К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гоблин и кокетка: как девушки отвечают на давление общества трендами в соцсетях

Pinterest
Pinterest
Cottagecore, Monk Mode — каждые несколько месяцев соцсети охватывают новые тренды, последовательницы которых определенным образом одеваются, ведут себя, проводят свободное время. Каждый из них — не только модное веяние, но и стратегия сопротивления навязанным ожиданиям, а также инструмент поиска психологической устойчивости. Forbes Woman рассказывает, как девушки справляются со стереотипами через игру в «пенсионерку» или «деревенскую девочку»

Сначала от девочки ждут помощи по дому и идеальных оценок, потом — успешной карьеры, детей и заботы о семейном очаге. При этом нужно оставаться ухоженной и красивой. Выполнима ли такая программа? По данным исследования Deloitte 2025 года, только 49% работающих женщин называют свое ментальное состояние благополучным. В России, по опросу сервисов «Работа.ру» и «СберЗдоровье», большинство женщин регулярно сталкиваются со стрессом на работе: 35% респонденток оценили уровень тревожности на четыре балла из пяти, а 17% признались, что находятся в напряжении постоянно.

С накоплением усталости женщины все чаще ищут отдушину в альтернативных сценариях жизни — менее соревновательных и более человекоцентричных. Эскапизм, замедление, романтизация повседневности становятся заметным трендом в социальных сетях. TikTok, Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и Pinterest превращаются в площадки для экспериментов с идентичностью. Их воплощением становятся тренды, на первый взгляд связанные с внешностью, на деле же, как отмечает The Guardian, ставшие способом выразить внутреннее настроение, ответить на давление современности, поиграть в иную реальность.

Суффикс -core закрепился в культурной среде примерно в 2014 году с появлением термина normcore — «нормальность», «безликость». Это была ироничная реакция на демонстративную уникальность. Вслед за ним возник целый спектр визуальных трендов: Cottagecore («деревенский стиль»), Coquettocore (подчеркнутая женственность), Goblincore (эстетика безобразного) и другие. Термины со словом mode описывают уже не столько внешний вид, сколько образ жизни или внутренний режим. Например, Monk Mode — «режим монаха» — предполагает самоограничение и отказ от внешних отвлекающих факторов ради работы над собой. Если -core выражает настроение через визуальные и эмоциональные образы, то mode скорее задает поведенческую модель.

 

Уйти в монастырь, забыть о продуктивности

Видеоролики под хештегом Monk Mode («режим монаха») собирают миллионы просмотров в TikTok: простые односпальные кровати, окна с видом на тихие сады, скромные комнаты с минимумом вещей становятся символом передышки от вечной гонки за успехом. Особый интерес вызывают в соцсетях сюжеты о жизни настоящих монахинь — их неторопливом быте, работе руками. Один из роликов, где сестры из монастыря в Риме подметают кельи, выбирают пряжу, сидят у реки, месяц держался в лидерах топ-листа роликов по лайкам и комментариям. Под такими видео женщины пишут: «Меня поражает их спокойствие и счастье» или «Если бы я жила так, моя жизнь была бы легче. Я тоже хочу попробовать».

В мире, где от женщин одновременно ждут карьерных успехов, безупречной внешности и заботы о семье, желание выключить телефон и остаться наедине с собой перестает быть капризом и становится стратегией выживания. Тренд Monk Mode отражает накопившуюся усталость и предлагает альтернативу: уединение и выбор в пользу внутренней гармонии.

 

Одна из главных причин его популярности — отказ от давления самопрезентации. Исследование Пенсильванского университета 2018 года показало: активное использование Instagram усиливает чувство неполноценности и снижает удовлетворенность жизнью. Социальные сети формируют образ женщины, которая обязана быть одновременно «успешной, красивой и счастливой». Monk Mode становится обратным жестом: «Я могу исчезнуть с социальных радаров — и ничего важного не упущу».

Вторая причина популярности «монашеского режима» связана с ожидаемой от женщин многозадачностью и усталостью, о которых общество всерьез заговорило совсем недавно. По данным Росстата, в России женщины тратят на воспитание детей и уход за ними в три раза больше времени, чем мужчины, а на быт — в два раза больше. Уборка, готовка, покупки, организация быта и контроль за расписанием всей семьи — эта невидимая нагрузка ложится именно на них. Monk Mode становится фантазией об освобождении от нее, возможностью взять ответственность только за себя — или разделить коллективно, как это бывает в монастырях.

Романтика деревенской жизни

Если Monk Mode — это дисциплина и минимализм, то Cottagecore («деревенский стиль») — романтизированный побег в воображаемый «сельский рай» с длинными платьями, кружевными скатертями, хлопотами в саду. Соответствующий хештег в TikTok собирает десятки тысяч лайков. В этой эстетике нет уведомлений в рабочих чатах и дедлайнов, только повседневные дела, превращенные в источник удовольствия. «Концепция простой, медленной жизни сделала меня счастливой, — призналась The New York Times 18-летняя Эмили Келлум. — Я вспомнила, что жизнь в постоянном стрессе ради того, чтобы не отставать, не должна быть состоянием по умолчанию».

 

Пик популярности Cottagecore пришелся на пандемию: когда города оказались закрыты, а жизнь сжалась до размеров квартиры, эта эстетика предложила визуальную альтернативу — возможность выбраться из четырех стен хотя бы в интернете. Неслучайно The New York Times назвала тренд «эстетикой психологического убежища». 

Кадр из сериала «Энн»

Для многих женщин город сегодня ассоциируется не только с карьерными возможностями, но и с уязвимостью: шумом, перегрузкой и ощущением небезопасности. В этом контексте загородная жизнь превращается в символ спокойствия и медленного ритма. Визуальные образы Cottagecore романтизируют «традиционный» уклад, но для современных девушек это не возврат к патриархальным ролям, а терапевтическая практика — способ мысленно спрятаться в сельской идиллии и на время выключить давление KPI и бесконечных дедлайнов.

Со временем влияние Cottagecore вышло далеко за пределы соцсетей. Пасторальные мотивы появились в коллекциях модных домов, идиллическое изображение сельской жизни пришло в сериалы вроде «Энн» (2017–2019). Для женщин, уставших от тревожных новостей и бесконечной гонки за результатами, эта эстетика стала способом напомнить: их ценность не исчерпывается карьерой.

Девушки на пенсии 

Grandmacore («Бабушкина эстетика») отчасти похожа на Cottagecore (поскольку у многих деревня ассоциируется с летом у бабушки). Но если Cottagecore романтизирует деревенский быт и природу как способ уйти от городской суеты, то Grandmacore концентрируется на уюте, семейных традициях, домашних ритуалах — рукоделии, рецептах из старых поваренных книг, ведении бумажных дневников, выращивании комнатных растений. В социальных сетях этот стиль особенно полюбился девушкам-зумерам, которые с иронией и теплотой воспроизводят «бабушкину» жизнь, превращая ее в инструмент психологического комфорта и эстетического удовольствия.

Психологи Александра Баранова и Наталья Яковлева из Рязанского медицинского университета отмечают, что в условиях нестабильности и тревожного будущего молодые женщины ищут в образах прошлого чувство безопасности. «Бабушкин мир» символизирует то, чего не хватает сегодня: спокойствие, тепло, детскую радость, предсказуемость и неторопливость. Команда исследователей из университетов Северной Дакоты и Саутгемптона выяснила, что ностальгия действует как механизм, защищающий от эмоциональной перегрузки: «Ностальгия — это ресурс психологического здоровья, который способствует адаптивному функционированию у людей, подверженных риску психических проблем».

 
Pinterest

В TikTok появляются десятки роликов с гордыми комментариями: «Я живу как моя бабушка — и это делает меня счастливой». Grandmacore превращается в способ переосмыслить домашнее пространство — сделать его местом силы, а не ограничений. Это не отказ от активности, а переоценка действий: жить медленно, при этом оставаться самодостаточной женщиной.

Grandmacore — это не только эстетика уюта, но и феминистский месседж. В мире, где женская привлекательность ассоциируется с молодостью и глянцевыми образами, этот тренд заявляет о ценности возраста и «неидеальной» внешности. Молодые женщины с удовольствием примеряют «возрастную» идентичность, используя ее как инструмент освобождения от давления социальных ожиданий.

Видеть красоту в неидеальности

Другой тренд, который превращает «несовершенство» в ценность, — goblincore, «эстетика гоблина». Его последовательницы отмечают, что тренд позволяет чувствовать себя привлекательной, не соответствуя навязанным стандартам, причем не только во внешности, но и в образе жизни, интересах. В TikTok под хештегом #goblincore можно найти видео, где девушки собирают камешки, перья, коллекционируют найденные на улице предметы, показывают банки с насекомыми. Подобный контент находит своих фанатов: один из роликов, где молодая женщина в растянутом свитере и с растрепанными волосами поет на фоне леса, собрал почти 500 000 просмотров и более 100 000 лайков.

Goblincore имеет и еще одно измерение — экологическое. На фоне постоянных новостей о климатическом кризисе он становится способом наладить связь с природой без идеализации, принять ее такой, какая она есть. В 2025 году опрос американских ученых показал, что женщины в 1,5 раза чаще сообщают, что их волнует состояние климата, чем мужчины. Переводя «хаос природы» в объект любви и интереса, Goblincore помогает находить в ней точку опоры и справляться с ощущением беспомощности.

 
Фото Sandwich·Pinterest

Бантики и рюши

Совсем иное направление — Coquettecore («кокетливое настроение»). Визуально оно легко опознается по кружевным платьям, корсетам, атласным лентам и жемчужным аксессуарам — визуальному коду «девичьей романтики». Сегодня это один из самых популярных визуальных трендов среди женщин: так, ролик с подборкой видео в стиле Coquettecore и подписью «В другой жизни я принцесса, живущая тихой жизнью в замке» собрал более 1,8 млн просмотров и 280 000 лайков.

Как отмечает Vogue, эстетика Coquettecore оформилась в 2020 году, когда девушки-инфлюенсеры начали выкладывать в соцсети образы в «шелковых балетках с бантиками и с книгой «Лолита» Набокова в руках». Популярность тренда с тех пор то росла, то снижалась, но он закрепился как часть визуальной культуры поколения зумеров.

По словам стилиста и инфлюенсера Мари Эллард, движение стало «возвращением женственности». «Люди, не знакомые с сообществом, думают, что речь идет о гиперсексуальных образах для привлечения внимания. На самом деле это гиперфеминизированный, почти ностальгический взгляд на девичество и юность, [какими они были] до того, как все стало настолько сложным», — объяснила она в интервью Би-би-си.

Coquettecore становится не просто эстетикой кружев и лент, а способом переосмыслить женственность. Он превращает то, что раньше считалось слабостью или наивностью, в ресурс — инструмент игры с идентичностью. Для девушек поколения зумеров эта эстетика работает как возвращение контроля: теперь их внешность принадлежит им самим, а не культурным стереотипам.

 

Лечь и ничего не делать

В Китае термин Tang Ping — «лечь и ничего не делать» — превратился не просто в тренд, а в культурный протест. Впервые о нем заговорили в 2021 году, когда молодые люди, мужчины и женщины, начали массово отказываться от сверхурочной работы, покупки жилья и традиционных ожиданий вроде раннего брака. Tang Ping стал своего рода манифестом поколения миллениалов, уставших от постоянной гонки, пишет The Washington Post. Он отражает усталость китайского среднего класса, столкнувшегося с растущими ценами и жесткой конкуренцией в городах, где успех превратился в постоянное испытание.

Термин Tang Ping родился на китайском форуме Tieba, где один из пользователей после двух лет безработицы написал: «Лежать на плоской поверхности — это мое софистическое движение». В посте (к июню 2021 года удален) он прикрепил фотографию, на которой лежит в постели посреди дня в комнате с задернутыми шторами. Вскоре сообщество Tang Ping на форуме Douban выросло до 9000 подписчиков.

Эстетика Tang Ping стремительно перешагнула границы Китая. В TikTok и Reddit начали появляться ролики с мягкими кроватями, дневниковыми записями «ничего не делаю» и пустыми комнатами — без столов с рабочими компьютерами или атрибутами хобби. В западной прессе тренд часто сравнивают с культурой slowlife («медленная жизнь»), но ключевое отличие Tang Ping в том, что это не просто поиск спокойствия — это сознательный отказ от системы, которая оценивает человека только по его продуктивности.

Сегодня Tang Ping, как и другие подобные тренды, особенно популярен среди женщин, для которых отказ от двойной нагрузки и постоянной активности стал формой вызова обществу. Ян Чжань, антрополог из Гонконгского политехнического университета, отмечает: «Люди были одержимы саморазвитием. Сейчас женщины готовы поставить жизнь на паузу в настоящем в надежде на лучшее будущее». По ее мнению, Tang Ping — не про отказ от мира или уход в себя. «Это способ заявить о наших требованиях: сделать системы справедливее, а условия труда — безопаснее», — поясняет она.

 

Манифест усталости 

В последние годы наблюдается значительный сдвиг в том, как молодые женщины воспринимают свои роли в обществе. Традиционные идентичности, такие как «мать» или «карьеристка», уступают место более многогранным и гибким образам. И в этой парадигме социальные «эстетики» становятся не просто трендами в соцсетях, а инструментами самовыражения и переосмысления традиционных женских ролей. Хотя каждый из них предлагает, казалось бы, очень узкий набор практик и визуальных кодов, все вместе они составляют инструментарий сопротивления навязанным ожиданиям, предлагающий вместо гонки за успехом выбрать способность оставаться в согласии с собой. 

Конечно, современные эстетики чаще всего представляют собой условность и игру. Реальный уход в монастырь может быть связан с суровыми ограничениями, тяжелым физическим трудом и психологическим напряжением. Жизнь в сельской местности — с недоступностью базовых удобств, к которым привыкли горожанки, и особенно заметным гендерным неравенством. А пенсия — с бедностью, одиночеством, болезнями. Парадокс в том, что ответом на нереалистичные стандарты красоты и успеха становятся эстетические и эмоциональные опоры в виде все таких же нереалистичных представлений об альтернативных жизненных сценариях.

Но важно и то, что таким образом интернет-платформы предоставляют возможность для формирования сообществ, поддерживающих позитивное самовосприятие и разнообразие. В конечном счете, визуальные тренды перестают быть просто красивыми фотографиями и стилем в одежде и становятся частью культуры принятия.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+