где описывается сексуализированное насилие над человеком в беспомощном состоянии. Верховный суд уточняет: «…беспомощным состоянием может быть признана лишь такая степень опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих (психоактивных) веществ, которая лишала это лицо возможности понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному лицу. При этом не имеет значения, было ли потерпевшее лицо приведено в такое состояние виновным или находилось в беспомощном состоянии независимо от его действий». Юрист Татьяна Белова говорит, что, если жертва под действием наркотиков еще может сопротивляться, этот случай уже не попадает под статью.
Когда жертва заявляет о том, что ей подсыпали наркотики, следствие должно провести судебно-медицинскую экспертизу и забрать образцы мочи, крови (иногда волос и ногтевых пластин) в течение 72 часов, рассказывает Анастасия Тюняева. Как только заявление поступило, следствие может сначала провести экспертизу и в зависимости от результатов возбудить или не возбуждать дело. Обычно если есть видимые следы насилия, дело возбуждают сразу. К сожалению, экспертизу могут назначить позже, когда посторонние вещества уже выводятся из организма. Экспертиза позволяет примерно понять, когда препарат попал в кровь и каким образом. Это имеет большое значение, но, сожалению, такие моменты не всегда проговариваются следователем. «Иногда просто устанавливают факт, что были наркотики, и считается, что потерпевшая не отдавала отчет в том, что происходит, могла сама напасть, вступить в половую связь», — говорит эксперт.
В США, где есть уголовная статья специально для таких случаев, система сбора доказательств тоже не идеальна. Минимальная концентрация вещества в моче или крови для того, чтобы тест на наркотики был признан положительным, различается от штата к штату. Например, во Флориде анализ мочи на опиаты дает отрицательный результат при концентрации менее 150 нг на 1 мл, тогда как в Нью-Джерси результаты были бы признаны положительными даже при концентрации 10 нг на 1 мл. Больницы обычно проводят скрининг пациентов на ограниченный набор препаратов. Лаборатории не могут угнаться за постоянно появляющимися синтетическими наркотиками. Даже кажущиеся безопасными вещества могут стать орудием преступления: недавнее исследование выявило два случая, когда активный ингредиент глазных капель использовался для выведения жертв из строя. Иногда в больницах просто не оказывается медсестер, обученных собирать доказательства преступлений, совершенных с применением наркотиков.
Из-за этого жертва может оказаться в уязвимом положении, потому что отрицательные или неопределенные результаты тестов на наркотики ставят под сомнения ее заявления.
Как защитить себя
В 2014 году четыре студентки бакалавриата в Университете штата Северная Каролина объявили о проекте по производству лака для ногтей, который меняет цвет под воздействием распространенных препаратов для изнасилования. Предполагалось, что женщине достаточно опустить кончик пальца в стакан, чтобы понять, что там есть опасные вещества. Новость стала настолько популярной, что про нее часто писали в соцсетях, но проект так и не получил финансирования.
Девушки все равно разработали экспресс-тест для обнаружения опасных препаратов. Только представлял он собой не лак, а небольшое круглое одноразовое устройство под названием SipChip. По словам производительниц, на устройство достаточно нанести две капли напитка, чтобы оно определило наличие постороннего препарата с вероятностью 99,3%. Но тест определяет только ксанакс или его аналог алпразолам, валиум (диазепам) и рогипнол. Наличие других распространенных препаратов для изнасилования он обнаружить не может.
В других подобных разработках датчики встроены в трубочки для напитков, флешки, насадки на пальцы. Иногда местные власти спонсируют закупку тест-полосок барами — например, в 2021 году городской совет Бристоля закупил наборы для тестирования для 60 заведений по всему городу; сумма составила 282 фунтов стерлингов.
Однако стопроцентной защиты все эти меры не дают. Американский центр тестирования на наркотики дает рекомендации, которые снижают риск стать жертвой подобного преступления:
- если собираетесь на вечеринку, расскажите члену семьи или другу, куда вы идете и сколько планируете там пробыть;
- выбирайте хорошо освещенное общественное место;
- не принимайте напитки ни от кого, кроме бармена или официанта; держите свой стакан, бокал или бутылку всегда при себе;
- прикрывайте рукой напиток, когда не смотрите на него;
- договоритесь с близкими друзьями и следите за напитками друг друга;
- если вы покидаете заведение с незнакомцем, сообщите сначала об этом друзьям, с которыми пришли;
- если чувствуете головокружение, тошноту, ухудшение самочувствия, немедленно сообщите об этом другу или персоналу заведения. Если вы одна, стоит незамедлительно позвонить в скорую и уйти от того, кто мог подсыпать препарат. Пока помощь в пути, нужно изо всех сил стараться не заснуть и пить больше воды.
Правда, полностью полагаться на помощь сотрудников баров тоже не стоит — некоторые из них тоже совершают преступления. Например, в 2006 году полиция обнаружила у владельца тель-авивского ночного клуба Пинхаса Хаима 13 бутылок алкоголя с уже добавленной туда ГОМК.