«Чтобы не ела мозг»: как токсичность в онлайн-дейтинге отражает гендерные стереотипы

Все больше россиян знакомятся онлайн, свидетельствуют данные ВЦИОМ: если в 2018 году доля тех, кто пользовался приложениями для знакомств, составляла 19%, то в 2024-м она выросла до 24%. При этом, по словам PR-директора сервиса «Мамба» Натальи Красильниковой, дейтинг-платформы остаются «мужской» историей с соотношением полов 65% на 35% не в пользу женщин. Последние в целом подвержены большему прессингу при онлайн-знакомствах, чем мужчины, считает она. Связано это в первую очередь с традиционными представлениями о гендерных ролях: мужчина — активный завоеватель, женщина — пассивный объект ухаживания. Поэтому некоторые мужчины чувствуют себя обязанными писать первыми и остаются настойчивыми, даже если женщина отказывает им.
Начать с негатива
«Чтобы не ела мозг», «Тарелочницы — мимо», «Без татуировок и пирсинга» — подобные пожелания высказывают мужчины в анкетах дейтинг-приложений. В мужских профилях на платформе «Мамба» лидирует запрос на «минимум драмы», за ним следуют критерии внешности, рассказывает PR-директор сервиса Наталья Красильникова. Большинство мужчин прямо указывают, что видят рядом с собой стройную партнершу. «Можно также встретить токсичные уточнения об «отсутствии целлюлита», — добавляет Красильникова.
Подобные запросы — не исключительно российское явление. Издание BuzzFeed приводит подборку англоязычных анкет из дейтинг-приложений, среди которых можно встретить требования вроде «Ты должна быть моложе меня, без зависимостей (в том числе от еды), без татуировок, без пирсинга в необычных местах, без собак, с очень низким индексом массы тела, невакцинирована» или «К 25 годам твоя ценность упала раза в четыре <...> Если все, что ты можешь предложить, это дети, внешность или праздничные пожелания, то скатертью дорога».
Оценочные запросы и оскорбительные формулировки в описаниях могут быть не столько способом повысить свою ценность, сколько попыткой взять под контроль тревожную ситуацию. «Мы заранее защищаемся от потенциального отказа, делая «отказ» сами, — это своего рода иллюзия силы», — объясняет клинический психолог и секс-терапевт Елизавета Бизюкова. Токсичные запросы в анкетах знакомств также становятся способом справиться с тревогой неопределенности: «Человек подходит к вопросу [знакомства так же], как он раньше подходил к выбору неодушевленного предмета. Проблема в том, что невозможно определить характеристики человека, который нам нужен, потому что мы зачастую сами не очень хорошо понимаем себя и свои запросы, — добавляет клинический психолог Елена Сальви. — Еще один мотив [для требований] — фантазия об идеальном партнере. Это инфантильное представление».
У современных мужчин и женщин нет явных различий в запросах относительно друг друга, считает Бизюкова: «И те и другие могут хотеть и долгих отношений, и коротких. Требования скорее ориентированы на поиск долгосрочных отношений. Мотивы во многом схожи — защита, отбор. Но если мужчина выставляет жесткие требования — это воспринимается обществом как грубость, дерзость и даже как привлекательная интригующая недоступность, а когда женщина — как завышенные стандарты и «меркантильность».
При этом негативные требования не всегда отталкивают женщин. Причина тому — глубинные психологические механизмы и стереотипы, замечает психолог: «Многие мужчины — отчасти под влиянием культурных сценариев — хотят показать, что выбирают именно они, а не их. Здесь играет роль миф «девушкам нравятся плохие парни». На самом деле речь идет скорее о статусе и эмоциональной недоступности, которые могут восприниматься как ценный ресурс: если к человеку сложно подобраться, значит, он предлагает что-то очень ценное и классное».
Для защиты от негатива дейтинговые приложения предусматривают специальные инструменты, такие как жалобы на пользователя или блокировка аккаунта. При этом мужчины в три раза чаще отправляют жалобы на аккаунты, чем женщины, сообщили Forbes Woman в пресс-службе дейтинг-сервиса Twinby. В Teamo подтвердили эту статистику: «Чаще женщины не отправляют жалобы, а просто блокируют мужчин, с которыми по какой-то причине не хотят общаться», — говорит CEO сайта знакомств Анна Гришачева.
По данным Twinby, женщины чаще всего жалуются на «неприемлемые фотографии» и «неприемлемый текст», в то время как у мужчин лидируют жалобы на «рекламу аккаунтов в соцсетях», «рассылку спама и подозрительных ссылок» и «ведет себя, как робот». В «Мамбе» как одну из причин бана женщины отмечают использование в переписке эмодзи с сексуализированным подтекстом, а также уменьшительно-ласкательные обращения («малышка», «девочка»), навязчивые комплименты фигуре, граничащие с харрасментом, чересчур быстрый переход к интимным темам и давление («Не молчи», «Почему не отвечаешь»).
Унижение для соблазнения
Иногда, когда после мэтча начинается знакомство, токсичное поведение скрывается за двойными комплиментами и юмором «на грани»: «Ты умная не по годам», «Я просто пошутил, ты что такая нежная?» Намеренное унижение в завуалированной форме называют неггингом (от англ. negative — «негативный»). Это способ психологического воздействия на собеседника, который заставляет его чувствовать себя неуверенным.
«Неггинг» зародился в начале 1990-х на отдельных онлайн-форумах, а в 2000-х перешел на глобальный уровень, когда музыкальный журналист из Rolling Stone Нил Страусс решил погрузиться в субкультуру пикаперов и написать о своем опыте книгу («Игра», 2005 год). Он кардинально изменил имидж, сделал лазерную коррекцию зрения и стал последователем пикап-гуру, в основе метода которого лежат психологические приемы, якобы повышающие ценность мужчины в глазах женщины: игнорирование, обесценивание и «приманивание».
У такого общения есть и обратный эффект — в случае, если замаскированный негатив считывается, это резко снижает привлекательность собеседника. Парадокс в том, что некоторые женщины закрывают глаза на оскорбительные характеристики в их адрес и объективацию со стороны мужчин. «Причины могут быть разные: от внутренней установки «я должна заслужить [нормальное обращение]» до привычных сценариев общения, где игнорирование воспринимается как норма и может даже включать азарт: «добиться» такого мужчину будет плюсом в копилочку самоутверждения, — объясняет Елизавета Бизюкова. — Еще такую мужскую токсичность женщина может путать с «уверенностью в себе», которая в ходе гендерной социализации прививается как потенциально одобряемое качество». Елена Сальви связывает этот феномен с высокой толерантностью к разного рода насилию: «Если девочка в детстве подвергалась унижению, физическому или моральному насилию, то она будет выбирать привычный сценарий и во взрослой жизни. Возможно, в этом скрывается мотив женщины, которая допускает оскорбления или токсичные высказывания в свой адрес».
Тем, кто регулярно сталкивается с токсичными анкетами или негативными комментариями в приложениях знакомств, психологи рекомендуют выработать здоровые стратегии реагирования. Встречая подобные профили, важно не воспринимать их как личное оскорбление или универсальный стандарт. Психолог Елизавета Бизюкова советует придерживаться определенной стратегии: «Во-первых, стоит вспоминать, что анкета — это отражение другого человека и его потребностей и страхов, а не вашего уровня. Во-вторых, держать в голове, что в ленте могут быть теплые, живые описания, и токсичная анкета в дейтинге — шум, а не правило. В-третьих, напоминать себе, что испытывать эмоциональный дискомфорт — это нормальная реакция психики».
Рыночные отношения
Сегодня отношения уподобляются рынку — его участники свободно договариваются о взаимовыгодных условиях, правилах и запретах, считает израильский социолог Ева Иллуз. И культура онлайн-дейтинга упрощает процесс отбора и отказа, когда речь идет о поиске партнера. Несколько исследований — например, американское 2010 года, австралийское 2012-го, словенское 2016-го — показали, что участники онлайн-знакомств действительно представляют их себе чем-то вроде рынка. Респонденты, с которыми были проведены глубинные интервью, постоянно использовали «рыночные» метафоры («сделка», «воронка продаж», «каталог», «шопинг-культура знакомств») при описании своего опыта дейтинга.
В своей книге «Почему любовь уходит. Социология негативных отношений» Иллуз пишет о том, что женщины на этом рынке находятся в неоднозначном положении: «Они одновременно наделены властью своей сексуальности и унижены ей». Современный капитализм превратил женскую сексуальноcть и тело в товар, объясняет кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Социологического института ФНИСЦ РАН Вера Галиндабаева: «Привлекательное тело является ключевым элементом потребительской культуры, и медиа продвигают этот образ на сложившемся рынке. Дейтинговые приложения же превратили людей в потребляемые образы и пользовательские профили, усиливая важность визуального оценивания».
При этом и мужчины, и женщины на этом рынке хотят презентовать себя в соответствии со сложившимися идеалами мужественности и женственности, отмечает Галиндабаева. «Онлайн-коммуникация происходит в достаточно специфическом контексте, когда мы не знаем человека и нам не видны невербальные знаки, которые доступны при общении лицом к лицу. К этому добавляется тенденция упрощения человека до профиля — на выходе мы получаем много больше свободы в выражении своих требований и желания доминировать», — добавляет социолог.
Однако постепенно поведение пользователей приложений меняется. СЕО Teamo Анна Гришачева уверена, что правила в дейтинге изменили не только новые технологии, но и новые поколения пользователей, которым важны не столько романтические отношения, сколько поиск «своего» человека: «Им важно попадание в узкий круг по интересам, поиск друзей, фокус на собственные чувства и эмоции». PR-директор сервиса «Мамба» Наталья Красильникова отмечает позитивную динамику: «Молодые парни 18–25 лет все чаще пишут в профилях о том, что они «находятся в терапии» или «прошли терапию», «уважают личные границы». Раньше подобное признание не вписывалось в образ «брутального мужика».
Вероятно, благодаря новым тенденциям в общении со временем токсичных требований к будущим партнерам в приложениях тоже станет меньше.
