Терпение лопнуло: шесть фильмов о женщинах в поисках справедливости

«В постели с врагом» (1991)
Sleeping with the Enemy
Режиссер: Джозеф Рубен
Единственное счастливое время в браке Лоры Берни (Джулия Робертс) — медовый месяц. Оказавшийся настоящим тираном ревнивый муж держит ее в постоянном страхе, подвергая физическому и психологическому насилию. Девушка идет на отчаянный шаг, решив инсценировать свою гибель — во время прогулки на яхте падает за борт и бесследно исчезает. Пока муж оплакивает пропавшую без вести Лору, сама она начинает новую жизнь в маленьком провинциальном городке. Но из-за допущенной ею ошибки супруг узнает правду и отправляет по ее следу частного детектива.
Психологический триллер поднимает тему домашнего насилия и финансового абьюза — именно экономическая зависимость героини Джулии Робертс развязывает руки агрессору. На ее примере фильм показывает, как сложно бывает выйти из таких отношений и как долго порой приходится планировать бегство: всю жизнь боявшаяся воды Лора несколько месяцев учится плавать, чтобы воплотить свой план.
«Двойной просчет» (1999)
Double Jeopardy
Режиссер: Брюс Бересфорд
Счастливый брак Либби Пэрсонс (Эшли Джадд) оборачивается предательством. Во время романтического уикенда на лодке она просыпается одна и обнаруживает, что ее муж Ник (Брюс Гринвуд) пропал, а вся палуба и ее собственная сорочка в крови. Береговая охрана арестовывает Либби по подозрению в убийстве мужа, суд приговаривает ее к тюремному заключению. Выяснив, что Ник жив, Либби строит план мести. Тем более, что сокамерница, бывший адвокат, объясняет ей: никто не может быть дважды осужден за одно преступление, так что Либби может пристрелить мужа хоть посреди Нью-Йорка (стоит, правда, отметить, что такая трактовка этого юридического принципа неверна). Впрочем, главный мотив Либби — не столько возмездие, сколько желание воссоединиться с сыном, которого забрал Ник.
«С меня хватит» (2002)
Enough
Режиссер: Майкл Эптед
Официантка Слим (Дженнифер Лопес) выходит замуж за бизнесмена Митча (Билли Кэмпбелл), но семейной идиллии в скором времени приходит конец. Девушка узнает об изменах супруга, но тот не позволяет ей уйти и поднимает на жену руку, угрожая расправой. Слим все же решается сбежать вместе с маленькой дочерью. Люди Митча идут за ней по пятам, так что Слим вынуждена постоянно скрываться, менять адреса и имена. Поняв, что дальше так продолжаться не может, она решает в последний раз встретиться с мужем.
Счастливый финал фильма — героиня избавляется от преследователя и избегает уголовной ответственности, поскольку ее действия трактуются как самозащита, — выглядит далеким от реальности, в которых женщина, давшая отпор агрессору, легко может оказаться в тюрьме. Зато наглядно показывает, как сложно бывает последовать совету «не надо терпеть, просто уходи от него».
«Сочувствие госпоже Месть» (2005)
Lady Vengeance
Режиссер: Пак Чхан Ук
19-летняя Ли Гым-джа (Ли Ён Э) отправляется за решетку по ложному обвинению в похищении и убийстве ребенка — ее сожитель, совершивший это преступление, вынуждает ее взять вину, угрожая убить ее дочь. В тюрьме за отзывчивость она получает прозвище «Добросердечная госпожа Гым-джа». Но за 13 лет в тюрьме даже ее мягкий характер черствеет, и выйдя на свободу, Ли Гым-джа начинает воплощать план мести.
Фильм показывает, как героиня буквально заражает жаждой мщения окружающих. Это чувство поглощает одного персонажа за другим, а Ли становится воплощением зла, и оправданность ее поступков подвергается сомнению.
Эта южнокорейская криминальная драма — заключительная часть «трилогии о мести» Пак Чхан Ука, который помимо прокатной версии киноленты создал и режиссерскую с отличительной особенностью: палитра фильма постепенно как бы выцветает и из цветной становится черно-белой, символизируя потерю героями всякой человечности.
«Четверг» (2022)
A Thursday
Режиссер: Бехзад Хамбата
Четверг в Мумбаи перестает быть обычным днем недели, когда воспитательница престижного детского сада Нэйна возвращается к работе после трехнедельного отсутствия. Впоследствии пресса назовет этот день «четвергом, когда Индия проснулась». Уважаемая коллегами и обожаемая детьми девушка закрывает все двери и занавешивает окна, а затем звонит в полицию и объявляет, что ее 16 воспитанников — теперь заложники. А чтобы продемонстрировать серьезность своих слов, стреляет в одного из них.
Вопрос о мотивах преступления героини держит зрителей в напряжении большую часть фильма. Добившись встречи с премьер-министром (в фильме это тоже женщина), Нэйна требует финансирования для фондов, которые помогают пострадавшим от сексуализированного насилия, — и у этого требования есть причины, связанные с ее личной историей. Словно объясняя, почему героиня действует настолько жестоко, в финальных титрах авторы сообщают: за те два часа и девять минут, что длится фильм, в Индии, согласно статистике, были изнасилованы не менее восьми женщин.
«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)
Mad Max: Fury Road
Режиссер: Джордж Миллер
Бывший полицейский, а теперь бродяга Макс Рокатански (Том Харди) и военачальница Фуриоса (Шарлиз Терон) борются за свободу в постапокалиптическом будущем, где борьба за ресурсы привела к краху цивилизации. Скитаясь по пустынной Австралии, Макс становится пленником в Цитадели — поселении, управляемом диктатором Несмертным Джо. Подданные ему поклоняются, и лишь одна помощница Фуриоса решается пойти против системы. Она помогает бежать женщинам из гарема Несмертного Джо, которых тот считает своей собственностью. Героям предстоит уйти от погони и найти для себя новый дом.
Приквел, вышедший в 2024 году, повествует о юности военачальницы (здесь ее играет Аня Тейлор-Джой). «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» переворачивает с ног на голову историю, рассказанную в предыдущем фильме: Цитадель с ее жестокими законами оказывается чуть ли не мирным убежищем для Фуриосы, которая в детстве была похищена бандитами, убившими ее мать.
Джордж Миллер рисует мир гипертрофированного патриархата, в котором правит грубая сила, а роль женщины сводится к функции инкубатора. Чтобы выжить в нем, Фуриоса скрывает свое настоящее имя, свое прошлое, свои истинные мотивы (а в приквеле — иногда и свой пол), но ни на секунду не забывает о цели, к которой идет.
